Разработка урока по технологии: «Экологические проблемы и природоохранительные технологии»


Тема урока «Экологические проблемы и природоохранительные технологии»
Раздел «Производство и окружающая среда»  Дидактическое обоснование урокаЦели урока:1. Образовательная:Способствовать формированию понятий: экологический мониторинг, природоохранные технологии.2. Развивающая:Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания по теме. Расширение экологического кругозора. Развитие экологической культуры обучающихся.3. Воспитательная:
Воспитание ответственного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:кабинет технологии ;мультимедийная техника: ПК, проектор.
 3.   Презентация по теме: «Природоохранные технологии».
4. Карточки для установки на партах .5. Рисунки – плакаты, отражающие экологические проблемы.
Тип урока: урок - конференция.            Методы обучения:  слайд-лекция, вопросы, решение ситуационных задач, мастер класс: «Вторя жизнь ненужных вещей».
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,групповая, индивидуальная.
Ход урок:
I.  Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся темы и плана урока.
Слайд №1Мы продолжаем изучение раздела «Производство и окружающая среда»
Тема урока: «Экологические проблемы и природоохранительные технологии»
II. Актуализация знаний учащихся:Цель: определить степень подготовки к уроку и уровень знаний по данной теме для восприятия нового материала.Задача: провести опрос обучающихся по заданному домашнему заданию.Метод: устный опрос.-   Какие виды промышленного производства находятся на территории нашего района?-   Какой вред наносит промышленное производство на экологию поселка и в целом района?- Считаете ли вы, что необходим контроль общества за развитием природоохранных технологий? III. Изучение нового материала. Цель:  изучить способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, применение экологически чистых и безотходных технологий. Задачи:              1.   Дать понятие об экологическом мониторинге и его структуре.              2. Решение ситуационных задач с целью мотивирования (стимулирования) активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.             3.   Познакомить обучающихся с природоохранными технологиями.Методы: лекция, слайд-презентация, решение ситуационных задач, работа в группах, работа с учебником.Слайд №2Конституция Российской Федерации гарантирует:-  Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относится к природным богатствам.За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер! Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.Загрязнение окружающей среды вызвано производственной деятельностью человека,связано с отравлением воды, воздуха, земли, которое может влиять на здоровье и самочувствие человека.Слайд №3Наиболее серьёзными проблемами нашего времени  являются:
Загрязнение окружающей природной среды отходами;
Загрязнение мирового океана;
Загрязнение атмосферы.
Особое значение в современных условиях приобретает использование научно-технического прогресса для решения природоохранных задач. Требуется надежная оценка состояния окружающей среды.
Ученики - Запись темы урока.Слайд №4Определение. Экологический мониторинг – информационная система наблюдения и анализа окружающей среды, в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере.Мониторинг: наблюдение, оценка состояния, прогноз состояния природной среды.Слайд №5 Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе человеческой деятельности. Огромные территории земли загрязнены отходами человеческой жизнедеятельности. В России на санкционированных и несанкционированных свалках скопилось около 86 млрд т. Твердых отходов производства, что составляет 600 т на каждого жителя страны.
Слайд №6 «Мусорная цивилизация» В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора.Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. На каждого жителя России в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Не случайно по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Слайд №7 А задавали ли вы себе вопрос, попадают ли отходы в реки, моря, океаны?Оказывается 75 г. сухого веса в твердом виде на одного человека в день попадают в водные объекты, а в мире живёт более 6 миллиардов человек. Огромный остров из мусора образовался в Тихом океане благодаря безответственному отношению людей к природе и водным ресурсам. Это самое крупное скопление пластикового мусора в Мировом океане. Площадь мусорного острова варьирует от 700 тысяч до 15 миллионов квадратных километров.Слайд №8 Мусор - угроза для человечества!
Работа в группах.
 - Сколько бытового мусора Вы выбрасываете каждый день?- Что вы выбрасываете в мусор?- Как Вы относитесь к свалкам бытового мусора?- Как влияют отходы на жизнь и здоровье человека?(заслушивание ответов, анализ и обобщение ответов обучающихся)Слайд №9Выводы:
Мусор гниёт, в атмосферу выделяются ядовитые вещества, отравляется воздух, воздухом мы дышим, дышат растения и животные. Люди болеют, расстения и животные погибают.
Кроме этого отходы и химические вещества попадают в почву, почва загрязняется. Из почвы ядовитые вещества попадают в растения. Растениями питаются люди и животные. Таким образом, вред наносится всей живой природе.
Из почвы и из воздуха ядовитые вещества попадают в воду. А водой поливают растения, её пьют животные и люди. Опять наносится вред людям и всей живой природе.
Слайд №10Мусор - угроза для человечества. Что же делать? Весь мусор надо собрать, рассортировать, переработать, получить полезные продукты.Но кто же этим будет заниматься?
Информация главы сельского поселения Марданова Ильшата Камиловича;
Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.Администрация поселка обеспокоена увеличением количества свалок как официальных, так и не санкионированных. Вопрос об экологии района решается на административном уровне.
Выступление учителя биологии Хамитовой Ильгизы Масхатовны.О мусоре возле рек.Слайд №11. Практически весь мусор может найти вторую жизнь – достаточно лишь немного подумать. Например, что можно сделать со старыми покрышками? Что можно произвести из мусора? (Работа в парах. Ответы обучающихся)(заслушивание предложений обучающихся, анализ и обобщение ответов обучающихся)1 группа. Что можно произвести из пищевых отходов?  (компост, комбикорм для животных);2 группа. Что можно произвести из макулатуры?  (сделать бумагу, тетради, цветную бумагу для детского творчества);3 группа. Что можно произвести из стекла? (новое, хорошее стекло, стекловату);4 группа. Что можно произвести из  старого металлолома?  (автомобили, станки и другое);5 группа. Что можно произвести из отходов дерево – производства (кора, опилки)? 
После переработки отходов дерево-производства можно получить различные материалы: биотопливо,  древесностружечные плиты из них можно делать мебель и многое другое. Слайд №12Природоохранные технологии 1) Переработка бытового мусора и промышленных отходов2) Рациональное использование лесов и пахотных земель3) Рациональное использование минеральных ресурсов4) Рациональное использование водных ресурсов5) Оборотное водоснабжение6) Ответственность за сохранение гидросферы Что мы можем предложить для решения проблемы сохранения окружающей среды?Слайд №13Пути решения природоохранных проблем:
Первый путь состоит в разработке и применении принципиально новой «чистой» технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.
Второй путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.
Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. 
Слайд №14
IV. Как сказал один мудрец «Мусор все то, что не догадались использовать»Мастер класс «Вторая жизнь ненужных вещей»:  
Демонстрация коврика из старых капроновых колготок.
Демонстрация платья из бумаги «Бумажная королева»
                             Слайд №15,16,17,!8,19,20,21                                                                             V. Закрепление учебного материалаЦель: выявить степень позитивной деятельности обучающихся, направленной на сохранение и приумножение природы, достойное поведение в окружающей среде.Слайд №22
Правила для бережного отношения к природе.
Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но возможно, и вы сами!
Высаживая деревья, очищая родники, кормя птиц, ты помогаешь природе;
Экономно относясь к продуктам, бережешь плодородие земли и труд людей;
Починив подтекающий кран, бережешь чистую воду;
Выключая свет, экономишь ресурсы и сберегаешь воздух от загрязнения;
Сортируя мусор, даешь возможность снова делать полезные вещи;
Отказавшись от курения, бережешь чистый воздух и здоровье свое и своих близких;
Выкидывая мусор в урны и контейнеры, бережешь чистоту своего города от захламления, чужой труд.
Слайд №23
Вопросы для закрепления учебного материала1. Что такое экологический мониторинг?2. Приведите известные вам примеры безотходного производства.3. Какие способы утилизации мусора вы знаете?4. Какова роль гидросферы в жизнедеятельности человека?5. Назовите факторы загрязнения водной среды6. В чем заключается опасность загрязнения вод?7. Назовите основные технологии защиты гидросферы.
 VI. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.Подумать ответ на вопрос: Какой вид энергии станет, по вашему, энергией будущего? Подготовить сообщение. VII. Подведение итогов урока учителем:Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;Сообщение  темы следующего урока.