Урок окружающего мира Леса России 4 класс, УМК «Школа России»


Урок окружающего мира: «Леса России»
Выполнила:
учитель начальных классов:
Биер Елена Александровна
МОУСОШ №13 г. Копейск
Челябинской области
Предмет и УМК: окружающий мир, 4 класс, УМК «Школа России»
Тема учебного занятия: «Леса России»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: Расширить знания о животных и растениях родной природы.
Развитие речи учащихся (текст – характеристика)
Развитие мышления (установление причинно-следственных связей).
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: Использование ИКТ
Карточки для групповой работы
Карточки для индивидуального опроса
Карточки – опорные слова
Содержание урока:
Этапы Дидактические задачи Методические приемы Содержание учебного процесса
1.Организационный момент Психологический настрой на учебную работу Метод эмоционального стимулирования - Сегодня мы отправимся в экспедицию. С нами поедут группы ботаников и зоологов.
2.Проверка знаний и умений Проверка знаний, развитие речи, умение работать по карте зон Беседа, рассказ, повествование.
Наглядный пример
Метод практических упражнений
Метод анализа и синтеза
Частично-поисковой метод, самостоятельная работа.
- Но сначала проверим задание на дом. (Карточки)
- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это было зона тундры.) Покажите на карте тундру и расскажите что вы о ней узнали.(сообщение)
- Закончи предложение:
В тундре растет очень много различных…(мхов). Здесь также растут морошка, голубика(…), брусника. Деревья …(карликовые). Летом в тундре очень много насекомых…(комаров и мошек). На лето в тундру прилетают … (журавли, гуси, лебеди, утки).
Графический диктант.
Условные обозначения: + да, - нет.
- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
- В тундре бывает длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
- Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
- Дикие северные олени живут стадами.
- Северные олени питаются ягелем.
- В тундре постоянно живут гуси, лебеди, утки.
Ответы к графическому диктанту: + + - + + -- Оцените свою работу
Индивидуальная работа по карточкам (2 карточки)
- Запишите две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
мох - … - кречет Ягель
… - северный олень - … Сова
растения – лемминги - … Белая куропатка
Волк
3.Сообщение темы и целей урока Самоанализ
Пробуждение интереса к теме урока Беседа
Наглядный метод, метод анализа - В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия.
Звучит запись «Голоса птиц».
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С.Погореловский.
- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (в лесную зону)
Тема урока – «Леса России» - на доске
«Здравствуй лес, дремучий лес…»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» – это значит темный, страшный, как в сказке.)
Но ведь не все леса темные. В какой роще светло и весело? (В березовой)
Почему одни леса темные, а другие светлые? Это мы и постараемся выяснить.
4.Работа над новой темой Расширение знаний об окружающем мире
Расширение знаний о родном крае
Развитие речи, памяти
Развитие внимания
Развитие речи, памяти
Расширение знаний о родном крае
Развитие речи Рассказ, повествование
Наглядный метод
Проблемно-поисковой метод
Метод анализа
Наглядный метод
Много осадков

Хвойные леса или тайги

Работа с учебником.
Поисковой метод
Поисковой метод
Рассказ, беседа.
Наглядный метод
Повествование
Рассказ, беседа, повествование.
Наглядный метод У: Посмотрите на карту «Природные зоны России». Каким цветом показана лесная зона? (лесная зона показана на карте зеленым цветом.)
У: Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Показать на карте) – (Зона лесов находится южнее зоны тундры).
У: Какая она по площади в сравнении с другими природными зонами? (Она занимает большую площадь).
У: А где мы с вами живем? (на Урале) В какую зону попадает Урал? (лесную).
У: Попробуем мысленно пролететь на самолете из тундры над лесной зоной. Просторы тундры с редкими карликовыми деревьями постепенно сменяются лесотундрой с обширными болотами и перелесками из сосен, елей, лиственниц. И вот мы в зоне лесов.
Рассказ заранее подготовленного ученика:(вывешиваются таблицы)
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.
У: Какие отличительные особенности зоны лесов вы услышали из рассказа? (много осадков, плодородная почва, более теплая погода, 4 времени года.)
- О каких видах леса вы узнали?(по схеме) – (широколиственные леса, смешанные леса, хвойные леса и тайга.)
Смешанные леса
Широколиственные леса
4 времени года
Более теплая погода
Плодородная почва
Зона лесов

- Какому из них больше подходит слово дремучий?Д: хвойные леса, тайга
- Найдите на с.99 названия деревьев, которые растут в тайге (ответы детей)
Организуется работа в группах. Делимся на группы ботаников и зоологов
Что изучают ботаники? Что изучают зоологи?
Первая группа ботаников:(вывешивают названия деревьев)
Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму(показ еловых шишек).
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму(показ шишек).
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывают иголки. Живет около 500 лет.
- Что вы уже знаете о хвойных лесах? Ученик: Хвойные растения широко применяются при лечении простудных заболеваний, против кашля. Плодами – шишками хвойных растений питаются многие птицы и мелкие грызуны, которые здесь живут.
У: К югу на смену тайге приходит смешанный и широколиственный лес. Найдите на странице 109 названия деревьев, которые растут в этих лесах(ответы детей)
- Какие деревья растут в нашей местности? (береза, ель, сосна, клен, осина)
Вторая группа ботаников
Смешанные леса – мелколиственные
Береза – ее можно узнать по коре. Она белая, такой больше нет ни у одного дерева. Семена похожи на сережки.
Осина – имеет округлые листья, которые дрожат при каждом дуновении ветра. Кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
Широколиственные леса:
Дуб – это могучее дерево с толстым стволом, плодами дуба являются желуди, это пища для мышей, белок(показ желудей). Дуб живет около 2000 лет.
Липа – имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки.
Клен – бывает остролистный, большими резными листьями, а плоды у клена крылатые.
5.Физкультминутка Снятие напряжения, усталости Эмоциональная и физическая разрядка Проводится физкультминутка
6.Продолжение новой темы Развитие речи, памяти, мышления Работа по учебнику
Рассказ, беседа, повествование,
Наглядный метод - Назовите животных, которые питаются растениями. Назовите хищных животных
Группа зоологов: (показ картинок животных сопровождается комментированием учителя и дополнением детей)
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Часть орехов она потом не находит, а они дают всходы. Так кедровка помогает размножаться кедровой сосне.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Питается растительной пищей. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожаные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. На зиму впадает в спячку.
7.Закрепление Закрепление полученных знаний
Развитие речи, памяти, мышления Метод практических упражнений, наглядный метод
работа в тетради
Наглядно-иллюстративный метод, игровой метод, беседа, изложение, анализ Подведем итоги: какие три типа лесов можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.) Какой же лес без гомона птиц? Аудиозапись «Голоса птиц». Чьи голоса вы узнали? (Кукушка, соловей, зяблик, певчий дрозд и т.п.)
- Найдите на с.31 №2, прочитайте задание, выполните.
У: А теперь общее задание для всех групп. Составьте цепи питания животных.
Кедр – белка - ... (куница)
Дуб - …(мышь) – лиса
(берез)а… - заяц-беляк – рысь
(Фронтальная работа с использованием информационного поля)
У: Какова роль леса в природе и жизни людей?
Д: (называется с опорой на инф.поле: ЛЕС)«легкие» планеты
Источник древесины
Источник топлива
Дом для грибов, растений, животных
аптека
8.Д/ЗИнструктаж о выполнении Д/ЗВ тетради с.32, №3,5,7,8. Вы можете сделать это задание, если прочитаете об этом в учебнике на с.98.
9.Итог урока Подведение итогов - Что запомнилось на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?