Памятки по пожарной безопасности для начальных классов

МБОУ « Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н. А. Токарева»

Материалы по
«Пожарной безопасности для детей»



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


«Пожарная безопасность».
В материалах отражена специфика проведения занятий по одной из актуальных проблем – пожарной безопасности.
Использование разнообразных форм и методов проведения занятий (рассказ, беседа, упражнения, игры, анализ конкретных ситуаций, отработка практических действий) поможет эффективнее проводить обучение и воспитание по пожарной безопасности. Материалы пособия могут использоваться педагогами как на уроках ОБЖ в 1-4 классах, так и во внеурочной работе, во время проведения занятий ДЮП.
Разработки составлены с учётом рекомендаций и требований органов Государственного управления служб противопожарной безопасности.
Предназначено учителям начальной школы, руководителям дружин юных пожарных.
Занятия можно проводить в классных комнатах, на спортивной площадке, в спортивном зале охватив от 12 до 30 учащихся.
Введение
Огонь, полученный человеком в древнейшие времена, означал его величайшую победу над силами природы. В то же время, являясь великим благом, огонь принёс людям и тяжёлые страдания.
Огонь наносит ущерб, лишает людей имущества и крова, но самое страшное – на пожарах гибнут люди.
Причинами пожаров, гибели и травматизма людей на них, как правило, являются беспечность, невнимательность, игнорирование требований Правил пожарной безопасности.
Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещённости, осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в ЧС – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе, городских, сельских условиях – повсюду, где мы живём, трудимся, отдыхаем.
В рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено обязательное изучение тем по пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведённого программой времени (2-4 часа в год) недостаточно для полного освещения проблемы пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.
Учебный материал распределяется с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Учебная цель занятия
- привитие учащимся навыков пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.
Задачи
- формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" по пожарной безопасности;
- улучшение правовой подготовки;
-обучение правилам пожарной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. История возникновения пожарной охраны.
«Пожарная охрана и её задачи. История пожарной охраны».

Тема 2. Огонь – друг и враг человека.
«Огонь – друг или враг?» (Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь людям. Как человек научился управлять огнём. Какой вред приносит огонь, когда он вырывается из-под контроля человека.)


Тема 3. Отчего происходят пожары. Что нужно делать при пожаре.

«Искру туши до пожара».
«С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!»
«Причины возникновения пожара. Что нужно делать при пожаре».
Бытовые возгорания и способы их тушения.

Тема 4. Берегите жилище от пожаров.
«Легче пожар предупредить, чем потом его тушить».

Тема 5. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.
«Первичные средства пожаротушения и их применение».
«Знаки пожарной безопасности».

Тема 6. Наступает Новый год.
«Чтоб Новый год беды не принёс».

Тема 7. Первая медицинская помощь.
Беседа «Как оказать помощь при ожогах»


Тема 1. История возникновения пожарной охраны.
ПОЖАРНАЯ ОХРАНА И ЕЁ ЗАДАЧИ. ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.
30 апреля – День работников пожарной охраны.

Цель: дать представление об истории возникновения пожарной охраны в России; развивать чувство гордости за людей профессии пожарных.

Организация класса.
Беседа по теме занятия. Такая у нас эпоха,
Время такое у нас,
Чтоб не было людям плохо,
За счастье борись каждый час.
За радость, за жизнь и за счастье
В бой каждый день идет
Пожарный, хирург и мастер,
Токарь и садовод.
У счастья людского на страже
Заняли мы рубежи,
Потому что отважным
Эпоха принадлежит.
Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Тёмного. Это были указы о том, как обращаться с огнём и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней надобности; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смертной казнью.
В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой.
30 апреля 1649 года царём Алексеем Романовым был подписан текст «Наказа о градском благочинии» - первого нормативного акта, содержащего основные признаки установления в России профессиональной пожарной охраны. Эту дату принято считать днём рождения пожарной охраны.
С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
В 1803 году царь Александр издал указ о формировании в Петербурге пожарной команды. На вооружении команды находились ручные насосы.
17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём».
200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни.
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки дозорный из будки
Поглядывал на север, на юг,
На запад, на восток -
Не виден ли дымок?
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивалось вверх бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые.
Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: «Летит как на пожар». Но дом зачастую не успевали спасти.
На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях.
- Каким должен быть пожарный? (Смелым, отважным, храбрым, умным).
- На рисунке найдите пожарного.
- Как вы узнали его? (Он в каске, в специальном костюме).
- Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. Скажите, а зачем пожарному каска? (Каска защищает голову от ударов).
Должны мы гимны петь пожарным,
Их на руках всегда носить,
Ведь на земле этой профессии
Необходимей не найти!

Игры юных пожарных – спасателей.
Игра «На пожар»
От каждой команды выбирается один игрок. По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»: например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду – облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее оделся. Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут несколько игроков – например три.
Тогда уже «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу. Выигрывает та команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта.
Игра «Разведчик»
От каждой команды выбирается один игрок. По команде он должен пройти полосу препятствий добраться до стульчика с куклой и вынести её «из огня». Побеждает то, кто придет к финишу первым.

Игра «После пожара»
От каждой команды выбирается два игрока. Они садятся на стульчики и берут в руки катушку, к которой одним концом прикреплен шнур.

По команде играющие начинают наматывать на катушку шнур. Побеждает тот, кто закончит первым. Игру можно повторить несколько раз - с участием других членов команд.
Игра «Сбор по тревоге»
Соревнуются две команды. По условному сигналу (пожарная сирена, звон колокола) игроки на скорость надевают боевую одежду пожарного (каску, куртку, перчатки, ремень) и бегут к выставленному огнетушителю. Добежав до огнетушителя, возвращаются обратно, быстро снимают одежду и передают её другому участнику команды.

Игра «Борьба с огнём»
Выстраиваются две команды (по 5 человек). По условному сигналу игроки на скорость разматывают пожарный рукав, установленный в центре и сложенный в двойную скатку. Побеждает тот, кто быстрее размотает рукав.

Игра «Тушение пожара»

Выстраиваются две команды (по 5 человек). По условному сигналу игроки из одной ёмкости черпают воду и передают ведерко с водой из рук в руки.

Последний игрок выливает воду в пустую ёмкость. Побеждает та команда, которая не разлив воду быстрее заполнит, пустую ёмкость.





Тема 2. Огонь – друг и враг человека.
ОГОНЬ – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

Цель: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

Организация класса.
Изучение материала по теме.
1). Рассказ с элементами беседы о значении огня для человечества.
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищал человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда, дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь.
По древней мифологии Прометей похитил у богов Олимпа огонь и принес его людям. Научив их пользоваться огнем, Прометей сделал людей сильными и независимыми от богов. За это Зевс приковал его к высокой скале и обрек на вечные страдания. Выражение «Прометеев огнь» стало символом борьбы с силами тьмы.
Огонь почитался как сила целительная и защищающая от болезней. При эпидемиях зажигали «свежий», не от другого очага, а добытый трением огонь и через него перепрыгивали, дабы защититься от мора. Через огонь прогоняли скот при эпидемиях.
Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь разорвал связь человека с дикой животной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства.
Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.
- Назовите сферы применения огня. (Ответы детей.)
- Можно долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.
2). Инсценировка стихотворения.
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжётся, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит:
«Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь».
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок...
- К чему может привести неосторожное обращение с огнём?
Итог занятия.




Тема 3. Отчего происходят пожары. Что нужно делать при пожаре.
ИСКРУ ТУШИ ДО ПОЖАРА
(внеклассное занятие для учащихся 1-4 классов)
Цель: учить детей осторожному обращению с огнём.
Ход занятия.
ВЕДУЩИЙ: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. И с тех пор он стал верным спутником человека. Но иногда он может превратиться в страшную, разрушительную силу. Чтобы сохранить личное и общественное имущество от пожаров, уберечь своё здоровье, мы должны соблюдать правила пожарной безопасности.
БУРАТИНО (вбегает): Здравствуйте, ребята! Я – Буратино. Я хочу быть помощником папы Карло и вообще быть умненьким - благоразумненьким! Я тоже хочу знать правила пожарной безопасности.
ВЕДУЩИЙ: Тогда садись и слушай ребят.
(Выходят учащиеся: 1 говорит правило, 2 читает стихотворение)
Не играй со спичками – может случиться пожар!
Не играй дружок со спичкой! Помни ты, она мала, Но от спички-невелички может дом сгореть дотла.
Петарды, салюты и фейерверки могут зажигать только взрослые, с соблюдением правил безопасности.
Не играй с петардой, друг! Петарда может и взорваться. Пожар случиться может вдруг, а ты – без пальчиков остаться.
Уходя из дома, не забывайте выключить электроприборы.
Ленту гладила Анюта и увидела подруг, Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг. Тут уж было не шутки. Вот что значат три минутки. Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар!
Не играйте с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: ацетоном, лаком, бензином.
Костёр развести мальчишки решили. И в этот костёр бензина подлили. Вдруг вспыхнуло пламя, пожар начался. Запомни с бензином играть вам нельзя!
Не разводи костёр на чердаках, в подвалах, возле строений.
Возле дома и сарая разводить костёр не смей! Может быть беда большая для построек и людей.
Ты о пожаре услыхал – скорей об этом дай сигнал. Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер – 01.
ВЕДУЩИЙ: Запомнил, Буратино?
(Появляются лиса Алиса и кот Базилио.)
КОТ: Да где же он?
АЛИСА: Да вот же он! Иди к нам, наш бедненький и умненький Буратино! С нами ты не соскучишься. На тебе спички и бумаги и побольше. Давай костёр разведём!
КОТ: А у меня и бензин есть.
ВЕДУЩИЙ: Буратино, ты же правила с ребятами только что учил!
АЛИСА: Эти дети знают правила пожарной безопасности?
КОТ: Не верю!
ВЕДУЩИЙ: Не верите? А мы вам сейчас докажем. Я начинаю стихотворение, а вы продолжаете.
- Деревянные сестрички в коробочке, это - ... спички.
- Вы запомните, друзья, детям спички брать ... нельзя.
- Предупреждаем всех недаром, трудно справиться с ... пожаром.
- При пожаре не зевай, огонь водою ... заливай.
- А чтоб не случилась в твоём доме беда, советы родителей слушай ... всегда.
- Легче, чем пожар тушить, нам его ... предупредить.
АЛИСА: в этой школе все знают правила пожарной безопасности! Пойдём в другую школу.
Частушки.
Спичка брошена нечаянно,
Пламя вспыхнуло отчаянно,
Вы без паники, друзья,
Жильё спасайте от огня.

На чердак забрались дети,
Дым почуяли соседи.
Вы, ребята, догадались,
Чем они там занимались?

Пожар в квартире номер пять,
Лезут дети под кровать.
А спасатели придут,
Как они их там найдут?

День рождения у Светы –
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра –
Искры разлетаются.

После всякого пожара
Зрелище ужасное!
Дотла сгоревшие дома –
Пепелище страшное.

О пожаре пели мы,
Чтоб спасти вас от беды.
Призываем всех: «Друзья,
С пламенем играть нельзя!».

(Появляется Старичок - Лесовичок.)
СТАРИЧОК – ЛЕСОВИЧОК: Здравствуйте. Я пришёл на ваш праздник специально. Вы меня узнали? Я Старичок – Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю его. Но не все люди знают правила пожарной безопасности в лесу. Поэтому я пришёл в класс, чтобы познакомить вас с этими правилами:
Костёр в лесу можно разводить только в присутствии взрослых, в специально оборудованных местах или на старых костровищах.
Нельзя разводить костёр на сухой траве и рядом с деревьями.
Нельзя устраивать очень большие костры.
Нельзя разводить костры в сухую и жаркую погоду или при сильном ветре.
Уходя, нужно обязательно затушить костёр, залить водой или засыпать землёй.
- А теперь мне пора в лес. (Уходит.)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, а что же мы должны делать, если пожар по чьей-то вине начался?
– Срочно сказать взрослым.
– Если нет взрослых, то позвонить по телефону 01.
– Если в помещении дым, как можно быстрее пробираться к выходу.
ВЕДУЩИЙ: молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили правила пожарной безопасности дома и в лесу. Какой же можем сделать вывод?
ДЕТИ: Нельзя играть с огнём. Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.



С ОГНЁМ НЕ ИГРАЙТЕ! С ОГНЁМ НЕ ШАЛИТЕ!
ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНИ СВОИ БЕРЕГИТЕ!
(для учащихся 3 классов)
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.
Ход занятия.
I. Ведущая - Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами об огне, пожаре. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев?
-Расскажите, пожалуйста, как выглядит огонь. (Ответы детей) Верно, огонь ярко – красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорят: «огонь без дыма не живет!» Отгадайте загадку:
Красный бык на земле лежит,
Голубой бык к небу тянется
Ведущая - Верно! Красный бык – это огонь, а голубой бык – это дым. Молодцы!
(Раздаётся стук в дверь)
Ведущая - Кто это к нам стучит.
Огонёк: Это я – Огонёк. Я услышал ваш разговор обо мне и решил забежать послушать, что вы обо мне знаете. У меня для вас есть несколько заданий. Хочу посмотреть, справитесь ли вы с ними. Согласны?
Дети - Да.
(Дети делятся на 2 команды)
Огонёк: Первое задание - отгадывание загадок. Любите вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно. Загадывать буду по очереди, какая команда отгадает, та получает фишку.
1. Он красив и ярко – красен, но он жгуч, горяч, опасен (огонь)
2. Маленький конек, вместо гривы – огонек (спички)
3. Мчится кран со стрелой на большой машине, чтоб смогла пожар любой погасить машина (пожарная машина)
4. Если дым валит клубами, пламя бьется языками, и огонь везде, и жар – это бедствие – (пожар)
5. Он дает тепло и свет, с ним шутить не надо, нет! (огонь)
Огонёк - Молодцы все загадки правильно отгадали и заработали фишки.
II. (Разбор ситуаций)
Огонёк предлагает детям рассмотреть иллюстрации. Дети рассматривают иллюстрации, рассуждают, что может стать причиной пожара.
Огонёк - Молодцы, ребята, как много вы знаете!
Ведущая - А теперь поиграем все вместе, вставайте в круг, возьмите в руки красный воздушный шар и передавайте его по кругу. Я буду начинать фразу, а тот, у кого шар окажется в руках, тот будет заканчивать фазу. Слушайте внимательно.
Ведущая - Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой..
Ребенок - пожар
Ведущая - Раз, два, три, четыре
У кого пожар в..
Ребенок - в квартире
Ведущая - Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил.
Ребенок - утюг
Ведущая - Красный отблеск побежал
Кто со спичками
Ребенок - играл
Ведущая - Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над ..
Ребенок - газом
Ведущая - Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег
Ребенок - траву
Ведущая - Кто в огонь бросал при этом незнакомые
Ребенок - предметы
Ведущая - Помни каждый гражданин
Пожарный номер ...
Ребенок - 01
Ведущая - Дым увидел – не зевай
И пожарных
Ребенок - вызывай.
Ведущая - Молодцы!
III. Огонёк - А сейчас следующее задание: какие правила поведения при пожаре вы знаете? (Ответы детей)
Ведущая - Если вьется пламя
Дым валит столбом,
«Ноль – один» мы набираем,
И кого мы позовём?.. (ответы детей)
Ведущая - Послушайте стихотворение «Мы пожарные».
На машине ярко – красной
Мчимся мы вперед
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных ждет.
Вой пронзительный сирены
Может оглушить
Будем и водой и пеной
Мы пожар тушить
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь
С пламенем бороться будем
Мы и день и ночь.
– Вот какое замечательное стихотворение придумали про пожарных.
Ведущая - А хотите посоревноваться, как пожарные.
Игровые командные конкурсы:
Пожарные едут на помощь. / Дети встают командами друг за другом. Перед ними стоят кегли в ряд. Каждой команде даётся маленькая пожарная машинка на верёвочке. Дети поочерёдно змейкой оббегают кегли, везя за верёвочку машинку, старясь не сбить ни одной кегли. Чья команда вперёд.
Бег с препятствиями. / Чтобы спасти людей из пожара пожарным приходится преодолевать различные препятствия. Вот и вы сейчас как настоящие пожарные, тоже будете преодолевать препятствия, и спасть кегли, которые стоят за скамейками. Ставятся скамейки. По 4 штуки перед каждой командой. Дети поочерёдно бегут, под одной скамейкой пролезая внизу, другую перелезают через верх и т.д. Какая команда вперёд.
Пожарные тушат огонь. / Каждому участнику к ноге привязывается воздушный шарик (желательно красного цвета, имитирующий огонь). Дети не задевая друг друга руками должны «потушить огонь» (лопнуть шарики) у другой команды. Чья команда вперёд.
Огонёк – Вижу вы очень ловкие пожарные. И правила пожарной безопасности хорошо знаете. Молодцы. Но игра есть игра и нам пора подсчитать фишки, и узнать какая команда одержала сегодня победу.
(Подсчитываются фишки. Объявляется команда-победитель. Награждаются все участники игры.)
Огонёк прощается с детьми -
Чтоб пламя моё лишь светило и грело.
Со мной обращаться нужно очень умело.
С огнём не играйте! С огнём не шалите!
Здоровье и жизни свои берегите!
Характер горяч мой, скажу не на шутку.
Могу разгореться в одну я минутку.
Но другом я буду, согреть я сумею
Тех, кто с огнём обращаться умеет.
(Т.Шадрина)
Ведущая – Спасибо тебе Огонёк. Мы с удовольствием будем дружить с тобой и всегда соблюдать правила пожарной безопасности.


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ.
(для учащихся 1-2 классов)
Цель: учить умению правильно действовать в случае обнаружения пожара.
Задачи: - познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности; с правилами поведения при возникновении пожара, с навыками осторожного обращения с огнём.
- научить разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона 01.
Ход занятия.
Организация класса.
Беседа по теме занятия.
Учитель: Отгадайте загадку, о чём идёт речь?
Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
Дети: Телефон.
Учитель: Верно. А умеете ли вы разговаривать по телефону? Знаете ли вы самые важные, нужные номера? Телефон – хорошая вещь, если умеешь им пользоваться. Давайте подумаем, какие номера телефонов вам нужно знать.
Дети: Телефоны родителей (рабочие), пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа.
Учитель: Запомните эти номера:
01 – пожарная охрана
02 – милиция
03 – скорая помощь
04 – служба газа.
- Конечно, по этим номерам нужно звонить в экстренных случаях, но есть ещё глупые дети, которые звонят в милицию или пожарным просто так, чтобы пошутить и посмеяться. Представьте, где-то огонь, а пожарных нет. Случится беда.
- А теперь послушайте стихотворение: Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Бежит заинька с ведром
Заливать кошкин дом.
- О каком страшном происшествии говорится в стихотворении?
Дети: О пожаре.
Учитель: А как вы думаете, отчего возникает пожар?
Дети: Когда балуются со спичками и зажигалками. Когда забывают выключить электроприборы.
Кот: Надо знать правила поведения при пожаре.
При чрезвычайной ситуации паниковать нельзя,
Нужно умело эвакуироваться, друзья,
Будьте в общественных местах бдительны и наблюдательны,
К указательным знакам и выходам запасным внимательны.
Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив одеяло или плотную ткань или потушить водой.
Правило 2. Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место и обязательно закрыть плотно двери.
Правило 3. Сразу же надо сообщить о пожаре, позвонив по телефону 01.
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01,
Если к вам придёт беда –
Позвони скорей туда.
А если нет телефона –
Позови людей с балкона.
- Для того, чтобы пожарные приняли вызов, нужно сообщить:
~ свой адрес; фамилию и имя; улицу и номер дома;
~ чётко объяснить, что и где горит.
Правило 4. При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, так как дым поднимается кверху. Не надо прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, – так от дыма не спастись. А пожарные долго не могут найти детей из-за этого.
Учитель: Ребята, самое главное – не играйте никогда с огнём. Из рыжего котёнка он может превратиться в злого тигра. И тогда будет беда.
- А теперь поговорим о том, что делать, если случился пожар в школе.
Если случился пожар, то надо эвакуироваться, то есть выйти из опасной зоны. На такой случай есть план эвакуации.
- Как мы узнаем о пожаре?
- О пожаре нам сообщат сигналы: звуковые и речевые. Звуковой сигнал: 3 коротких и один длинный сигналы школьного звонка, сирена пожарной сигнализации.
Услышав сирены звучание,
Немедленно покиньте здание.
Слушайте внимательно информацию,
Куда надо следовать при эвакуации.
Закрепление.
- А теперь повторим все, о чём узнали.
- Как нужно вести себя при пожаре?
- По какому номеру надо звонить при пожаре?
- Что нужно сообщить пожарным?
Учебная эвакуация из здания школы.
Итог занятия.




БЫТОВЫЕ ВОЗГОРАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ТУШЕНИЯ
Ситуация 1. Загорелось кухонное полотенце.
Надо бросить его в раковину, залить водой. Если раковина далеко или нет воды, то надо плотно прижать горящий конец полотенца разделочной доской, крышкой от кастрюли или другим не горящим концом того же полотенца.
Ситуация 2. Вспыхнуло масло на сковородке.
Надо сразу же плотно закрыть сковороду и заливать горящее масло водой, так как произойдёт бурное вскипание, разбрызгивание горящего масла, образуются ожоги рук, лица и множество очагов горения.
Ситуация 3. Загорелось содержимое мусорного ведра, мусорной корзины, небольшой коробки (или горят газеты в почтовом ящике в подъезде).
Надо сообщить взрослым или принести воду и залить огонь.
Ситуация 4. В квартире появился неприятный запах горелой изоляции.
Надо отключить общий электровыключатель, обесточить квартиру, сообщить взрослым. Нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть. При загорании телевизора, холодильника, утюга надо выдернуть шнур из розетки, не подвергая свою жизнь опасности. Если горение только-только началось, надо накрыть отключенный от розетки утюг (телевизор) шерстяным одеялом, плотной тканью и прижать её по краям так, чтобы не было доступа воздуха. Горение прекратится. Если же оно не прекратилось, надо срочно покинуть помещение. Надо помнить о токсичности дыма!
Небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа.
Если воду использовать нельзя (горящий телевизор находится под напряжением) или её нет, то небольшой очаг горения можно попытаться засыпать питьевой содой, стиральным порошком, песком, землёй (например, из цветочного горшка).


Тема 4. Берегите жилище от пожаров.
ЛЕГЧЕ ПОЖАР ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ПОТОМ ЕГО ТУШИТЬ
Цель: прививать навыки безопасного поведения; воспитывать чувство ответственности.
Организация класса.
Беседа по теме занятия.
- Самая страшная беда, которая может приключиться в доме – это пожар. Он может за несколько минут уничтожить всё то, что ваши родители добывали всю жизнь, а может привести и к гибели людей. Как вы думаете, отчего может начаться пожар?
Чтобы этого не случилось, запомните и всегда выполняйте правила:
Не пользуйтесь без разрешения взрослых теми вещами, которые могут загореться;
Никогда не играйте с теми вещами, которые могут воспламениться: спички, зажигалки, бензин, растворители, электроприборы;
Если у вас есть электрические игрушки, никогда не чините их сами, попросите об этом взрослых;
Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы: утюги, обогреватели, телевизоры, светильники, электрочайники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
Не сушите бельё над плитой. Оно может загореться.
Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от ёлки, лучше вообще вне дома.
Не старайтесь потушить пожар сами – сообщите о нём взрослым и, если нужно, помогите им.
При пожаре звонить -01.
Что советуют пожарные.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен,
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём!
Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те отнять!
Раскалился, если вдруг,
Электрический утюг,
Что должны вы сделать, детки?
Вынуть вилку из розетки.
Знает каждый гражданин
Пожарный номер – 01.
Загадки.
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный ... (абажур).
Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с ... (утюгом).
Не суши бельё над газом,
Всё сгорит единым ... (разом).
Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголёк целый дом может ... (сжечь).
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и ... (людей).
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его ... (водой).
Итог занятия.


Тема 5. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.
ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Цель: познакомить учащихся с первичными средствами пожаротушения; прививать элементарные навыки борьбы с огнём.
Оборудование: огнетушитель, картинки (слайды) с изображением пожарного крана и пожарного щита).
Ход занятия
Организация класса.
Вводная беседа.
- С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожаров, стали создавать средства пожаротушения. Первые пожарные команды были вооружены самыми простыми средствами – топорами, ломами, баграми, вёдрами. Всё это размещалось на конных экипажах. На них также размещались лестница и пожарная команда. На отдельной подводе была бочка с водой. Воду нужно подавали вёдрами или с помощью ручного насоса. Место пожара определяли с каланчи – пожарной башни. Поэтому к месту пожара пожарные прибывали с большим опозданием. Сегодня пожарные части оснащены современным оборудованием и средствами пожаротушения. Но очень важно знать и уметь пользоваться первичными средствами, находящимися в школах, больницах, детских садах.
Ознакомление со средствами пожаротушения.
- Самыми распространёнными средствами пожаротушения являются:
1) Пожарный щит, на котором размещены: лопата, топор, лом, багор, ведро. Внизу располагается ящик с песком.
При помощи этих инструментов можно открыть запертую дверь в комнату, где произошло возгорание, засыпать небольшой огонь песком или залить водой. Эти ми же инструментами можно отделить горящую часть строения или мебели, предотвратив распространение огня на другие предметы. Пожарный инвентарь должен использоваться только в случае пожара и всегда находиться в хорошем состоянии и строго на своих местах. Песок должен быть сухим, так как он может быть использован для тушения электроприборов, находящихся под напряжением. Пожарный щит располагается в доступном месте и окрашивается в сигнальный красный цвет.
2) Пожарный кран. –
- Вы не раз наверное, видели дверцы или ящики на стенах с надписью ПК. Что же хранится за этими таинственными дверцами?
- ПК – это пожарный кран. Кроме самого крана там находится пожарный рукав и прямой ствол. Рукав весит почти 8 кг.
- Как вы думаете, сколько метров длина рукава?
- Все пожарные рукава имеют длину 20 метров, хранятся они в двойной скатке, а при использовании их раскатывают. Ствол хранится присоединённым к рукаву.
3) Огнетушители.
- Огнетушители служат для тушения небольших очагов возгорания. Время действия огнетушителя ограничено до 1 минуты, в зависимости от вида и вместимости баллона, поэтому действия при его использовании должны быть чёткими и расчётливыми. Огнетушители бывают порошковые, пенные, воздушно-пенные и углекислотные. Порошковый огнетушитель закрывают огонь слоем порошка, углекислотные – холодом, а пенные – пеной.
- Знаете ли вы, какие огнетушители в нашей школе?
- У нас в школе порошковые огнетушители ОП-4.
- Пользоваться порошковым огнетушителем очень просто.
Сначала надо выдернуть чеку. Затем поднимаем ручку вверх до отказа. Через 6 секунд направляем сопло на огонь и нажимаем ручку.
Экскурсия по школе.
Экскурсия проводится с целью ознакомления с местом расположения первичных средств пожаротушения и правилами пользования ими.
Итог занятия.



ЗНАКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Цель: ознакомить учащихся со знаками пожарной безопасности.
Ход занятия.
Организация класса.
Знакомство со знаками пожарной безопасности:
N пп.
Знак
Смысловое значение
Внешний вид
Порядок применения

Знаки для обозначения средств пожарной сигнализации и
кнопок ручного включения

1.

Кнопка включения средств и систем пожарной автоматики
Форма: квадрат
Фон: красный
Символ: белый
Используется для обозначения места ручного пуска установок пожарной сигнализации, противодымной защиты и пожаротушения; места (пункта) подачи сигнала пожарной тревоги

2.

Звуковой оповещатель пожарной тревоги
Форма: квадрат
Фон: красный
Символ: белый
Используется индивидуально или совместно со знаком 1

3.

Телефон для использования при пожаре
Форма: квадрат
Фон: красный
Символ: белый
Используется для обозначения места нахождения телефона прямой связи с пожарной охраной

Знаки для использования на путях эвакуации

4.

Эвакуационный (запасный) выход
Форма: прямоугольник
Фон: зеленый
Символ: белый
Используется для обозначения дверей эвакуационных выходов

6.

Дверь эвакуационного выхода
Форма: квадрат
Фон: зеленый
Символ: белый фоcфоресцирующий
Используется для обозначения дверей эвакуационных выходов

8.

Направление к эвакуационному выходу
Форма: прямоугольник
Фон: зеленый
Символ: белый
Используется на путях эвакуации для указания направления движения к эвакуационному выходу

9.

Направление к эвакуационному выходу (по лестнице вниз)
Форма: прямоугольник
Фон: зеленый
Символ: белый фосфоресцирующий

Используется на путях эвакуации при движении по лестнице вниз

10.

Направление к эвакуационному выходу (по лестнице вверх)
Форма: прямоугольник
Фон: зеленый
Символ: белый фосфоресцирующий

Используется на путях эвакуации при движении по лестнице вверх

11.

Открывать поворотом от себя
Форма: квадрат
Фон: зеленый
Символ: белый фосфоресцирующий
Используется на створчатых дверях эвакуационных выходов совместно со знаком 6

12.

Открывать поворотом к себе
Форма: квадрат
Фон: зеленый
Символ: белый фосфоресцирующий
То же

13.

Разбей стекло
Форма: квадрат
Фон: зеленый
Символ: белый фосфоресцирующий
Используется в случаях, когда требуется разбить стекло, чтобы получить доступ к ключу для открывания двери или разбить стеклянную панель, чтобы выйти из здания, помещения

Знаки для обозначения пожарно-технической продукции

15.

Огнетушитель
Форма: квадрат
Фон: красный
Символ: белый
Используется для обозначения места нахождения огнетушителя

16.

Пожарный кран
Форма: квадрат
Фон: красный
Символ: белый
Используется для обозначения места нахождения пожарного крана

17.

Пожарная лестница
Форма: квадрат
Фон: красный
Символ: белый
Используется для обозначения места нахождения пожарной лестницы


Экскурсия по школе (с целью ознакомления с местом расположения знаков пожарной безопасности).
Итог занятия.




Тема 6. Наступает Новый год.
ЧТОБ НОВЫЙ ГОД БЕДЫ НЕ ПРИНЁС
Цель: закрепить правила пожарной безопасности при проведении новогоднего праздника и каникул.
Организационный момент.
Будем учиться разумному поведению,
Чтоб праздничного не омрачить настроения.
Беседа по теме.
Новогодняя ёлка стала любимым массовым праздником, которого ждут с нетерпением все.
Но чтобы праздник не принёс вместо приятных сюрпризов беды, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.
Нельзя украшать ёлку легкосгораемыми игрушками, обкладывать подставку и ветви ёлки ватой. Применять свечи, хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару.
Для освещения и украшения ёлки необходимо применять электрические гирлянды только промышленного изготовления и имеющие сертификат пожарной безопасности.
Особое внимание следует уделить пиротехническим изделиям. При их использовании необходимо строго соблюдать инструкции по безопасному использованию для каждого изделия, не использовать их в помещении, лучше всего применять на улице, вдали от жилых объектов.
Любим с другом пострелять
И петарды повзрывать,
Ребятишек попугать,
Больше огоньку поддать.
Кто на праздничной пирушке
Ловко так взорвал хлопушку?
Гости от испуга в шоке,
У ловкача рука в ожоге.
А кто ёлку наряжает,
На ней свечи зажигает,
И недоумевает кто потом:
«Почему сгорел мой дом?»
Кто в розетку подключает
Телевизор, тостер, чайник,
И гирлянды, и огни –
Ну-ка, ёлочка, гори!!!
Сеть перегружать нельзя,
Не праздник будет, а беда.
Так давайте же, друзья,
Помнить, что можно и нельзя.
Чтобы праздник принёс радость,
Игры, пляски, песни, сладость.
Итог занятия.





Тема 7. Первая медицинская помощь.
Беседа «КАК ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ»
Цель: Обучить действиям по оказанию первой помощи при ожогах.
Организационный момент.
Неосторожное с огнём обращение
Ведёт к ожогам, к сожалению.
На всякий случай надо знать,
Как при ожогах помощь оказать.
Будем сегодня этому учиться,
Следуя принципу – всё в жизни пригодится.
Оказание помощи при ожоге.
Ожоги возникают вследствие несчастных случаев при неосторожном обращении с огнём, горячими жидкостями, горючими материалами. Тяжесть ожога зависит от глубины повреждения и ещё в большей степени от его распространения. Специалисты различают 4 степени ожога.
В жизни, ребята, надо уметь
Опасность предвидеть, на помощь поспеть.
Пожаров, ожогов лучше не допускать,
Но если придётся, действия верные выполнять.

Правильная и своевременная помощь при ожогах предотвратит тяжёлые осложнения.
При термическом ожоге нужно:
- смочить обожжённое место спиртом или раствором соды;
- наложить марлю, смоченную в растворе марганцовки;
- забинтовать.
Оказывая первую помощь, ни в коем случае не смазывайте кожу мазями, маслом или другими домашними средствами, нельзя также прокалывать ожоговые пузыри.
Можно при ожоге применять и холодную воду. Для этого надо немедленно погрузить обожжённое место в холодную воду либо подставить под струю на 20 – 30 минут до прекращения жжения и болей. Более сильного охлаждения и болеутоляющего эффекта можно достичь, смочив кожу одеколоном. В целях уменьшения болей до приезда врача больному можно дать внутрь обезболивающие лекарства – амидопирин, анальгин. Кроме того, рекомендуется поить его горячим чаем.
Итог беседы.


Литература

Гайдуков Н.С. Пожарная безопасность жилых и общественных зданий. – Киев, 1977.
Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 1 класс/ сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 2 класс/ сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: методическая разработка городского учебно-методического центра по делам ГО и ЧС / сост. В.Г.Трифонов, М.И.Пешков и др. – Волгоград, 1994.
Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные документы и инструкции) / сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс./ сост. Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. – М.: ВАКО, 2004.
Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» ст. 25 от 21.12.94 г.
















13 EMBED CorelDRAW.Graphic.10 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.10 1415



Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 7Рисунок 12Рисунок 13Рисунок 14Рисунок 18Рисунок 19Root Entry