Урок Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения в рамках программы Прогноз безопасности


Класс Дата Класс Дата
9-а 20/02/2015 10-а 20/02/2015
9-б 20/02/2015 Урок в рамках Всероссийской программы «Прогноз безопасности».
Тема:Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения
Цель: - убедиться в необходимости применения дополнительных мер безопасности дорожного движения при изменении погодных условий, опираясь на рассмотрение физических явлений и решение задач;
- развитие аналитического мышления, навыков применения знаний, полученных на уроках физики, в практической жизни при ;- формирование представления об ответственности человека за свою жизнь и жизнь другого человека при участии в дорожном движении.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, секундомер, линейка, набор цветных карточек и светоотражающих поверхностей, пульверизатор, фонарь, экран.Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Тематическая и целевая установка.
Мы привыкли слушать прогноз погоды для того, чтобы выбрать одежду или спланировать отдых. Однако есть ещё одна причина прислушаться к прогнозу, как ни странно – это безопасность на дорогах, и неважно кто вы: водитель или пешеход.
По данным статистики ГИБДД, любые погодные изменения приводят к увеличению дорожных аварий. Так, увеличение незначительных ДТП в условиях неблагоприятной погоды может составлять от 20% до увеличения в несколько раз. И что особенно плохо - ухудшение погодных условий увеличивает число наездов на пешеходов. Пешеходы в условиях холодной погоды надевают головные уборы или капюшоны, прячутся под зонтами и это значительно сужает поле их обзора, ухудшает возможность полноценно следить за ситуацией на дороге.
И сегодня на уроке, ребята, мы с вами постараемся разобраться, как обезопасить себя и других на дороге в условиях непогоды. Давайте попробуем сформулировать вместе цель урока.
Цель урока: убедиться в необходимости применения дополнительных мер безопасности дорожного движения при изменении погодных условий, опираясь на рассмотрение физических явлений и решение задач.
- Запускается презентация и объявляется тема занятия. (слайд № 1).
- Учащиеся при помощи учителя должны сформулировать, с какой целью проводится такое необычное занятие по физике. (слайд № 2).
3. Основная часть
- Создается проблемная ситуации с помощью просмотра 2-х видеороликов о движении транспортного средства во время сильного дождя и при гололеде. (слайд № 3 и 4).
- Организуется активное обсуждение, в какое время года, какие опасности подстерегают пешехода и водителя на дороге. При обсуждении учитель вставляет некоторые статистические данные о ДТП.
После обсуждения на экран выводится сводная таблица о неблагоприятных условиях на дороге (слайд № 5). Учитель акцентирует внимание учащихся на тех позициях, которые были пропущены в обсуждении. Разбираются новые для них понятия аквапланирование, лиственная и паровая подушка.
- Предлагается изучить зависимость коэффициента трения колес об асфальт, а значит и тормозной путь автомобиля, в зависимости от погодных условий. (слайд № 6).

- Для закрепления материала необходимо решить Задачу № 1 (слайд № 7).
Учащимся предлагается самостоятельно сделать краткую запись и решить предложенную задачу в течение 5 минут.
- После чего на экран выводится решение задачи и проводиться обсуждение полученных результатов. (слайд № 8).

А теперь давайте экспериментально убедимся в этих фактах. Проведем эксперимент на зависимость тормозного пути от свойств поверхности.
Ход эксперимента: С наклонной поверхности на гладкий стол пустить брусок 2-3 раза. Зафиксировать среднюю длину тормозного пути на горизонтальной поверхности. Затем на стол налить воды так, что бы образовалась водяная пленка. Вновь пустить брусок. (Внимание , сырой брусок повторно с наклонной поверхности на пускать – меняются начальные условия, поверхность бруска и наклонной плоскости для повтора должны быть сухими).
Демонстрационный опыт: «Зависимость тормозного пути от свойств поверхности»
Теперь вспомним о таком факторе - ухудшении видимости. Проведем эксперимент. Имитируем туман с помощью пульверизатора.
Ход эксперимента: Осветить противоположную стену кабинета фонарем с хорошо сфокусированным лучом. Зрительно зафиксировать яркость и четкость контуров светового пятна. Затем по ходу луча, создать водяное облако с помощью мелко дисперсионного распылителя.
Выполняется просмотр видеоролика «Туман» (слайд № 10) Демонстрационный опыт: «Имитация тумана»
Результат эксперимента: почему наблюдается уменьшение яркости и четкости светового пятна на стене?
- происходит рассеивание света вследствие: 1) отражения света на сферической поверхности капли; 2) преломления на границе вода – воздух; 3) многократное внутреннее отражение.
(слайд № 11)
- На следующем этапе урока необходимо донести до сознания учеников, что кроме внешних физических условий на безопасность дорожного движения, влияет и особенности физиологического восприятия информации человеком.
Учителем проводится демонстрационный опыт «Определение скорости реакции ученика» с линейкой и секундомером, который позволяет определить сколько времени проходит между возникновением опасности и реакцией организма на нее.
Надо учитывать: Понижение атмосферного давления, особенно остро и болезненно ощущают люди, имеющие высокое внутричерепное давление. У них обостряются приступы мигрени. При повышении атмосферного давления ухудшается самочувствие у гипертоников, больных, страдающих бронхиальной астмой и аллергиков. В дни магнитных бурь происходит наибольшее количество вызовов скорой помощи по поводу гипертонических кризов, инфарктов и инсультов. А человек вполне может оказаться в это время за рулем. Время реакции водителя в болезненном состоянии будет только увеличиваться, а это будет приводить к увеличению тормозного пути!
Демонстрационный опыт: «Определение скорости реакции ученика»
Учителем проводится демонстрация темных карточек с разными словами, напечатанными разными цветами, и предлагается ученикам с дальних парт прочитать текст. (Предварительно необходимо подобрать цветовую гамму и проэкспериментировать с тестом и освещением).
Более контрастные цвета читаются легко, менее контрастные цвета «расплываются», как подведение итогов выводим слайд № 13, где отображается за сколько метров может водитель в темное время суток заметить пешехода в цветной одежде. Демонстрационный опыт: «Определение цветоощущения»
Формулировка проблем, которые возникают при сложных погодных условиях.
Мы рассмотрели большое количество сложностей на дороге, возникающих при ухудшении погоды, однако они все вызывают сходные проблемы (следствия), назовите их.
Главные следствия негативных погодных условий: (слайд 14)
Увеличение тормозного пути.
Ухудшение видимости.
Возможное ухудшение состояния здоровья водителя.
Неправильное поведение пешехода не проезжей части.
Поиск решения по поставленной проблеме.
В дорожном движении принимают участие двое: водитель и пешеход. Так как позиция пешехода, ученикам пока ближе и понятнее, учитель просит сформулировать правила поведения пешеходов в ситуации плохих погодных условий.
N правил поведения пешехода при ухудшении погодных условий: (Список записывается на доске после обработки предложений учащихся). Примерный список.
1. Учитывать, что ситуация изменилась и не рассчитывая на реакцию водителя, предпринять меры самосохранения – не перебегать дорогу провоцируя резкое торможение.
2. Не надеяться, что водитель вас гарантированно видит и лучше пропустить транспорт, либо точно убедиться в эффективном торможении и остановке.
3. Не идти по краю дороги, особенно вдоль движения транспорта. Двигаться по обочине надо навстречу транспорту, максимально дальше от края проезжей части.
4. Использовать световозвращающие элементы на одежде, сумке, зонтике, велосипеде и т.д.
5. При наличии капюшона, зонтика, заранее освободить себе поле зрения влево и вправо, находясь еще на обочине.
6. Освободиться от плеера и прервать разговор по телефону.
7. Велосипедист в таких условиях должен сойти с велосипеда и двигаться по дороге пешком, рядом с велосипедом.
Домашнее задание. (Записывается на доске).
Продумать и записать N Правил поведение водителя при ухудшении погодных условий. Кстати, в 2015 г. вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения. Пешеходов обяжут носить вне населенных пунктов одежду со световозвращающими элементами, делающую людей более заметными на трассах. За невыполнение штраф составит 500 рублей. В городской черте это требование остается рекомендацией. Между тем, исследования сотрудников Научно-исследовательского центра ГИБДД России показали, что применение пешеходами световозвращателей, более чем в 6,5 раза снижает риск наезда на них транспортного средства.
4. Подведение итогов урока.
За окном осень, к сожалению, период наиболее тяжелых последствий в ДТП приходится на месяцы (сентябрь – ноябрь), когда погодные условия в стране хуже всего, в том числе отмечаются самые неблагоприятные условия по видимости на дорогах. Для того что бы вас, ребята, это не коснулось, мы провели сегодняшний урок.
Необходимо оценить деятельность учеников.
Оцените, кто из Ваших одноклассников сегодня принимал самое активное участие в работе.