Методические рекомендации к составлению образовательных программ дополнительного образования детей

Муниципальное образовательное учреждение дполнительного образования детей «эколого-биологический центр» Джанкойского района Республики Крым






Методические рекомендации к составлению образовательных программ дополнительного образования детей












с. Завет- Ленинский
2015







































НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

«Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
НОРМАТИВНО – ФИНАНСОВЫЙ ДОКУМЕНТ,
регламентирующий деятельность педагогического работника (определяет объем временных затрат на образовательную деятельность, тарифицированный в соответствии с региональными финансовыми стандартами).

НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ:
регламентирует содержание образования;
определяет режим занятий (объем времени, затраченный на реализацию образовательных услуг);
устанавливает возрастной ценз обучающихся;
определяет прогнозируемые результаты;
соответствует нормативно – правовой базе образования;
статус программы как нормативного документа обеспечивается также порядком её утверждения.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Глава 2. Система образования.
Статья 12. Образовательные программы.
Пункт 4. К дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (в сфере искусств; в сфере физической культуры и спорта).

Дополнительная общеобразовательная программа является организационно-нормативным документом, в котором отражается педагогическая концепция педагога дополнительного образования в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, условия, методы и технологии реализации целей и задач, предполагаемый конечный результат.
Глава 2. Система образования.
Статья 12. Образовательные программы.
Пункт 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.
Пункт 2.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно – методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, пункт 11).
Глава 10. Дополнительное образование.
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых.
Пункт 3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Пункт 4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Структура программы
I. Титульный лист
II. Пояснительная записка
III. Учебно – тематический план
IV. Содержание
V. Методическое обеспечение
VI. Литература
VII. Приложения

I. Титульный лист
Наименование образовательной организации.
Гриф утверждения программы (с указанием даты).
Рекомендацию педагогического (методического) совета, № протокола, дату.
Направленность программы.
Название программы (не дублирует название объединения).
Возраст детей, на которых рассчитана программа.
Срок реализации программы.
Уровень программы (на основании письма ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г. ознакомительный, базовый, углубленный).
ФИО, должность разработчика (составителя) программы.
Город и год разработки программы.

Направленности программ дополнительного образования
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008, пункт 9):
научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной
Естественнонаучная
Направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук.
Реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
Сфера профессиональной деятельности (по типологии Е.А. Климова) - «человек-природа (окружающий мир)».

Художественная
Направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Сфера профессиональной деятельности - «человек-художественный образ».


Социально-педагогическая
Направлена на социальную адаптацию детей определенных категорий, на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков.
Сфера профессиональной деятельности – «человек-общество», «человек-человек».

Актуальность
Обоснована актуальность программы.
Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам.
В программе представлены современные идеи и актуальные направления развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы.

Актуальность может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизации образования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и т.д..

Программы дополнительного образования детей
должны быть направлены на:
создание условий для развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального

самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее
интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей

Новизна: в данном разделе следует провести сравнительный анализ профильных программ и указать принципиальное отличие данной программы. Целесообразно предложить новые методики и технологии, нововведения в формах диагностики, новые формы подведения итогов и т.д..
Этот пункт раскрывает то новое, что характеризует именно Вашу программу, то, чего не было до этого


Цель
Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно и количественно образ ожидаемого результата, которого можно достичь за определенное время.
Цель образовательной программы – это её стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат. Это общая формулировка образовательных намерений педагога.
Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей


Задачи – это конкретные «пути» достижения цели. Задачи подразделяться на группы: обучающие (предметные), развивающие и воспитательные, связанные с формированием тех или иных личностных качеств. Задачи должны быть конкретны, достижимы и измеряемы.
Цель и задачи - адекватны, убедительны, реальны, реализуемы и оригинальны; согласованы с содержанием и результатами программы.
Отличительные особенности
Обосновать своеобразие программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от уже существующих в данном направлении.
Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении учебно-тематического плана, и в содержании занятий, и в использованной Вами литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется программа.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Охарактеризованы и учтены возрастно-психологические особенности обучающихся.
Обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся в группе.

Срок реализации программы
Заявлена продолжительность образовательного процесса, выделены этапы.
Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый (прогнозируемый) результат это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
Охарактеризованы предметные, личностные и метапредметные результаты. Разработана система оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения и динамики личностного развития. Результаты сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося. Определено, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения.

Способы определения результативности
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

Мониторинг для отслеживания результативности можно использовать:

педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы;
мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчета и т.д..

Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.

Виды контроля

Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.
Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.
Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.
Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Формы подведения итогов

Документальные формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы отражают достижения каждого обучающегося. Они необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы.
К ним относятся: дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.д. документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.

III. Учебно – тематический план

УТП отражает содержание программы, раскрывает последовательность изучаемых тем. УТП составлен в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, оформлен в таблице. УТП определяет количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия (может включать формы работы и контроля).

IV. Содержание
Содержание программы направлено на:
создание условий для личностного развития обучающегося;
его позитивную социализацию;
социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию;
формирование у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); практико-ориентированных знаний, умений и навыков.

Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре учебно - тематического плана.


V. Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы включает: формы, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический, лекционный, методический материалы, материально - техническое оснащение занятий.
Выделяют следующие группы форм организации обучения:
по дидактической цели вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт, занятие – игра, защита проектов, игра – путешествие, круглый стол, «мозговой штурм», открытое занятие и т.д..
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ произведения);
наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приемов исполнения; наблюдения; показ по образцу и т.д.);
практические (тренинг; вокальные упражнения; тренировочные упражнения; лабораторные работы и т.д.).

Материально-техническое обеспечение
МТБ для реализации программы должна быть обоснована и достаточна. В разделе необходимо указать все необходимые составляющие реализации программы:
сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебный кабинет, компьютерный класс, мастерская, лаборатория, хореографический класс, спортивный или актовый залы и т.п.);
сведения о наличии подсобных помещений (кладовые, костюмерные, раздевалки и т.п.);
перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станки, спортивные снаряды, швейные машинки, специальные приспособления, микрофоны, микшерный пульт и т.п.)

Условия реализации программы
Представлены современные информационно-методические условия реализации программы (электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др.).
Также указывается минимально необходимое оснащение, без которого реализация программы невозможна. Перечень видео и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет), необходимое оснащение и приборы, материалы и оборудование для более полной реализации программы.

VI. Список литературы
Список литературы, используемый при написании программы.
Список литературы, рекомендуемый обучающимся (и/или родителям).

Список литературы должен быть актуален, составлен для разных категорий участников образовательного процесса. Оформление списка литературы соответствует современным требованиям к оформлению библиографических ссылок.
Список литературы методический материал, должен включать документы, всесторонне раскрывающие содержание программы, обеспечивать рациональную организацию самостоятельной работы детей на основе систематизированной информации по темам программы.

































13PAGE 15


13PAGE 141115




15