Методическая разработка по технологии на тему Проектное обучение- как основной элемент урока технологии
Хон Син Сук учитель технологии
МБОУ СОШ № 1 г. Долинска Сахалинской области
(обобщение опыта работы)
Проектное обучение – как основной элемент
урока технологии
"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт.
В новом образовательно стандарте говорится главная задача школы- дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей.
Современное содержание образования не может выдавать ученику только с целью освоения учебного материала. Школьник создает творческий образовательный продукт и получает качественное образовательное приращение, когда овладевает основами креативной и когнитивной деятельности.
Решению этой приоритетной задачи должна быть подчинена и трудовая подготовка учащихся в школе. Вот почему так важно в процессе технологического образования школьников находить и использовать самые разнообразные формы и методы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Воспитанию в них инициативности, предприимчивости. Готовности к самостоятельному, созидательному труду.
Метод проектов на уроках технологии не является новым и применяется давно. Под методом проектов в предмете «Технология» понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта – продукта труда. В программах, рекомендованных Министерством Образования и Науки РФ и составленных в соответствии со стандартом 2004 года, предусматривается раздел «Творческие проекты». Творческий проект – самостоятельная работа, которая показывает, насколько хорошо усвоено содержание различных разделов программы, насколько прочны знания, умения и навыки, полученные учащимися. Согласно ФГОС второго поколения, общими во всех программах трех направлений предмета «Технология» является раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности». В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения.
К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов.
Проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». Таким образом, любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования.
Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Метод проектов- это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Главная цель – формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся знания и умения в новой ситуаций; видеть новые проблемы в знакомой ситуации; распознать структуру объекта и его новые функции; самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый; находить различные способы решения проблемы и альтернативный доказательства; разрабатывать новые способы решения проблемы на основе известных способов деятельности. Эти компоненты опыта творческой деятельности учащихся, формируемые в процессе использования проектной деятельности на уроках, на сегодня особую актуальность и практическую значимость.
Привлекательность метода проектов обусловлена еще и его прагматической направленностью на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов привлекает еще и потому, что он личностно ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, т. е. возрастание в работу по мере ее выполнения, поддерживает педагогические цели на всех уровнях.
Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоритического знания, той или иной деятельности. Это путь познания. Способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов. То имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться хорошего результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности (презентация, макет, стенгазета, театральная постановка и др.), выделение этапов проектирования и реализации проекта, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Основные принципы учебного проектирования
Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
Возможно большая самостоятельность учащихся;
Творческая направленность;
Практическая осуществимость проекта;
Связь с потребностями общества.
Основные требования к учебным проектам
Организационно-педагогические:
Логическое продолжение процесса овладения учебным материалом;
Комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течении учебного года;
Профориентационная направленность
Рассмотрим основные компоненты проектного метода:
Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения:
- позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
- развивать у каждого позитивный образ себя и других;
- развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. развивать у учащихся коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. обеспечивать механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленных задач.
4. развивать исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации и т. д.), наблюдение, обобщение. Развивать аналитическое мышление.
Психолого- физиологические:
Соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным физиологическим возможностям;
Обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда
Основные идеи, на которые опирается проектный метод:
Образовательный процесс строится не только в рамках учебного предмета, а в логике деятельности. Имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию;
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
Основная задача учителя при организации учебного проектирования-добиться возможной самостоятельности на каждом из этапов проектирования. В процессе работы над проектами меняется и роль учителя: если учащимся 2ступени больше приходиться разъяснять, показывать, организовывать процесс, то старшеклассникам иногда достаточно вдохновить, побудить к самостоятельному творческому поиску решения поставленной задачи.
Быть руководителем проекта очень сложно, так как необходимо быть педагогом – профессионалом, систематически заниматься самообразованием, одновременно быть научным руководителем у своих талантливых школьников, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске нового, достаточно много уметь.
Одаренных детей, я уверена, не может быть много, но качество выполненной работы должно быть высоким – это перспектива, мое главное требование к работе с детьми.
Проектное обучение следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру – это эксперимент, по направленности- производственная деятельность, по задачам- обучение и воспитание. Следовательно, проектное обучение является учебно-производственным экспериментом, связывающим две очень важные стороны творчества детей. В одном случае – это метод, к которому прибегают учащиеся в процессе нового продукта, в другом- средство практического приложения усвоенных знаний и умений. Проектное обучение является связующим звеном между теорией и практикой в обучении школьников.
В зависимости от сложности работы, способностей ребенка, личной мотивации использовались разные по объему задания:
Краткосрочные (в течении урока);
Среднесрочные ( 12-15 часов);
Долгосрочные (требующие длительного времени для поиска и обработки материала).
Выбор темы проекта
Работа над творческим проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.
Роль учителя
Педагогическое руководство учебными проектами осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).
Непременным условием успешности проектной деятельности в последнее время становится использование компьютерных технологий:
оформление творческих проектов учащихся;
обогащенный наглядно-иллюстрированный материал;
использование Интернета;
использование презентаций при защите проекта.
Выбор темы проекта
Работа над творческим проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.
Защите творческих проектов уделяется большое внимание, ведь выступая перед аудиторией, дети учатся говорить, отстаивать свою точку зрения. Анализировать и объективно оценивать свою работу. Защита происходит перед аудиторией одноклассников и членов комиссии, в состав которых входят старшеклассники и учителя.
За время проектной деятельности учащимися использованы все виды и формы проектирования, выполнялись проекты самой разнообразной тематики. Но главным героем, конечно. Было изделие, выполненное в той или иной технике. Многие из них достойны зрителя, поэтому в школе устраивались выставки творческих проектов школьников. Поделками наших учащихся оформлены 2 и 3 этажи школы.
Анализируя проектную деятельность наших детей, можно сделать вывод, что технология проектного обучения нашла достойное место в системе трудового обучения в школе. Она имеет свою структуру, динамику развития, выраженную в появлении новых форм и методов, активизирующих познавательную деятельность в процессе обучения. Имеет положительные результаты, так как способствует воспитанию активных творческих личностей, готовых внести достойный вклад в дело развития нашего общества.
Именно проектный метод в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Я уверена, что организация проектной деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить проектную деятельность в образовательный процесс школы.
Поэтому предмет «Технология» из «маленькой модели реального должного мира» развился в экспериментальную площадку, где проектная деятельность дает возможность развить потенциал, заложенный в каждом учащемся, способствуя становлению самостоятельной, творческой, коммуникабельной личности.
Современный учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность школьников. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учеников на уроках технологии, педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем.
Поэтому в современной школе приёмам организации проектной деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.
Работа учителя в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным на рынке труда.
И в настоящее время проектная деятельность в школе развивается и совершенствуется как прогрессивная технология обучения школьников, дающая прекрасные возможности для творческой самореализации развивающейся личности.
Список литературы
А. И. Савенков Психологические основы исследовательского подхода к обучению
Ось 89 с.227
Школа и производство- № 2 с. 10, № 4/ 2001 с. 25-26 № 7/2001 с. 32 № 2 /2003 с. 56
№ 4/2005 с. 62
Н. С. Криволап Исследовательская работа школьников
Мн.: Красико-Принт,2005 ИООО « Красико-Принт», 2005
Использование методов проектов в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии
Метод проекта как способ индивидуализации обучения.
МЕТОД ПРОЕКТА КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Предмет «Технология» — особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Это предмет синтезирует в себе все предметы школьной программы. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры. Умение многое делать своими руками — залог уверенности в себе. То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он будет способен выполнить самостоятельно. Развитие завтрашнего дня можно определить по способностям ребенка, этому во многом способствует выполнение творческих проектов. Использование проектного метода обучения создает условия для более полной самореализации учащихся в их познавательной и преобразующей деятельности, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и ответственности, умению планировать, принимать и оценивать результаты работы. В итоге, они приобретают опыт решения реальных проблем, необходимый для будущей самостоятельной жизни. Использование проектной технологии позволяет:
улучшить эффективность и качество образования;
ориентироваться на современные цели обучения;
повысить мотивацию учащихся к обучению;
использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
учитывать страноведческий аспект;
сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
реализовать индивидуальный подход;
усилить самостоятельность школьников;
изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
объективно оценивать знания учащихся;
повысить качество наглядности;
развивать познавательные навыки учащихся;
развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
развивать критическое и творческое мышления.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
повышение уровня самостоятельности учащихся (учащиеся самостоятельно планируют свою деятельность, соотносят результат деятельности и ее цель);
повышение уровня сплоченности коллектива (развивается взаимопомощь, желание и умение сопереживать);
развитие творческих способностей учащихся;
повышение общего интеллектуального развития учащихся ( учащиеся работают с различными источниками информации, анализируют полученные сведения, выделяют главное);
приобретение учащимися опыта публичного выступления.
Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. Всем известно, какое разнообразие проектов существует ,но любой из них позволяет расширить кругозор школьников, повысить познавательный интерес, расширить мировоззрение, активизировать коммуникативные способности.