Доклад на тему: Профессиональная компетентность руководителя учреждения в принятии управленческих решений.
Профессиональная компетентность руководителя учреждения в принятии управленческих решений.
Директор МБОУ НШ № 13
Морозова Наталия Александровна
Управленческая работа – это скорее искусство, чем наука,
в которой значительное место занимают
интуитивные процессы и процессы,
которые нельзя описать в явно выраженном виде.
Стюарт КрейнерУправленческая деятельность – это реальная власть
одних людей над другими.
Вот почему руководитель призван прежде всего
быть социальным архитектором,
человековедом с большой буквы.
Шепель Виктор Максимович
Попытаюсь раскрыть особенности деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения в современных условиях.
Изменения в системе образования обусловлены новыми тенденциями в политике, экономике, технологическими прорывами и изменениями социальной сфере. Система образования в целом и муниципальные образовательные учреждениями в частности получили новый государственный заказ, сформулированный в Стратегии 2020, Национальной инициативе «Наша новая школа» и закрепленный Федеральными государственными образовательными стандартами.
Безусловно, в системе общего образования произошли существенные изменения не только в организационно правовой форме образовательных учреждений, но и в содержании образования, в организации образовательного процесса, в педагогических технологиях. Изменились требования к педагогическим кадрам, новый Порядок аттестации педагогических работников. Приняты новые положения о лицензировании образовательных учреждений, об аттестации и аккредитации, систематизированы требования государственного контроля и надзора в сфере образования, что существенно изменило подходы к определению результатов деятельности образовательных учреждений.
Введение подушевого финансирования образовательных учреждений, участие образовательных учреждений в системе госзакупок, котировок, тендеров, изменения в подходах к стимулированию и мотивации педагогического труда - все это требуют новых компетенций от руководителя муниципального образовательного учреждения.
Классическое определение: компетенция - (от латинского competo - добиваюсь; соответствую, подхожу). Имеет несколько значений: круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания, опыт в той или иной области. "Компетенция - это комплекс индивидуальных характеристик специалиста, необходимых и достаточных для эффективного и гарантированного осуществления его профессиональной деятельности в заданных условиях и на заданном уровне качества". Таким образом, профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы может быть представлена как целостная система, состоящая из множества элементов, одним из которых является его правовая культура. От современного руководителя образовательного учреждения требуется четкое представление о законодательной основе образования, знание нормативно-правовых актов и правовых факторов, влияющих на эффективность управления общеобразовательной школой.
Сегодня "компетентность" чаще определяют как сумму способностей, умений и знаний достаточных и адекватных тому, что нужно сделать (выполнять определенные трудовые функции), сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.
Определены основные составляющие компетентности руководителей образовательных учреждений: профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность и правовая компетентность.
Компетенции и трудовые функции директора школы
Область компетенций Компетенции и ответственность по Закону «Об образовании» Трудовые функции по Квалификационному справочнику
Правовые компетенции - Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемых в пределах собственных финансовых средств;
- Разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
- Разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; -Осуществление руководства ОУ в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом ОУ.
Финансово экономические компетенции - Привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; - Обеспечение системной образовательной (учебно-воспитательной) и административно-хозяйственной (производственной) работы ОУ;
- Привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом ОУ дополнительных источников финансовых и материальных средств.
Организационные компетенции - Самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом; - Формирование контингента обучающихся (воспитанников, детей), обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников ОУ в установленном законодательством РФ порядке
Квалификационный справочник определяет двадцать семь функций, которые должен выполнять руководитель образовательного учреждения в рамках своих полномочий.
Функции управленческой деятельности: информационно - аналитическая, мотивационно - целевая, планово - прогностическая, организационно - исполнительская, контрольно - диагностическая, регулятивно-коррекционная. Они взяты за основу моделирования профессиональной деятельности руководителя общеобразовательной школы.
Сегодня важнейшими для руководителей являются "рыночные" качества личности, такие как гибкое креативное мышление, инициативность, предприимчивость, нацеленность на результат, умение взять ответственность на себя и высокая стрессоустойчивость. При этом, увеличивается значимость навыков самоорганизации и организации работы подчиненных, навыков межличностного общения (умения устанавливать контакты и разрешать межличностные конфликты, налаживать взаимодействие с вышестоящим начальством), навыков планирования своей деятельности и деятельности других, умения мотивировать персонал, формировать команды и управлять ими. Таким образом, можно констатировать, что социальные перемены диктуют требования к расширению определенного вида профессиональных умений руководителя, которые можно объединить категорией социально-психологическая компетентность.
Согласно Концепции модернизации российского управления, становится повышение профессионального уровня руководителей и формирование коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность руководителя.
Профессионально-компетентным является такой труд руководителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется управленческая деятельность, управленческое общение, реализуется личность руководителя, достигаются хорошие результаты в управлении. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности руководителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к управленческим инновациям. От уровня профессионализма руководителей, их способности к непрерывному управлению напрямую зависят психологический климат в коллективе, результаты экономического развития организации.
Профессиональная компетентность директора школы представляет собой сложное многоаспектное личностное образование, которое включает функционально связанные между собой компоненты: -мотивационный - совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления; -когнитивный - совокупность знаний, необходимых для управления; -операционный - совокупность умений и навыков практического решения задач; -личностный - совокупность важных для управления личностных качеств; -рефлексивный - совокупность способностей предвосхищать, оценивать, "притормаживать" собственную деятельность, выбирать стратегию управления.
Руководитель должен обладать высоким управленческим потенциалом. Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций, быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.
Выступая в ролях управляющего, дипломата, инноватора и просто человека, менеджер прежде всего проявляет себя как лидер.
менеджер лидер
Администратор
Поручает
Работает по целям других
План-основа действий
Полагается на систему
Использует доводы
Контролирует
Поддерживает движение
Профессионален
Принимает решения
Уважаем ИнноваторВдохнавляетРаботает по своим целям
Видение-основа действий
Полагается на людей
Использует эмоции
Доверяет
Дает импульс движению
Энтузиаст
Превращает решения в реальность
Обожаем
Руководитель, прежде всего педагог, учитель – мастер, методист, имеющий авторитет среди учителей. И предполагается, что этот авторитет он может заработать только на педагогической стезе. Пора задать вопрос, кто создаст «Нашу новую школу» руководитель «учитель – мастер», педагог, хороший человек, который дает прекрасные уроки, но при этом ничего не смыслит в финансовой сфере, управлении коллективом и конфликтами?
Вывод:
Более масштабные цели, как правило, требуют для своего достижения более сложной деятельности. А более сложная деятельность требует более высокой компетентности специалиста. А приобретение более высокой компетентности требует времени, зачастую значительного. Ведь даже простой навык формируется в среднем за 21 день, а необходимых навыков может быть несколько.
Для того чтобы считать себя компетентным управленцем, руководитель образовательного учреждения должен предъявлять к себе следующие требования:
уметь управлять собой и своим временем,
иметь разумные личные ценности и четкие личные цели,
поддерживать постоянный личный рост и развивать его разными путями,
владеть умением эффективного решения проблем, а также способностями к инновациям,
уметь влиять на окружающих, знаниями современных управленческих подходов, способностью формировать и развивать рабочие группы,
уметь обучать и развивать подчиненных.
Личностно-творческий компонент характеризует уровень личного саморазвития руководителя школы, степень овладения способами саморазвития, саморегуляции, самосовершенствования, нравственного, жизненного и профессионального самоопределения, отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности.
Осваивая ценности, специальные, правовые, профессиональные знания, систему управленческих умений, технологию деятельности, руководитель трансформирует, адаптирует их благодаря личностным способностям к непрерывному образованию, к научному поиску, отношению к реальному уровню своей профессиональной компетентности.
В последнее время все больше внимания уделяется такому аспекту управленческой деятельности, как работа с людьми. Профессиональное общение - это, прежде всего, внимание к людям, к их нуждам, уважение к ним. Все это зависит от профессионализма руководителя, его управленческой и общей культуры, его нравственной позиции.
Руководитель общеобразовательной школы - в первую очередь специалист по работе с людьми: сама должность требует от него умения строить взаимоотношения с подчиненными и вышестоящими руководителями, другими образовательными учреждениями, уметь обучать и развивать работников, обладать высокой психологической, педагогической, правовой, управленческой культурой, умело создавать условия для самоактуализации и личностного роста подчиненных. Очень важное качество руководителя - способность регулировать свое поведение. Умелый руководитель не увлекается командованием людей, а заботится об успешном решении проблемы оптимизации условий, необходимых для их трудовой деятельности. Руководитель - это менеджер, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения и безопасность, организует и координирует их усилия для решения задач, стоящих перед образовательной школой.
Сегодня нельзя руководить школами и другими учреждениями образования, опираясь только на свой личный опыт. Необходимы глубокие знания в области теории социального управления, использование достижений педагогической и психологической науки.
Повышение профессионализма управленческой компетентности руководителя школы в современных условиях становится важным условием успешности инновационных процессов в образовании и должно происходить в области образовательного менеджмента. Совершенствование работы общеобразовательного учреждения не может осуществляться успешно без анализа существующего положения дел и новых требований к обучению и воспитанию, к управленческой компетентности руководителя школы.
Основываясь на свой опыт работы, мы можем начинающему руководителю образовательного учреждения для дальнейшей успешной его работы дать следующие рекомендации:
не делайте все самостоятельно;
не считайте себя лучше других;
не беритесь за все дела сразу;
не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;
четко разграничивайте функции работников, определяйте конкретные задания и обязанности;
не перекладывайте собственные упущения в работе на других.
Руководитель школы – это не только должность, но и образ мышления, деятельности, жизни. Руководитель – творец конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для его деятельности, а создает эти условия сам. Компетентный руководитель использует неожиданные промахи подчиненных как драгоценную и уникальную возможность продемонстрировать истинное доверие. Когда за неудачу никого не наказывают, когда люди видят, что налицо готовность разделить ответственность и извлечь уроки на будущее, возникает атмосфера настоящего доверия.
Современный руководитель должен обеспечивать опережающий, инновационный характер образования, ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения.
Список использованной литературы:
1. Национальная инициатива «Наша новая школа».
2. Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования// Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002.- С.103.
3. Булавенко О. Сущностные характеристики профессиональной компетентности. // Школьные технологии .- 2005 .- №3.- с.40; Гаджиев Г. Управленческая культура будущего руководителя в образовании. //Стандарты и мониторинг в образовании .- 2007 - №5 .-с.54 и др.
4. Федеральный закон Российской Федерации № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от12 января 1996 (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).
5. Пучкова Т. Директор школы как инновационный менеджер образовательного учреждения (кадровый аспект) // Теория и практика общественного развития. – 2010 – № 3.
6. Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих) // Сборник нормативных правовых актов с комментариями под ред. В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой. – М.: Издательство МИСИС, 2009. 94 с.
7. Щербо И.Н. Интуитивный менеджмент: опыт управления педагогическим коллективом// Журнал «Директор школы», 2005- № 5.
8. Лукичёва Л.И. Управление персоналом//Библиотека высшей школы, 2006.