Роль завуча в принятии управленческих решений школьного менеджмета


РОЛЬ ЗАВУЧА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ШКОЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Современная школа становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющим к ней возрастающие требования. Чтобы быть эффективным управление школой в современных условиях должно строиться на прочном научном фундаменте. Наука внутришкольного управления призвана дать знания, позволяющие ответить на вопрос: «Как сделать управление школы эффективным?»
Известно, что управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Управление процессом воспитания призвано решать по крайней мере две задачи: обеспечивать его стабильность и стимулировать его развитие.
Также известно, что суть управления процессом воспитания заключается в сборе, хранении, обработке информации о состоянии данного процесса; разработке и принятии управленческих решений; выработке управляющий воздействий; контроле исполнения принятых решений. Субъектами управления в образовательном учреждении выступают его руководители (директор, его заместители), педагоги, учащиеся, родители и другие возможные субъекты учебно-воспитательного процесса. В настоящее время теория управления школой дополняется теорией педагогического менеджмента.
Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе технологического подхода.
В связи с этим возникает проблема определения роли завуча в управлении школы. Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в выполнении основных функций планирования, организации, стимулирования и мотивации, контроля, регулирования и информации. Можно утверждать, что завуч – технолог учебно-воспитательного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по технологиям воспитания, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не столько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем воспитательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

Школа- это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволят в полной мере отвечать за порученное дело. Согласно теории управления школой, исследователь Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени. Он классифицирует их по трем категориям: межличностные роли, информационные роли, роли по принятию решений. Анализ Минцберга о содержании управленческой деятельности объясняет то, чем занимается руководитель. Конечно же, это лишь один из вариантов трактовки функций управленца, однако опты работы отдельных руководителей позволяет сделать вывод о приемлемости определений и классификации, предложенных исследователем.
Таблица 1.
Десять управленческих ролей по определению МинцбергаРОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Межличностные Информационные Принятие решений
Главный руководитель - выполнение обязанностей правового или социального характера
Приемник информации – разыскивает и получает различную информацию специализированного характера, успешно использует ее в интересах дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации. Предприниматель изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает “проекты по совершенствованию”, приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов.
Лидер - мотивация, активизация подчиненных, набор и подготовка работников и пр. Распространитель информации – передает информацию членам организации, интерпретирует отдельные факты для формирования взглядов.
Устраняющий нарушения – корректировка действий.
Распределитель ресурсов – принятие или одобрение всех значительных решений в организации.
Связующее звено – обеспечение работы сети внешних контактов и источников информации. Представитель – передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

Все роли взаимосвязаны и взаимозависимы. Взятые вместе, они определяют объем, и содержание работы управленца независимо от особенностей организации. Например, завуч ежедневно взаимодействует с учителями по различным вопросам: уточнение расписания, результаты посещенных уроков или срезов, обсуждение методических или технологических задач, решение текущих проблем или просто общение. При этом завуч получает большой объем информации о работе педагогов, о взаимоотношениях с коллегами, детьми и родителями, о соблюдении режима школы и прочее. Информация позволяет завучу «принимать правильные решения для урегулирования существующих или потенциальных проблем». Директору завуч передает лишь особо важные части информации, которые станут основой управленческих решений на более высоком уровне.
Одной из главных функций в работе завуче является функция принятия управленческих решений. Управленческое решение представляет собой акт деятельности субъекта, обуславливающий разделение проблемы (противоречие между знаниями о состоянии дел в педагогической практике в настоящее время или в прогнозируемом будущем и тем, каким это состояние может и должно быть) и определяющий стабильное функционирование и последующее развитие организованной педагогической системы. Такое решение разделяет процесс управления на две взаимосвязанные фазы: диагностику проблемы, выбор варианта и организованную практическую деятельность по реализации выбранного материала. Управленческое решение правомочно только тогда, когда произошло реальное разрешение проблемы, устранены противоречия, мешающие динамичному функционированию (или развитию) образовательного процесса. Основными характеристиками управленческого решения считаются адресность, своевременность, мотивационный потенциал, соответствие цели содержанию управления, определенность, конкретность, контролируемость.
Р. Доусон выделяет девять принципов профессионально подхода к принятию решений: спокойно воспринимать неопределенности, устанавливать последовательность приоритетов, уметь слушать, учитывать мнение окружающих, избегать стереотипы, проявлять гибкость, быть в согласии с мягким и жестким воздействием, реалистично оценивать условия и трудности, остерегаться сложностей.
Контроль исполнения, оценка эффективности и коррекция решения. Любое решение и в особенности управленческое предполагает необходимость обратной связи о его результатах. Лишь в этом случае управление как процесс может быть эффективным и действенным. Лишь в этом случае появляется возможность извлечения и накопления управленческого опыта реализации решений. Как правило, любой опыт учит, но в особенности опыт неудачных решений. Наконец, лишь при условии контроля за решениями и получения информации об их результатах возможна коррекция принятых и (или) принятие новых решений (если прежние оказались неверными). Оценка и коррекция осуществляются путем сличения полученных результатов с теми, которые были сформулированы в качестве ожидаемых на первом этапе — этапе оценки исходной проблемой ситуации. В результате этого общая структура нормативного процесса управленческого решения приобретает вид замкнутого контура, обозначаемого понятием «решенческое кольцо» (рис. 1).

Рис. 1. Решенческое кольцо.
Начало формы
Принятие решений - одна из наиболее ответственных видов работы завуча. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами работ и является ключевой.
Функция принятия решения наиболее специфична в деятельности алминистратора и в наибольшей мере отражает ее своеобразие. Она очень широко представлена в управленческой деятельности и пронизывает все иные компоненты и этапы управленческой деятельности. В теории управления стало аксиоматичным положение о том, что функция принятия решения — центральное звено всей деятельности руководителя. Отмечается, например, что «...принятие решения — это интегральная часть любого управления... более, чем что-либо другое, отличающее менеджера от неменеджера». Г. Кунц и С. О'Доннел указывают, что «управляющие считают принятие решения своим главным делом». М. Мескон и др. вообще определяют управленческую деятельность через функцию принятия решения, отмечая, что «суть управления состоит в воздействии на организацию и изменении ее структуры в целях принятия решений».
Отличительной особенностью данной функции является значительно меньшая по сравнению с иными функциями управления стандартизованность и алгоритмизированность. В связи с этим в ней очень велика роль субъективных собственно психологических факторов. Существуют, конечно, многочисленные правила, процедуры и методы принятия решения, которые облегчают этот процесс. Однако каждый руководитель по своему личному опыту знает, как велика роль неформальных, субъективных, а часто и интуитивных факторов в процессах принятия решения. В силу этого функция принятия решения является предметом изучения и в теории управления, и в психологии. Это — в той же мере организационная проблема, в какой и психологическая. Именно функция принятия решения с наибольшей отчетливостью заставляет почувствовать, что управление — это, конечно, наука, но и искусство тоже.
Участие в управлении школой заместитель директора по социальной работе осуществляет по трем основным направлениям.
1. Консультирование администрации. Деятельность в качестве советника администрации предполагает:
проведение социологических и социально-психологических исследований как в педагогическом и детском коллективах, так и среди родителей. Результаты таких исследований обеспечивают принятие более продуманных и обоснованных управленческих решений; участие в разрешении конфликтов. Практика показывает, что уровень конфликтности во взаимодействии школы с родителями и детьми очень часто превышает желательный уровень и в большинстве случаев конфликты обусловлены непониманием социальных причин возникшей напряженности.
2. Методическая работа. Она входит в прямые обязанности любого специалиста педагогического коллектива. В рамках этой деятельности социальный педагог:
- проводит с учителями занятия, на которых он должен обучить их приемам социометрического контроля за межличностной атмосферой в классе, помочь в диагностике факторов риска (отчужденные, выталкиваемые, бойкотируемые), содействовать эффективному распределению ролей в коллективе учащихся с целью компенсировать негативные влияния социальной стихии и др.;
- участвует в работе консилиумов.
3. Внешкольное взаимодействие. Данное направление деятельности социального завуча включает:
- участие от имени школы в работе местных органов власти и самоуправления по вопросам социального развития и решения социально-педагогических проблем, в разработке и обсуждении региональных и местных социальных программ и проектов и т. п.;
- взаимодействие с органами управления и учреждениями образования, социальной защиты, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и др. для решения конкретных социально-педагогических проблем;
- сотрудничество с общественными и другими организациями, которые могут оказать содействие в решении тех или иных социально-педагогических проблем.
Участие в воспитательном процессе предполагает два основных направления:
Внутришкольный мониторинг. Он обеспечивает выявление и диагностирование социально-педагогических проблем и включает:
- текущее наблюдение за общей ситуацией в школе, классных коллективах, группах учащихся, за взаимоотношениями между учителями, учащимися, родителями и т.д.;
- анализ и прогнозирование конкретных проблемных социально-педагогических ситуаций.
2. Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление является ведущим в деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. И это понятно, ибо сколько ни проводи мероприятий в пользу дезадаптированных, «проблемных» детей, реальные показатели труда складываются из живых детских судеб. Это направление реализуется в разных видах деятельности:
- социально-педагогическая поддержка осуществляется в сотрудничестве с органами местного самоуправления и различными ведомствами, которые обладают необходимыми полномочиями для устройства ребенка и средствами на его содержание, а также с общественностью, в распоряжении которой имеются фонды и волонтеры. В совокупности это позволяет извлекать несовершеннолетних из трудной или опасной ситуации, помещать в приют, передавать в другую семью или интернат, если нужно действовать решительно, а если надежда на оздоровление обстановки в семье не утрачена — включать родителей в реабилитационные программы разных социальных учреждений, центров и т.п.;
- социальный контроль, в котором реализуется функция школы как одного из субъектов системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений, осуществляется во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (с подведомственными ей учреждениями). Это направление деятельности предполагает определенное позитивное влияние со стороны школы на прилегающий к ней микрорайон, противодействие субкультурам маргинальной ориентации, которые все решительнее вовлекают в свою сферу несовершеннолетних. Конечно, такая деятельность требует от социального педагога особых умений, нередко личного мужества, но главное, готовности вступиться за интересы ученика в противодействии социальной стихии, от которой невозможно отгородиться постовыми на входе в школу. Поэтому специалисту приходится осваивать специальные методики работы, формы сотрудничества с авторитетными силами общества и государства, без поддержки которых он не сможет решать столь сложные задачи;
- педагогическая реабилитация представляет собой социальную поддержку внутри учебно-воспитательного процесса. Она предполагает, с одной стороны, добывание средств на сверхнормативные занятия с детьми, с другой — улучшение социально-психологического статуса неуспешного ученика. При этом социальный педагог, по сути, выступает защитником личности ребенка от равнодушно отталкивающей среды, поскольку дети, как известно, не любят неудачников. Он символизирует гуманизм коллектива, выступает покровителем отчужденных и вытесняемых.
Другими словами роль завуча по социальной работе разнообразна, он выступает в роли методиста, консультанта, контролера, идеолога, организатора, двигателя воспитательного процесса, защитника, исполнителя, психолога, социолога, исследователя и т.д. Приведем примеры из практики какие виды управленческих решений может предпринять завуч исходя из сложившейся ситуации.
Аспект, подвергающийся анализу Анализ Управленческое решение
Представление учащегося на заседании совета профилактики Учащийся пропускает уроки без уважительной причины, имеет неудовлетворительные оценки по отдельным предметам, родителю к воспитанию ребенка относятся халатно. 1.Классному руководителю подготовить документацию на постановку на ВШК.
2. Психологу провести диагностику, составить психологическую характеристику
3. Завучу по УВР организовать дополнительные занятия по предметам.
4. Родителям объяснить закон «Об образовании»
5. Школьному инспектору поставить на контроль учащегося
Учащиеся старших классов не подчиняются Уставу школы Не соблюдают школьную форму, одеваются вызывающе, опаздывают на уроки 1.Классному руководителю провести в классе беседы «Школьная форма: за и против»
2. Психологической службе выяснить причины поведения учащегося
3. ЗД по СР провести беседы родителями
При работе завуча можно отметить определенные достижения в работе: сопоставление цели и результата; выявление отклонений и «узких мест» в развитии школы; разработка мер по корректировке педагогического процесса.
- Четко и своевременно ставить проблему, выявить и обозначить проблемную ситуацию; проводить диагноз проблемы;
- определять критерии и ограничения для принятия решения;
- привлекать членов коллектива к принятию решений, делегировать полномочия по выработке решений; осуществлять информационное обеспечение при принятии управленческого решения;
- находить и оценивать возможные альтернативы; принимать решения в условиях коллективного обсуждения (дискуссии, мозговой штурм, деловая игра и т. д.);
- принимать единоличные оперативные управленческие решения на основе своей компетентности и должностных полномочий; давать четкую формулировку принятому решению с указанием исполнителей и сроков;
- мобилизовать на реализацию принятого решения педагогический коллектив, вызывать его положительную мотивацию;
- контролировать и доводить до конца принятое решение.
Но наряду и с достижениями в работе заместителя директора можно отметить и некоторые проблемы: при работе с родителями – зачастую педагогическая некомпетентность наших родителей, при работе с документацией – большой поток отчетности, при работе с несовершеннолетними – несовершенствование отдельных юридических документов, недостаточная правомочность решения проблем как представителей администрации, недостаток времени, социально-экономическая обстановка нашей страны и другие. Управленческая работа в учебном заведении - сложная и многораннная проблема. Современному завучу следует отказаться от методов администирироования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаиопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.
Заповеди завуча:
Будь таким руководителем, какому бы хотел сам подчиняться.
Управляя людьми, обходись по возможности без приказов, проявляя деликатность, е оказывай явного давления, вызывющего желание противодействовать.
Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувстовали, что ими управляют.
Владей педагогическо техникой (умения управлять собой, умения управлять другими).
Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей.
Радуйся каждому достижению, любому даже незначительному, успеху.
Оставайся реалистом и оптимистом.
ЛИТЕРАТУРА:
Исламгулова С.К. Контрольно-оценочная и регулятивно-коррекционная функциональны стадии управления, Творческая педагогика, 2007 № 4
Доусон Р. Уверенно принимать решения