Исследовательская работа Жизнь, прожитая не зря. Трудно ли быть директором школы?

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Заволжье муниципального района Приволжский Самарской области




Исследовательская работа




Тема: "Трудно ли быть директором школы? Жизнь, прожитая не зря"




Автор: учитель математики,
1 квалификационная категория,
Савельева Вера Петровна
ГБОУ ООШ с.Заволжье
ГБОУ ООШ с.Заволжье






2016


СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc446508498" 14Введение 13 PAGEREF _Toc446508498 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc446508499" 142. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 13 PAGEREF _Toc446508499 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc446508500" 142.1. Начало трудовой деятельности 13 PAGEREF _Toc446508500 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc446508501" 142.2. Директор школы. 13 PAGEREF _Toc446508501 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc446508502" 142.3. Общественная деятельность и его семья. 13 PAGEREF _Toc446508502 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc446508503" 142.4. Обобщённый образ Учителя-директора - М.А. Гнусина. 13 PAGEREF _Toc446508503 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc446508504" 143. Заключение и выводы. 13 PAGEREF _Toc446508504 \h 14111515
4. 13 LINK \l "_Toc446508505" 14Литература и источники: 13 PAGEREF _Toc446508505 \h 14121515
5. Приложения
15 5.1. Стенд " Всё начинается с директора"
5.2. Ссылка в юту-бе на фильм "Жизнь, прожитая не зря
5.3. Воспоминания коллег, родственников, выпускников

15









Введение
Кто жил так, что его память свято
сохраняется в душах людей,
которых он любил,
тот сделал своё дело для продолжения
своего существования и после смерти.
Г.Эберс.

Человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего.
Поэтому знать историю своей школы, судьбы замечательных людей, живших до недавнего времени, творивших и создававших историю, нужно всем. И только тот человек, который знает всё о истории, людях, может по-настоящему любить свою школу и гордиться тем, что он в ней работает, и будет стараться работать так, чтобы преумножить славу родной школы.
Меня очень интересует прошлое и настоящее моей родной школы, люди, которые оставили след в ее истории.
Тема моей работы очень актуальна и важна, так как сегодня уделяется большое внимание проблемам образования. В своей работе, я хотела бы рассмотреть жизненный путь директоров школы. (Приложение 1). Я считаю, что говоря «учитель» мы должны неотделимо рассматривать эти две специальности, потому, что без талантливого, грамотного руководителя не будет инициативного, дружного коллектива, не будет хороших результатов работы. Да и откуда берутся директора? Из рядовых учителей и педагогов. Вот о таком человеке, о жизни которого говорят "прожитая не зря", мне хочется рассказать. Это учитель математики и физики, бывший директор Заволжской основной школы – Михаил Алексеевич Гнусин. Незабываемый след на земле оставил этот добрый и прекрасный человек. (Приложение 2)


Цель работы:
выявление критериев необходимых для успешной работы директора школы.
Основные задачи исследовательской работы:
- показать результативность работы Гнусина Михаила Алексеевича в качестве директора школы;
- собрать информацию о директорах Заволжской школы;
- сохранить собранную информацию в школьном музее;
- продолжить сбор информации и изучение истории школы.
Методы исследования:
- работа с документами школьного музея;
- беседа с родственниками и коллегами;
- обращение в архив школы для сбора информации;
- беседа с жителями села Заволжье, села Кашпир;
- анализ школьной документации;
- работа с Интернет ресурсами.
- интервьюирование учителей и выпускников школы.
Выбранная мною тема «Трудно ли быть директором? Жизнь, прожитая не зря» актуальна, так как рассматривает основы личности руководителя.
Объект исследования: деятельность директоров школы.
Предмет исследования: личностные качества руководителей и их влияние на эффективность управления педагогическим коллективом.
Гипотеза исследования: эффективность управления школой будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы современному руководителю.
Для написания работы я проанализировала документы, фотографии из семейного архива, воспоминания коллег и выпускников школы. Ценным источником для написания работы послужили воспоминания супруги, учителей, которые начали свою педагогическую деятельность в то время, когда директором школы был Михаил Алексеевич Гнусин.
Актуальность исследовательской работы.
Основная общеобразовательная школа является важнейшим этапом образования, на котором строятся все последующие. Жизнь школы сложна и многообразна, все нити управления сходятся к директору школы, отвечающему не только за результаты ее деятельности, но и за участников функционирования данной педагогической системы.
Школа рассматривается как сообщество учеников, учителей, родителей, директора и обслуживающего персонала. Она представляет собой сложную, открытую и динамическую систему, оказывающую влияние на окружение и, в свою очередь, испытывающую влияние со стороны окружения. Совсем не безразлично, какой у данной школы директор, каков уровень его управленческой и коммуникативной компетентности, какой стиль руководства он реализует, какие создает условия для поддержания и преобразования своей педагогической системы, какие ценности он защищает.



2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Начало трудовой деятельности
Гнусин Михаил Алексеевич родился 28 мая 1947 года в городе Октябрьск Куйбышевской области. После окончания восьми классов в Октябрьской железнодорожной школе №32, поступил в 1962 году в Сызранский нефтяной техникум. С 1966 по 1969 год служил в рядах Советской армии. В 1972 году поступил в Куйбышевский педагогический институт имени В.В.Куйбышева на заочное отделение физико-математического отделения. С 1974 года по декабрь 1976 года работал директором Нижне-Печерской восьмилетней школы. После пожара в школе, трудоустроен в Обшаровкое СПТУ №6, где работал с января по август 1977 года. С 1сентября 1977 года переведен директором Кашпирской восьмилетней школы. В этот же год закончил обучение в институте. В 1982 году стал первым директором в новой Кашпирской школе. Всего в данной школе проработал 10 лет. С 1 сентября 1987 года переведен в Заволжскую восьмилетнюю школу, где проработал до 2002 года. В связи с болезнью вышел на пенсию по инвалидности. Умер 26 апреля 2004 года.
Делу народного образования посвятил 30 лет.
Михаил Алексеевич был настоящим Учителем. Любил детей, свой предмет. Всегда умел общаться с учениками, родителями и коллегами, был требователен к себе. Был интересным собеседником, мог запросто поговорить с любым человеком, на самые различные вопросы у него всегда был готов ответ, да ещё и с юмором, и с улыбкой, такой открытой и приятной.


2.2. Директор школы.
Работая директором школы, он впервые ввел кабинетную систему, работал над оснащением материально-технической базы школы, много сил отдавал профессиональному становлению педагогов. При нем сложился сплоченный коллектив, не было вообще текучести кадров. Работа при нем была в радость. Многие преподаватели имели за собой большой педагогический опыт (Каштанова Т.Н., Агапчева Р.Е., Подопригора В.Д.. Козулева А.В., Красавина М.Л.). Работали и выпускники школы как среди учителей (Елисеева Т.М., Савельева В.П.) так и среди обслуживающего персонала (Егорихина Л.В., Брийовская О.В., Казаков С.В.). Педагоги, имеющий опыт чуть больше 5 лет (Савельева Л.К., Ватрушкина Т.А., Кузнецова Е.Ю., Тумановская Т.Н.) становились личностями, раскрывали свои профессиональные возможности, перенимая у него опыт.
За профессиональное мастерство, великолепные организаторские способности, активную жизненную позицию, творческий подход к делу его ценили не только коллеги, но и жители села.
Это был энергичный человек, активный гражданин. Михаил Алексеевич много сделал для развития села, Заволжской школы.
Именно под руководством М.А. Гнусина в школе были построены: вестибюль, туалет в помещение, два класса, складское помещение. Директор школы  Гнусин Михаил Алексеевич был главным организатором и идейным вдохновителем образования трудового объединения школьников в школе, учащиеся ходили раз в неделю в совхоз, помогать животноводам в ухаживание за животными. Он считал, что трудовые объединения школьников необходимы для приобщения учащихся к сельскому труду, к жизни.
Под руководством учителя трудового обучения, ребята очищали территорию школьного двора от мусора, работали на пришкольном участке (посев семян, полив, прополка, подкормка растений, охрана насаждений, формирование клумб), ухаживали за цветником. Эти традиции сохранены до сих пор. Ребята сами выращивают овощи, ухаживают за яблонями, цветниками. Силами ребят и учителей было высажено много лиственных деревьев: тополей, белых акаций, каштанов, как в школе, так и в селе. Нелегкий это был труд, зато, через несколько лет вокруг школы и на улицах села выросли красивые и тенистые деревья.
По инициативе директора школы вскоре во двор провели водопровод. Еще краше стал школьный двор, утопая в зелени, буйно цвели цветники с незатейливыми цветами.
Трудовое объединение Заволжской школы многим выпускникам дало путевку в жизнь. Они стали агрономами, инженерами, механизаторами, фермерами, ведущими специалистами, работающими в различных отраслях нашего села и за его пределами.
2.3. Общественная деятельность и его семья.
Помимо работы в школе Гнусин М.А. активно занимался общественной деятельностью. Был депутатом Заволжского сельского совета. Школа и сельский Совет во главе Подопригора А.И. тесно сотрудничали. Был совместно сделан капитальный ремонт на кухне, завезено оборудование, установлено модульное отопление, отремонтирован погреб для закладки и хранения овощей.
Михаил Алексеевич любил участвовать в художественной самодеятельности, выступал часто солистом. Он всегда ходил в походы не только с коллективом, но и с учащимися школы, любил принимать участие в туристических слётах.
Судьба Михаилу Алексеевичу подарила прекрасную семью. Супруга Татьяна Павловна, тоже учитель биологии и химии, стала ему верным другом и помощником.
У них родилось десять детей: Анна, Владимир, Дмитрий, Александр, Ольга, Вадим, Виктория, Михаил, двойня Анастасия и Вероника (умерла в младенческом возрасте).
Михаил Алексеевич гордился бы сейчас детьми:
Анна закончила Педагогический институт, воспитывает троих детей;
Владимир закончил медицинское училище, затем приборостроительный техникум, а затем Аэрокосмический Университет;
закончила Аэрокосмический университет и дочь Оля (её сын обучается в нашей школе в 1 классе), она желанный гость;
Сыновья Александр и Вадим закончили Вольское высшее военное училище тыла;
Сын Михаил и дочь Виктория техникум Сервиса в г. Тольятти;
Младшая дочь Анастасия учится в настоящее время в 11 классе, мечтает поступить в военную Академию г. Санкт- Петербурга.
Татьяна Павловна, жена Михаила Алексеевича, воспитывает и очень любит своих внуков, а именно трех внучек и трех внуков.
Жизнь Гнусина Михаила Алексеевича не прошла бесследно для жителей нашего села, для его народа. О нем всегда вспоминают с доброй душой и открытым сердцем.
Пожелания от всех работников нашей школы, жителей села переименовать нашу школу в школу ГБОУ ООШ имени Гнусина М.А. с.Заволжье в целях увековечения памяти бывшего учителя и директора школы.
Очень жаль, что, ушел из жизни так рано, не сделав еще много интересного и полезного для школы, села, района.
Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что может, то, как прекрасна была бы земля наша!
Человек ушёл из жизни. Что оставил он после себя?
Можно ответить, что остаются дети, внуки, родные и всё то, что он сумел создать своим умом, сердцем, душой, руками. Это письма, фотографии, различные вещи. Но самое ценное – воспоминания окружающих людей: всех тех, через чьи судьбы и сердца “прошёл” человек.
Эти воспоминания - свет его памяти. Он озаряет и высвечивает образ ушедшего от нас человека. Чтобы оценить наследие, педагогический опыт и свет памяти Гнусина М.А., я обратились к бывшим его ученикам, коллегам по работе, друзьям, родным. (Приложение 3)

2.4. Обобщённый образ Учителя-директора - М.А. Гнусина.
Исследуя воспоминания о Гнусине М.А., я выделила главные нравственные и профессиональные качества его личности.
Михаил Алексеевич в памяти его коллег-соратников: «мастер на все руки, человек высокого интеллекта, личность творческая, знающий, начитанный, эрудированный, ответственный, трудолюбивый, самоотверженный в работе, замечательный организатор детского коллектива, оптимист по жизни, с ним было легко работать, шёл в ногу со временем, был первым помощником во всём».
Михаил Алексеевич в памяти его выпускников: «пример для подражания, хотелось быть похожим на него во всём, его образ помогал в работе с подчинёнными; замечательный, остроумный, с юмором, строгий, требовательный, умный, знающий, добрый, шутник, справедливый, интересный, увлечённый; в сердце оставил только добрые чувства и желание подражать ему».
Портрет Михаила Алексеевича в памяти его близких и родных: « хранитель семейных традиций, добропорядочный семьянин; увлеченный человек, разбирающийся в политике; строгий, требовательный; прекрасный исполнитель сольного пения; замечательный хозяин, любитель природы, хороший грибник; человек с чувством огромной ответственности за будущее своих сыновей и дочерей».
О таких учителях, как М.А. Гнусин, можно сказать словами Л. Н.Толстого:
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
3. Заключение и выводы.
Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.
Достигнута цель, решены задачи исследования. Результаты исследования привели к выводу, что главное наследие М.А. Гнусина - это Свет Доброй Памяти, который он оставил о себе как учитель и руководитель, как муж и коллега, наставник молодых учителей.
Михаил Алексеевич не имел больших наград, но Его личный пример жив в сердцах и умах тех, через чьи судьбы прошла его судьба. Это и жители села Кашпир, села Заволжье, и выпускники школы, среди которых люди разных профессий и, конечно, учителя. Вся деятельность учителя, директора, М.А.Гнусина, была бескорыстной и направлена на улучшение благосостояния жителей родного села. Кто бы ни обратился со своей проблемой, просьбой, всегда находил понимание и поддержку и при этом Михаил Алексеевич оставался простым, скромным человеком и интеллигентом – в самом хорошем понимании этого слова.
Исследовательская работа дала мне возможность вновь пережить об интересных страницах истории родной школы, об одном из её учителей и директоре, помогла понять и по достоинству оценить труд Учителя.


4. Литература и источники:

Архив школ Кашпирской и Заволжской – фотографии.
Личный архив семьи Гнусиных - фотографии, грамоты, свидетельство о рождении, дипломы об обучении, трудовая книжка.
Воспоминания родных (супруги Гнусиной Т.П), коллег (Ватрушкиной Т.А., Савельевой Л.К., Кузнецовой Е.Ю., Лазаревой Т.А., Швыриной О.Н.)
Воспоминания бывших учеников (Красавиной (Елисеевой) Н.Н.).





















Приложение1. Стенд «Всё начинается с директора» о директорах школ

















Приложение 2
Ссылка на фильм «Жизнь, прожитая не зря»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


























Приложение 3
Из воспоминаний сына Владимира:
“Ну, во-первых, отец был моим учителем по физике, строгим и требовательным ко всем, но ко мне - особенно. Отцом он был очень хорошим: добрым, весёлым, заботливым, надёжным и очень любящим своих детей. У него многому можно было научиться: знанию к предмету, умению ухаживать за огородом, поддерживать порядок в доме и на своём рабочем месте, аккуратности и точности при выполнении любой работы. Он приучал нас ко всему относиться с большой ответственностью.
Учителем он был хорошим, знающим, мы учились у него с большим желанием и охотой. Уроки с изюминкой, с юмором и глубоким познанием предмета физики увлекали учеников. Дома он много готовился к урокам, перечитывал уйму литературы. Книги были его постоянными друзьями. Вот таким был мой отец. Настоящий учитель. Моя старшая сестра Анна и брат Дмитрий продолжили педагогическую династию семьи”
Из воспоминаний учителя Кашпирской школы Лазаревой Т.А.:
«С Михаилом Алексеевичем я работала мало, но помню то, что он всегда был в труде. С мальчиками он, что -то всегда строгал, пилил, колотил. Мне всегда казалось, что он не ложится спать. Он всегда был в дороге, что-то привозил для школы и успевал работать с документацией, воспитывал учащихся. Много деревьев разных видов было при нем посажено, цветов. Всех приучал к труду, вырастил хорошими людьми и своих детей. Я всегда, глядя на наш школьный сад, вспоминаю добрым словом Гнусина Михаила Алексеевича»
Из воспоминаний педагогов – коллег Михаила Алексеевича.
Воспоминания Кузнецовой Е.Ю., учительницы русского языка и литературы:
«Школа стала для него вторым домом, он работал с большой ответственностью и большой отдачей. Гнусин М.А. - оптимист по жизни, никогда не унывающий, всесторонне развитый и очень талантливый человек. Человек с юмором, весельчак и душа педагогической компании. С ним всегда было о чём поговорить, общение приносило душевное удовлетворение».
Воспомнания Ватрушкиной Т.А., учителя начальных классов:
«Память об Михаиле Алексеевиче у меня самая светлая и добрая. Мы работали вместе в школе: я – учитель, он – директором. Как директор, он был строгий, требовательный, честный и порядочный. Интеллигентный, душевный, начитанный и политически подкованный руководитель и человек.
Со всеми ребятами находил он общий язык, и порядок и дисциплина в школе были идеальными. Несмотря на строгость, он очень любил ребятишек, и они отвечали ему взаимной любовью, ценили время, проведённое вместе с ним.
Мне повезло, что я когда-то работала с Михаилом Алексеевичем. У него все учились честности, порядочности, уважению к воспитаннику, самоотверженности в работе на педагогическом поприще».
Воспоминания Каштановой Т.Н., учителя русского языка и литературы:
«Такому человеку можно только позавидовать. Мастером был на все руки: красиво писал, умело мастерил по дереву. Мы все к нему обращались за помощью: либо оформить наглядное пособие, либо что-то смастерить в кабинете. Он не отказывал никогда и всегда помогал. Для молодых учителей он был наставником. Остроумный, весёлый, душевный, добропорядочный человек, он для нас был примером и образцом педагогического этикета. Этот человек всегда будет жить в моей памяти в самых хороших воспоминаниях”.
Воспоминания учителя Савельевой Л.К., учителя начальных классов:
«Михаил Алексеевич был настоящим мастером своего дела грамотный, интеллигентный. Он любил свою работу, свою школу. Человек целиком и полностью живущий интересами школы, переживающий за все, что происходит в стенах «второго дома». Михаил Алексеевич много сделал, чтобы сплотить коллектив. У школы сформировались свои традиции, создался спаянный коллектив учителей. Строгий и требовательный на работе, это был добрый, отзывчивый и веселый человек. У нас были и капустники, и походы всем коллективом. ЭТО БЫЛ ЧЕЛОВЕК, С КОТОРЫМ БЫЛО ЛЕГКО ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ и РАБОТА была в радость».
Воспоминания его учеников, выпускников Красавиной (Елисеевой) Н.Н. Заволжской школы:
«Каким я помню Михаила Алексеевича? Очень хорошим учителем физики. Он такой разнообразный в своём поведении с нами: знающий, требовательный, строгий, остроумный и весёлый, всегда в хорошем расположении духа. Преобладающим качеством его личности всё-таки была потребность в любознательных и знающих учениках. Особенно строгим он был с мальчиками, требовал от них серьёзного отношения к своим обязанностям, к учёбе, требовал дисциплинированности, так как всегда видел в них будущих защитников Отечества. Он говорил: «Плохой ученик – это плохой защитник Родины».
Михаил Алексеевич прожил достойную жизнь и сельского жителя, и сельского учителя: он вместе с учениками копал картошку, убирал свеклу, и в то же время вёл их дорогой знаний по физике, трудовому обучению. Он учил уважать труд людей и сам относился с большим уважением к любому труду».