Индивидуальный план самообразования по теме: «Эффективное развитие логического мышления у учащихся младших классов»

Индивидуальный план самообразования
по теме: «Эффективное развитие логического мышления у учащихся младших классов»
на 2012 - 2015 год
учителя начальных классов: Бузуновой Елизаветы Васильевны
2012-2013 учебный год
1) Доклад с практическими наработками «Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать»;
открытый урок во 1 классе по математике «Обобщающий урок по теме «Сложение»;
2)Доклад с практическими наработками по проведению дидактико-интеллектуальных игр на уроках и во внеурочное время;
открытый урок во 2 классе по русскому языку «Словарная работа на уроке»;
3)Доклад с практическими наработками по проведению логических пятиминуток на каждом уроке с целью развития логического мышления младших школьников;
открытый урок по природоведению по теме: «Семейный бюджет»



Самообразовательная работа над темой:

Общешкольная тема: «Создание условий для личностно – ориентированного
подхода в обучении учащихся».
Индивидуальная тема самообразования: «Развитие логического мышления
младших школьников»
Работа над темой начата в 2012 году.

Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.

Цели и задачи самообразования:

Основная воспитательная цель - передать свою увлечённость учебным процессом воспитанникам.

Я поставила перед собой задачи:

Разработать систему изучения новых тем и контроля знаний учащихся в младших классах.

Развитие познавательного интереса к обучению через игру, нетрадиционные уроки и внеклассную работу.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля знаний учащихся.

Разработать систему контроля диагностики и мониторинга развития личностной сферы – мониторинг познавательных интересов; диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития.

Ведущая идея моей педагогической практики – максимально раскрыть перед ребёнком спектр приложений общеучебных знаний, чтобы они поняли насколько удивительна, заманчива и всесильна различная наука.

Основные идеи в моей работе, это:

личностный подход к ученику;

обучение и воспитание в деятельности;

учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;

дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

сотрудничество педагога и учащихся;

теория развивающего обучения (Л. В. Занков );

теория развития познавательного интереса (И. Гальперина, Щукина )

Цель моего самообразования:
Изучение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;

Углубление знаний в области психологии детей;

Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

Повышение общекультурного уровня.



Разработать программно – методическое обеспечение образовательного процесса:

Разработка календарно – тематического планирования обучения по предметам;

Разработки поурочного планирования по предметам;

Разработка содержания контрольных работ и уровневых работ по математике и информатике (в течение учебного года;)

Подбор из газет, журналов и пособий тренировочных упражнений по ведущим вопросам темы (в течение учебного года);

Сделать обобщение по программно – методическому обеспечению образовательного процесса на МО учителей начальных классов (июнь 2010 г);

Написать рекомендации по использованию опыта работы по данной теме для коллег, выступить на областном МО;

Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (материал скачать с Интернет и из методической литературы) – проводить диагностику 1-2 раза в год.


Вопросы поставить на самоконтроль и отчитываться по мере необходимости на педагогических советах, МО школы, перед коллегами и директором школы по итогам полугодия.

Основные вопросы, намечаемые для изучения.

Углубление работы с учащимися требующих коррекции знаний и с «трудными учащимися». Научить применять каждого ученика стандартные знания в нестандартных ситуациях.
Укрепление материально – технической базы кабинета (учебник и дидактический материал – каждому ученику). Научить каждого ученика умению работать на компьютере.
Изучить и применять технологию модульного обучения на уроках.
Изучить программы и создать дидактический материал для информатики в начальных классах.

Литература по теме:

В течение года изучить литературу по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение эффективности урока» и «Формирование ИКТ (информационно – коммуникативные) компетентности школьников»
Книги:
«Нетрадиционные формы работы с родителями», Т. А. Фалькович и другие. Изд. «5 за знания », М. 2005 год;
«Мастерская учителя», сборник статей - общие методики. Изд. «5 за знания », М. 2005 год;

«Информатика и информационно – коммуникационные технологии: элективные курсы в предпрофильной подготовке», сборник планов и программ. Изд. «Просвещение», М. 2006 год.
«Нестандартные формы внеклассной работы», изд. «Учитель - АСТ», Волгоград, 2006 год.
Информатика в начальной школе. Н. Н. Ускова. Изд. «Владос», 2004 год.
«Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников», С.Г.Воровщиков, Е.В.Орлова и другие. Изд. «5 за знания», М. 2009 год;
«Основы интегрированного обучения» Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова Изд. Дрофа, 2008 год
«Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать» С.Г.Воровщиков, М.М.Новожилова Изд. «5 за знания», 2006 год
«Психология и воспитание» А.В.Мудрик РАО Москва 2006 год


Отчитаться о результатах изучения литературы на заседаниях при администрации школы по итогам года, на заседаниях школьного МО в июне 2015 г.

8.По данной теме предполагается изучить опыт – методистов:
Л. В. Занков
·а, Щукиной и учителей Русских Л. Л. и Лучниковой В. Я., а также изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов.

9.Творческое сотрудничество по теме самообразования с Институтом повышения квалификации Павлодарской области.



10. Практические выходы :
(доклады, рефераты) – на городской секции учителей начальных классов, на занятиях школьного методического объединения; на педагогических советах школы;
участие в конкурсах районных и областных по педагогическому мастерству.

Участие в системе школьной методической работы:

Участие в заседаниях МО школы по учебной и по внеклассной работе, в работе педагогических советов и МО района по начальным классам.

Подготовить задания «логические пятиминутки» на каждый урок.

Подготовить и провести недели начальных классов по предметам и по экологии.

Участие в неделе открытого урока (согласно общешкольного плана); открытых внеклассных мероприятиях (согласно общешкольного плана).


Что изучить?
Литература (Интернет-ресурсы)
Сроки

I.Изучение научно-профессиональной и учебно-методической литературы.
Стандарты образования. Примерные программы по учебным предметам. Москва «Просвещение» 2010.
Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010.
"О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе" (Письмо МО РК № 220/11-12 от20 . 02. 1999).
"Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (Письмо МО РК от 19 ноября 1998 № 1561/14-15).
"Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе" (Письмо МО РК и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13).
http://standart.edu.ru/
В течение года

Изучение нормативных документов министерств и ведомств по вопросам организации обучения в начальной школе.



Изучение литературы, описывающей реализацию единой методической темы школы, приоритетных направлений работы школы и задач Программы развития школы.
Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003
Стандарты второго поколения. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Казахстана . Астана 2010.
Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников.
Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
В течение года

Изучение литературы, описывающей реализацию единой методической темы МО.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
В течение года

Изучение литературы, описывающей реализацию методической темы педагога.
Проектные задачи в начальной школе. Москва «Просвещение» 2010
Стандарты второго поколения. Проектная деятельность школьников.
Стандарты второго поколения. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. под ред. О.Б. Логиновой. – М. Просвещение, 2009.
В течение года

Изучение педагогических инноваций, технологий.
Стандарты образования. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М. Просвещение, 2010.
Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009
В течение года

Изучение частно - предметных вопросов

Стандарты второго поколения. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2010
Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. Тренажер для учащихся 4 класса. – М.: Ювента, 2009.
В течение года

II. Изучение опыта коллег.


Обучение на школьных
педчтениях:
«Школьные педагогические чтения «Весенний педагогический марафон».
педсоветах:
«Технологии компенсирующего обучения: опыт, проблемы, перспективы»;
«Мастерство педагогического коллектива по укреплению духовного, физического и психологического здоровья школьников».
семинарах:
Районный практико-ориентированный семинар «Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, имеющих трудности в обучении»;
Обучение на методических спецкурсах педагогов школы
Обучение на заседаниях МО.
4. Изучение опыта коллег на открытых учебных занятиях, внеклассных мероприятиях школы и города.
Выводы июнь 2015 года. Отчет будет предоставлен в виде методического пособия по теме самообразования.

2015 год



ноябрь


март

январь





























13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 215