Методическая разработка на тему: гигиеническое обеспечение физкультуры.


Министерство образование Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа №27
Гигиеническое обеспечение занятий
физической культурой.
Выполнил:
учитель физической культуры Орешко.В.С.
Физические упражнения не должны вредить здоровью. То есть не должны превышать функциональные возможности организма. К развивающимся формам занятий оздоровительными физическими упражнениями относятся урок физкультуры, тренировки, самостоятельные занятия. Здесь решается одна гигиеническая задача – развитие и поддержание основных двигательных качеств на уровне возрастных и половых нормативов.
Гигиеническая характеристика подготовительной части урока. В подготовительной части занятий выполняются упражнения, которые повышают работоспособность и функциональный уровень адаптивных физиологических систем. Для правильного выполнения разминки важно понимание ее физиологических механизмов.
Простые движения вызывают выделение в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющий суставные хрящи от непосредственного трения и тем самым от их повреждения. Не рекомендуется начинать занятия с бега, так, как в коленях, тазобедренных суставов, голеностопных суставах, в суставах позвоночника ещё нет достаточного количества синовиальной жидкости, а при беге после полетной фазы в каждом шаге происходит приземление с довольно сильной ударной нагрузкой на суставы ног и позвоночника, поэтому перед занятиями надо выполнять простые движения для суставов ног и позвоночника ( приседание, маховые движения ног, подъемы на носки, наклоны и повороты туловища и шеи).
Увеличение кровотока в коже способствует повышению теплоотдачи и предупреждению перегревания. В процессе разминки повышается тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается вероятность травм и повреждений. В качестве разминки применяется бег в течении 5 – 6 минут, он способствует подготовке сердечно –сосудистой и дыхательной систем в разминку надо включить гимнастические упражнения для всех суставов, с умеренными усилиями на растяжку.
Гигиеническая характеристика основной части урока.
Гигиеническая задача основной части урока – повышение функционального состояния организма школьников и их физической подготовленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого – гигиенические принципы выполнения физических упражнений:
На одном занятии целесообразно развивать несколько двигательных качеств.
Физические нагрузки надо чередовать и по их направленности на развитие определенных мышечных групп.
Физические нагрузки надо чередовать по их интенсивности.
Развитие нескольких двигательных качеств на одном занятии повышает их эффективность. Бег на короткие отрезки способствует развитию в основном скоростные качества. После этого надо лучше давать прыжковые упражнения, которые направлены на развитие скоростно -силовых качеств ( прыгучести) , это позволяет разнообразить занятия и переносить акцент физиологического воздействия на другие группы мышц. Длительность основной части урока 25 – 30 минут.
Гигиеническая характеристика заключительной части урока.
Это часть урока важна для восстановления минутного объема сердца после мышечной деятельности: первые 3 -5 минут остается повышенным. Надо знать, что если сразу после интенсивной физической нагрузки ( например бег ) человек останавливается, «мышечный насос» выключается и может развиваться сердечно – сосудистая недостаточность. Венозная кровь не полностью возвращается в правый желудочек, а накапливается на периферии.
Это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода. В заключительной части урока используются специальные упражнения, усиливающие восстановительный процесс на дыхание , на расслабление. Длительность заключительной части 3 -5 минут. Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания. Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и подготовке к будущей самостоятельной деятельности.
Физиолого –гигенической оценки влияния физических нагрузок на организм школьника используются различные классификации. Критериями такого воздействия служит ЧСС, предельное время физической работы, потребление кислорода.
Школьникам, желательно, заниматься, когда пульс 130 -150 ударов в минуту. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействие сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а также двигательного аппарата, для предупреждения переутомления школьников необходимо соблюдать – принцип соответствия физических нагрузок возрастным функциональным возможностям растущего организма.
На уроках физической культуры надо так дозировать объем и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление школьников не превышало легкой степени.
Гигиеническое обеспечение занятий гимнастикой.
В занятиях с оздоровительной целью гимнастика используется для развития скоростно – силовых качеств, гимнастические упражнения используются как средства общефизической подготовке во всех видах спорта. Гигиенические упражнения воздействуют главным образом на скелетные мышцы, костно –суставную систему, переферическое кровообращение. В занятиях спортивной гимнастикой, акробатикой, художественной гимнастикой развиваются такие двигательные качества, как прыгучесть, прыжковая выносливость, сила, силовая выносливость, гибкость, ловкость.
В спортивной гимнастике большая нагрузка на опорно – двигательный аппарат, особенно позвоночник, стопы, коленные суставы, поэтому в разминку надо включать наклоны, упражнения на растяжку мышц, сухожилий. Необходимо давать бега не менее 5 -7 минут в медленном темпе.
Гигиенические требования к организации занятий по легкой атлетике.
В подготовительной части занятий надо давать упражнение для опорно –двигательного аппарата, сердечно –сосудистой и дыхательной систем . С целью профилактики в утреннюю зарядку, включить обязательно упражнения для мышц стопы обязательно давать медленный бег до 7 минут.
Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми.
В спортивных играх требуется высокий уровень скоростно –силовых качеств, скоростных действий, прыгучести, прыжковой выносливости, хорошая зрительно-моторная координация движений. Тренировка в игровых видах спорта должна включать общефизическую подготовку, спринтерский бег, одиночные прыжки в высоту для развития прыгучести, многоскоки для прыжковой выносливости, длительный бег – для общей выносливости.
Литература:Журнал « Специалист» Просвещение Москва 2002 г
Общая теория спорта Просвещение Москва автор Л,Л. Матвеев.
Гигиена массового спорта Просвещение Москва автор А.П. Лаптев.
Физиология человека Просвещение Москва автор Ю.И. Чусов.
Журнал «Физкультура в школе» Просвещение Москва 1981г