Классный час Толерантность — принятие и понимание мира


Классный час в 3 а классе «Толерантность – что это?»
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.
Задачи:
1) Изучение понятия толерантности.
2) Увидеть на примере своего класса, что все мы похожие чем-то и разные.
3) Воспитание умения слушать другого человека.
Оборудование: карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки с буквами слова «толерантность».
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Ход занятия:
1.Организационный момент урока.
- Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
- Как нужно встречать каждое утро?
- Какое настроение вы должны себе создавать целый день? А другим людям вы должны создавать хорошее настроение? В течение всего дня?
- Значит, все в наших руках!
2. - Презентация: работа над понятием толерантность.
- Понятно ли вам слово толерантность?
- Уважение в семье.
- Уважение среди друзей.
- Мы все разные, но нам интересно друг с другом.
- Уважение к инвалидам.
- Что нам мешает дружить?
- Толерантность начинается с улыбки.
3. - Тест: толерантны ли вы?
- Вывод: учитесь понимать друг друга. Будьте терпеливы.
4. Притча.
Послушайте притчу «Ворота сада». Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость. Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
- Какие выводы можно сделать, прослушав эту притчу?
Ответы детей: (контролировать себя, быть терпеливым, уважительно относится к другим…)
5. Принципы толерантности.
- Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера (души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа — это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать. Время от времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
- Сейчас мы постараемся заглянуть в свою душу и увидеть, есть ли там качества, которые помогают нам понимать друг друга, дружить?
1 — проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
2 – легкое устанавливание контактов (общительность)
3 — мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
4 — радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
5 — устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
6 — стремление сделать другому человеку добро (доброта)
7 — сострадание (милосердие)
8 — почтительное отношение к людям (уважение)
9 — готовность понять другого человека, помочь ему (отзывчивость)
6. Творческая работа.
Упражнение «Превращения».
Форма работы: коллективная, в кругу.
Задание: закончите устно по очереди, начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения.
-  Если бы я был книгой, то я был бы …
-  Если бы я был едой, то я был бы …
-  Если бы я был животным, то я был бы …
-  Если бы я был растением, то я был бы …
- Если бы я был игрушкой, то я был бы …
Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
 Оборудование: листы бумаги и ручки.
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.
 Задание: напишите три признака, которые отличают вас от всех остальных учеников класса: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные дети будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
 Индивидуальная работа.
Сбор записей участников тренинга ведущему, их чтение с последующим отгадыванием.
Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.
7. Подведение итогов.
- Что такое толерантность?