Обобщение опыта «Синхронное моделирование как средство развития познавательной самостоятельной деятельности на уроках географии»


Красногвардейский район
МОУ Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1

по теме:
«Синхронное моделирование как средство развития познавательной самостоятельной деятельности на уроках географии»
Выполнила: Плешивцева Татьяна Алексеевна
учитель географии МОУ КСОШ № 1
Красногвардейского района,
имеющая высшую
квалификационную категорию.
с. Плешаново, 2009 год
Плешивцева Татьяна Алексеевна окончила Оренбургский Государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова в 1981 году, стаж работы 35 лет. Награждена школьными грамотами, премиями и благодарностями, грамотой РОО, благодарностями и денежной премией. С 1990 года являюсь руководителем циклового методического школьного объединения учителей географии, биологии, химии; а с 2000 года – руководителем районного методического объединения учителей географии.
Оказываю методическую помощь педагогам школы и учителям района, о чём свидетельствуют доклады и выступления на педагогическом совете МО школы и района: «Традиционное и компетентностно - ориентированное обучение на уроках географии», «Методические условия предпрофильной подготовки по географии выпускников основной школы», «Отличные особенности современного и традиционного типа уроков»; открытые уроки для учителей школы: урок систематизации знаний и умений учащихся 7-ого класса по теме: «Природные зоны материков мира»; урок по модульной программе в 7-ом классе по теме «Географическое положение материков»; уроки-презентации в 10-ом классе «Отрасли мирового хозяйства» и в 11-ом классе по теме «Глобальные проблемы мира». Провожу школы для молодых педагогов-географов, вхожу в экспертную группу по аттестации учителей географии района, в организации и проведении районных туристических слётов. В 2000 году обобщила свой опыт работы по теме: «Блочно-зачётный метод обучения географии как результат познавательной деятельности учащихся». В 2003 и 2004 годах провела 2 школы передового педагогического опыта по данной теме. Проводила работу со здоровосберегающими технологиями, углубленное изучение географии, спецкурсы по доВУЗовской подготовке.
На протяжении последних лет работаю по проблеме: «Синхронное моделирование как средство развития познавательной самостоятельной деятельности на уроке географии». Диагностика учебной деятельности и анкетирование учащихся показали следующие результаты применения синхронного моделирования на уроках экономической и социальной географии.
Качество знаний
% успеваемости
2006/2007
2007/2008
2008/2009
60
70
80
90
%
100
0
50
2006/2007
2007/2008
2008/2009
%
уч. год
уч. год

Показатели качества знаний и процент успеваемости за последние 3 года доказывает эффективность применения синхронного моделирования при обучении географии. Так количество учащихся имеющих итоговую оценку «4» и «5» увеличилось в 2005 году на 4%, в 2006 году на 7%. Отстающих в обучении экономической и социальной географии нет, поэтому процент успеваемости не снижается и составляет 100%.
Уровень выполнения программы показывает, что в 2004-2005 учебном году, когда применялось блочно-модульное обучение, показатель был ниже. Учащиеся приняли новую технологию обучения, но испытывают в новых видах деятельности, таких как рефлексия и самооценка. Таким образом, я считаю, что применение синхронного моделирования на уроках экономической и социальной географии даёт ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса.
Синхронное моделирование учащиеся отрабатывают поэтапно. На репродуктивном уровне получение знаний учитель сопровождает свой рассказ рисунком на доске. Учащиеся слушают учителя и переносят за ним рисунок в свои тетради. Эту работу они выполняют по принципу: «Делай как я». На частично поисковом уровне учитель конструирует модель не полностью. Учащиеся должны самостоятельно достроить модель, основываясь на устной информации учителя, где девизом работы является: «Делай за мной только часть, остальное самостоятельно». На исследовательском уровне учащиеся самостоятельно выполняют модель в тетради.
Синхронное моделирование позволяет организовать одновременную работу всего класса в ходе устного изложения материала учителя, требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания. Кроме того, выполненные модели позволяют организовать взаимную оценку работы, самооценку, даёт план для характеристики объекта изучения при опросе.
Одной из причин негативного отношения к преподавателю через него к учебному предмету является однообразное построение урока – опрос, рассказ, домашнее задание. А при использовании синхронного моделирования нам предоставляется возможность проверить выполнение домашнего задания по ходу решения очередной учебной задачи на уроке (рассмотрение новой темы). Оценку при этом провожу в конце урока. При решении учебной задачи урока объединяю учащиеся в диады (двойки) или более крупные группы. Развиваю в группе взаимопомощь. В любом случае деятельность учащихся должна быть коллективной. Разрешаю учащимся пользоваться выполненными моделями возле доски. Не беда, если ученик при этом воспользуется цифровым материалом модели, важно чтобы он смог объяснить закономерности, которые эти цифры иллюстрируют, дан связанный ответ с использованием географической карты. В решении учебных задач добиваюсь доверия, откровения учащихся, что очень важно при формировании познавательной самостоятельной деятельности. Любая попытка рассуждения, предположения, гипотезы школьника в его самостоятельной деятельности должна получать положительную оценку, что я и делаю. Развиваю и конкретизирую мысль ученика, ищу в ней рациональное зерно. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.
Полноценная самостоятельная учебная деятельность школьников должна сопровождаться самооценкой, которая формируется у детей постепенно. На исследовательском уровне оценку себе определяют только ученики. Самооценка выполняется в конце урока. По-моему мнению в неё можно включить всю деятельность учащихся на уроке (ответы по домашнему заданию, подготовленные сообщения, решение учебных задач при изучении новой темы, презентации). Самооценка выполняется как ответ на вопрос: «Поднимите руку кто сегодня работал на «отлично», «хорошо» - верно…нет, а ты завысил себе оценку…Ты почему не поднял руку, ведь ты работал хорошо?..Ребята проставляют оценки в свои дневники и передают мне на подпись». Естественно опасно и завышенная, и заниженная самооценка. Слабая активность ученика на уроке становится объектом моего внимания. Выясняю причины пассивности, проявляю такт и терпение, находя подходы и формы, активизирующие учебную деятельность учащихся. При изучении географии все школьники способны получать только положительную оценку. При планировании изучении той или иной темы я отрабатываю весь учебный материал, формулируя комплексную дидактическую цель, и из неё выделяю интегрирующую дидактическую цель для каждого отдельного урока, которую затем подразделяю на частные цели по отдельным учебным материалам. Особое внимание обращаю на разнообразие для самостоятельной работы учащихся, которые должны предполагать разные виды познавательной деятельности. Задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение, так и на творческую деятельность учащихся. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок более интересным, устраняет психологическую нагрузку и позволяет ребятам реализовать максимально себя на уроке. Роль учителя на таком уроке сводится к управлению работы школьников, к корректировке путей решения поставленных задач. При этом я имею возможность обращаться на уроке с каждым учащимся.
Синхронное моделирование можно показать на примере изучения темы «Топливно-энергетический комплекс России» в 9-ом классе, где выстраивается следующая модель урока, показанная на определённой темы. В системе обучения на данном уроке прослеживается принцип развивающего обучения от просто механического воспроизведения материала до выполнения индивидуальных и творческих работ, где приводится данная модель уроков: