Рабочая программа по литературе в 10 классе по учебнику Г.С. Меркина, С.А. Зинина


Рабочая программа и КТП составлены
КАЛИНИЧЕНКО Л. А., учителем МБОУ «СОШ№1» п. ПУРОВСК,
аспирантом филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе и на основе програмыа по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев // Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – С. 104-148. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Школьный курс литературы обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования по литературе обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения курса литературы 10 класса предполагается развивать коммуникативную (К), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО), смыслопоисковую (СП), культуроведческую (КУЛЬТ) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников. Развиваются также следующие информационные компетенции:
уметь извлекать необходимую информацию из учебно – научных текстов,
уметь извлекать необходимую информацию из справочной литературы,
владеть навыками работы со словарями,
владеть навыками работы с книгами и учебниками,
уметь самостоятельно извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию,
уметь использовать основные приемы информационной переработки устных и письменных текстов,
уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа,
уметь отделять основную информацию от второстепенной,
уметь передавать содержание текста адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
владеть навыками самоконтроля,
владеть навыками анализа композиционно – жанровых особенностей текста.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личности и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу знаний и их воспроизведение, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, семинаров, конференций и др.
Стандарт общего образования по литературе ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в тематике уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на это основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Цели и задачи обучения литературе
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции,
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы,
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением наизусть,
- приобретение навыков устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки, - свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью,
- получение умений развернуто аргументированно отвечать на вопрос, рассказывать о литературном герое, создавать словесный портрет героя, составлять характеристику персонажа, давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой компетенций и личностное саморазвитие.
Место предмета литература в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе в объеме 105 часов с недельной нагрузкой – 3 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков, способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, сообщение, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.):
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Раздел II Содержание курса литературы в 10 классе
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.С. ПУШКИН
      Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».     Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
    Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
     Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик»,  «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
     Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
      Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
      Повести: «Невский проспект», «Нос».
     Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
     Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
      Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
      Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
   Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ
      Роман «Обломов».  Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. ТУРГЕНЕВ
      Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе:«Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
     Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
      Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
        Роман «Что делать? » (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ
      Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».       «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
      Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ
        Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.       «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
                                                                    А.А. ФЕТ
       Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
       Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ
            Повесть «Очарованный странник ».  Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
      Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
     «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ
       Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
        Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
        Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
     «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса.                              Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир »; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы»,  повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
    Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
       Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
      Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
         
Раздел III. Учебно-тематический план.
Содержание Общее количество часов Развитие речи Сочинения Внеклассное чтение
классные домашние Прекрасное начало 5 - - - -
А.С. Пушкин 7 1 - - 1
М.Ю. Лермонтов 8 1 - - -
Н.В. Гоголь 4 - - - -
Литература второй половины XIX. Введение. 1 - - - -
А.Н. Островский 7 1 1 - 1
И.А. Гончаров 7 1 1 - -
И.С. Тургенев 9 2 1 - 1
Н.Г. Чернышевский 1 - - - -
Н.А. Некрасов 4 1 - 1 -
Ф.И. Тютчев 3 1 - - -
А.А. Фет 3 1 - - -
Н.С. Лесков 3 - - - 1
М.Е. Салтыков-Щедрин 3 - - - -
А.К. Толстой 1 1 - - -
Л.Н. Толстой 16 1 1 - 1
Ф.М. Достоевский 15 2 1 - 2
А.П. Чехов 9 1 1 - 1
Итого: 105 14 6 1 8
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 кл.
В результате изучения литературы в 10 классе ученик должен
знать / понимать:
- образную природу словесного искусства;
- тематику творчества русских классиков и содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова;
- изученные теоретико-литературные понятия (литературный процесс, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, эпос, лирика, лиро-эпический род, драма, роман, роман в письмах, роман-путешествие, готический роман, утопический роман, роман-эпопея, роман в стихах, рассказ, повесть, анакреонтическая лирика, ода, лирическая песня, элегия, поэма, баллада, басня, трагедия, комедия, драма, сатира, стихотворные размеры и др.);уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;
- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:
- создания связного текста;
- определения своего круга чтения;
- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.
Раздел V. Учебно-методическое обеспечение.
Литература
Для учащихся:
1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2014
2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013
3. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2015
4. Миронова Н. А. ЕГЭ 2015. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2015
Для учителя:
1. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2014
2. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2012
3. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2013
4. Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. – 3-изд. – М.: ООО» ТИД»Русское слово – РС», 2012
Раздел VI. Материально-техническое и информационное обеспечение
Компьютер
Принтер
Сканер
Интерактивная доска
МультимедиапроекторМедиатекаhttp://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп содержит богатую аудиотеку и электронные авторские тесты и презентации.
http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей содержит богатый материал по предмету: аудиокниги, презентации, конспекты уроков, видеофрагменты.
http://sv.ucoz.ru/ Сайт учителя русского языка и литературы Боровлевой С.В. содержит богатый материал по литературе: тренинги, видео, ауди- и др.

Календарно (учебно-) – тематический план.

п/п №
В разделе Тема
урока Кол-во
часов дата д/з Повторение Индивидуальная
работа Термины
Введение
1. Введение. Историко-культурный контекст и общие особенности литературы XIX в. 1 04.09 Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с.14. О своеобразии русского романтизма Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм
2 Русский литературный процесс XVIII-XIX вв. (обзор)
1 05.09 с.14-18 составить тезисный план Языковая реформа Карамзина Н. М. Индивидуальные сообщения «Влияние исторических обстоятельств на формирование и развитие культуры» Основные литературные направления XVIII-XIX вв, влияние исторических обстоятельств на формирование и развитие культуры
3 Особенности литературы классицизма, сентиментализма, романтизма 1 14.09 Конспект статьи учебника с.18-21. Индивидуальные сообщения «Признаки классицизма, сентиментализма, романтизма» Признаки классицизма, сентиментализма, романтизма
4 Русская романтическая поэзия (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков)
1 18.09 Продолжить знакомство с художественным миром В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова
«Переводы-перевыражения» и их роль в становлении русского романтизма Индивидуальные сообщения :Ода
Романтизм
Романтическое двоемириеЭлегия
Хронологические границы «золотого века» русской литературы, основные лирические жанры
5 Анализ лирики в формате ЕГЭ 1 19.09 План анализа Изобразительно-выразительные средства языка
Литература первой половины XIX века
1 ПУШКИН 7 ч. Цель: понять универсализм Пушкина, его гениальность; повторить основные темы и сюжеты произведения; рассмотрев творчество автора в контексте эпохи и биографии, понять своеобразие художественного мира и героев произведений Пушкина
«…никто из поэтов наших … не может более называться национальным…» (Н.В. Гоголь): значение творчества А.С. Пушкина для русской литературы.
1 21.09 Конспект статьи учебника с.27-32 Поэтические искания декабристов Философская лирика
2 Основные этапы творческой биографии и особенности мировоззрения А.С. Пушкина.
1 25.09 Знать содержание статьи учебника с.15-27, отв. на вопросы 2,3 стр.50, « Воспоминания о детстве»
Подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском» 3 Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики Пушкина. Новаторство поэта 1 26.09 С.27-36, отв.на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения Лицейские годы Послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма
4 РР 1. Чтение наизусть.
Вечные вопросы человеческого бытия в философской лирике А.С. Пушкина (« Пророк», «Демон», «Подражание Корану» и др.)
1 28.09 С.36-40, Выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт» Гражданские стихи А. Пушкина «Деревня», « К Чаадаеву» Лироэпика5 Вн.чт. 1. «Повести Белкина»: истоки темы маленького человека в русской литературе («Станционный смотритель»)
1 2.10 Подготовиться к тестовой форме контроля Поэма, повесть
6 Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (конфликт между интересами личности и государства). Тестовый контроль
1 3.10 читать «Медный всадник», статья учебника с.40-50, отв. на вопросы 6-7 с.51 Поэма, повесть
7 Образ стихии и ее роль в авторской концепции истории (в сопоставлении с трагедией «Борис Годунов»). 1 05.10 Читать трагедию «Борис Годунов». Трагедия
8 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ 8 ч.
Цель: изучив исторический и литературный фон 1830-1840-х годов, понять специфику творчества Лермонтова как наследника и оппонента Пушкина.
«Последний романтик»: личность и творчество М.Ю. Лермонтова. 09.10 Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (п), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта Детские годы М. Лермонтова Духовная лирика
9 Драматичная судьба лермонтовского поколения. 1 10.10 Статья учебника с.53-61, Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов//М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. -  10 РР 2. Чтение наизусть. Глубина философской проблематики, основные мотивы и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова
Драматизм патриотической лирика Лермонтова. Сопоставительный анализ с лирикой Пушкина.
1 12.10 Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон» Байронизм, богоборческая тема Изобразительно-выразительные средства языка
11 Глубина и проникновенность духовной лирики Лермонтова 1 Прочитать поэму «Демон» Петербургский период творчества М. Лермонтова 1830-х годов «кольцевая композиция»,
12 Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» (перекличка основных мотивов с лирикой поэта).
1 22.10 Мотивы лирики
13 Образная система и романтический колорит поэмы 1 24.10 Статья учебника с.72- 78 (чит.), отв. на вопр. 6,7 с.78-79
Романтическая поэма
14 Два демона: сопоставительный анализ образов Пушкина и Лермонтова.
1 26.10 А. Пушкин «Демон» 15 Контрольная работа по анализу лирики Пушкина и Лермонтова в формате ЕГЭ. 1 30.10 Поэма
« Мцыри» 16 Н.В. ГОГОЛЬ 4 ч.
Цель: повторить особенности творчества автора и основные произведения, понять пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы», своеобразие гоголевского комизма.
Уроки:
Гоголевский период в русской литературе. Основные этапы творческого пути писателя 1 31.10 Статья учебника с.80-84 (чит.), прочитать повесть «Невский проспект» Гротеск
Ирония
17 Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя («Нос», «Невский проспект»). 1 9.11 Статья учебника с.84- 79 (чит.), отв. на вопр. 1,2 с.106, прочитать повесть «Нос» Фантасмагория
18 Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе 1 13.11 Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика), Повесть
19 Тема Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина (сопоставительный анализ). Практическая работа в группах 1 14.11 «Социально-политическая ситуация в России 2-й пол. XIX века». «Крестьянский вопрос». «Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века» Трагикомедия
Литература второй половины XIX века 16.11
1 Введение
Цель: дать представление о русской литературе второй половины XIX века как о равноправной участнице мирового литературного процесса, понять важность западников и славянофилов для формирования русской культуры, рассмотреть актуальность социального подхода к изображению человеческой личности, дать общий обзор творчества писателей и новые типы героев.
Урок:
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века и демократические тенденции в русской культуре. 1 16.11 Статья учебника с.141-146 (чит.), с153-157(конспект), отв.на вопр.3-5 с.173-174 Индивидуальные сообщения- презентации проектов Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество», «физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман». Связь между жанром и художественным методом
Философская проза
Тенденционное искусство
2 А.Н. ОСТРОВСКИЙ 7 ч.
(«Свои люди-сочтемся», «Гроза»)
Цель: понять специфику драматургии Островского.
Уроки:
Жизнь и творчество А.Н. Островского.
1 20.11 Статьи учебника с.125-139 (чит.), отв. на вопр. 1 (у),2(п) с.139
прочитать комедию «Свои люди – сочтемся» А.Н.Островского3 Быт и нравы купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся». Конфликт поколений 1 21.11 Статья учебника с.162-165 (чит.), выписать из текста высказывания героев,, характеризующие их Драма как род литературы
символика
внесценический персонаж
второстепенный персонаж
семейно-бытовая коллизия речевой жест
4 Сюжет и композиция драмы «Гроза». Образ города Калинова в драме. 1 23.11 Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины и городе Калинове Понятие конфликт, тема, идея, композиция Выступление : «Говорящие» фамилии, имена» 5 Основной конфликт драмы «Гроза» (Катерина и Кабаниха – два нравственных полюса). 1 27.11 Статья учебника с.165-171 (чит.),
Составить цитатную характеристику Катерины Индивидуальные выступления: «Нравственная коллизия, речевая характеристика» 6 Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. «Гроза» в русской критике 1 28.11 Статья учебника с.171-173 (чит.), Подготовиться к сочинению 7 РР 3. Сочинение 1 по драме «Гроза» в формате ЕГЭ. 1 4.12 Завершить творческую работу 8 Вн. чт. 2. Трагическая судьба «маленьких людей» в пьесе «Бесприданница». 1 5.12 Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» Понятия «маленький человек», «говорящая фамилия» 9 И.А. ГОНЧАРОВ («Обломов») 7 ч.
Цель: изучить особенности творческого пути Гончарова и понять его место в истории русского романа, дать общую характеристику романной трилогии («Обыкновенная история», «Обломова», «Обрыв») как художественного целого, рассмотреть злободневные темы и масштабный эпический взгляд на современность, связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности.
Уроки:
Роль творчества Гончарова в развитии русской литературы.
1 7.12 Статья учебника с.176-184 (конспект.), 10 Быт и бытие Ильи Ильича Обломова (внутренняя противоречивость натуры героя). 1 11.12 Индивидуальные сообщения- презентации проектов :«Утопия» 11 Образ Захара в характеристике «обломовщины». 1 12.12 Статья учебника с.184-186 (чит.), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова»(п)
Роль второстепенных героев как условие для понимания проблем нравственного характера Социально-философский роман, типический характер, автобиографизм12 Обломов и Штольц: дружба-противостояние. 1 14.12 Статья учебника с.201-202 13 Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. 1 18.12 Статья учебника с.187-190 Сообщение: «Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).»
14 Смысл финала. Творчество И.А. Гончарова в оценке критики. 1 19.12 15 РР 4. Сочинение 2 по роману «Обломов» в формате ЕГЭ 1 21.12 16 И.С. ТУРГЕНЕВ 9 ч.
(«Записки охотника», «Стихотворения в прозе», «Отцы и дети»)
Цель: через биографию и творческий путь Тургенева, понять проблематику романов, эволюцию отношения писателя к судьбе России и изучить подробно романы «отцы и дети», «дворянское гнездо».
Уроки:
Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева.
1 25.12 Статьи учебника с.211-214 (конспект), 17 Отражение различных начал русской жизни и многообразие народных типов в «Записках охотника» 1 26.12 с.215-222 (чит) Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» Понятие «цикл рассказов». ПознакомитЬся с жанровым понятием цикла Индивидуальные сообщения «Говорящая деталь» Эпос лирика. Очерк
Вн. чт. 3. Исторические судьбы России в романах Тургенева («Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне»). 1 28.12 Статья учебника с.234-237, отв.на вопр.3 с.253, Роль личности в истории
18 Основная проблематика романа «Отцы и дети». Конфликт в произведении. 1 Статья учебника с.250-253(чит.), подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики и т.д.) Литературно-критическая деятельность почвенников Индивидуальные сообщения: «Нигилизм, социально-психологический роман» Проблематика романа
19 Система персонажей в романе «Отцы и дети». 1 Статья учебника с.237-239 (чит.), отв.на вопр.4 с.254 Система персонажей
10 Образ Базарова. Русская критика о Базарове 1 Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова Понятие психологического конфликта. Индивидуальные сообщения:
« Тайный психологизм» Анализ критических статей
21 РР 10 Сочинение по роману «Отцы и дети 1 Индивидуальные сообщения: «Вечные темы в литературе» Жанровые особенности рассуждения
22 Отражение русского национального самосознания в «Стихотворениях в прозе» 1 Статья учебника 247-249 (чит.), выучить отрывок наизусть (по желанию) Индивидуальные сообщения: «Стихотворение в прозе, лирическая проза» Жанр стихотворения в прозе
23 Вн. чт. 4. Тема любви в творчестве Тургенева («Первая любовь», стихотворения о любви). 1 Эволюция русского реализма 24 Н. Г. Чернышевский 1 ч. лекция 1 Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение Индивидуальные сообщения: «Идеологический роман, научная фантастика», анализ «Четвертый сон Веры Павловны» Композиционные особенности романа " Что делать"
Разумный эгоизм, пропагандистский пафос
25 Н.А. НЕКРАСОВ 4 ч.
(Стихотворения «Современная ода», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Рыцарь на час», «О Муза! я у двери гроба...». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».)Цель: понять специфику творчества Некрасова.
Уроки:
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.
1 Статья учебника с.314-321 (читать), закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков»
Тематика лирики Некрасова, её своеобразие Индивидуальное сообщение: «Рефрен, лирический пафос» Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме» ( по группам) Гражданская лирика
Изобразительно-выразительные средства языка
26 Проблематика творчества Некрасова.
Система персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 1 Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению Индивидуальное
сообщение:
« Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова» Лирический герой
Лироэпический род
27 Специфика композиции и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 1 Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем) Индивидуальные сообщения: «Эпическая поэма» Поэма
28 Ф.И. ТЮТЧЕВ 3 ч.
(Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объемлет шар земной...», «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «Последняя любовь», «Я встретил вас — и все былое...», «Все отнял у меня казнящий Бог...»)Цель: рассмотреть особенности философской лирики Тютчева, понять тематику и своеобразие его творчества.
Уроки:
Лирика второй половины XIX в. Творчество Ф.И. Тютчева.
1 Статья учебника (II) (чит.), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта Подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева» Изобразительно-выразительные средства языка философская лирика, натурфилософия, поэтический цикл
29 Картина мира в поэзии Тютчева. Темы и мотивы лирики 1 Статья учебника (II) с.17-27(чит.), наизусть стихотворение по выбору учащегося Дружинин А. В. Стихотворения А. А. Фета Сообщение: «Стихотворная миниатюра» Изобразительно-выразительные средства языка стихотворный размер
30 РР 12. Выразительное чтение поэзии Тютчева наизусть. 1 Статья учебника (II) с.28-30(чит.), подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.ФетаЛирический цикл
31 А. А. ФЕТ 3 ч.
(Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода — осень — куришь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь...»)Цель: через личность поэта понять особенности его лирического героя, рассмотреть лиризм поэзии, разнообразие ритмов и музыкальность.
Уроки:
Лирический герой поэзии Фета. Идея красоты и мотив страдания в творчестве Фета.
1 Подготовиться к зачетной работе по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.ФетаСообщение:
«Поэтическая «безглагольность», Жанр ноктюрна, трехсложные размеры
32 Самостоятельная работа по анализу лирического произведения в формате ЕГЭ. 1 33 РР 13. Выразительное чтение поэзии Фета наизусть. 1 Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» Сообщение: «Лирический этюд» Лирический восторг, музыкальность стиха, романс
34 Н.С. ЛЕСКОВ 3 ч.
(«Очарованный странник», «тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда»)
Цель: особенность произведений, их сюжета, композиции, персонажей и творческой манеры Лескова.
Уроки:
Творчество Н.С. Лескова и его жизнь.
1 Статья учебника (II) с.52-57(чит.), Повесть
Рассказ

Портретная характеристика героя
35 Герой Лескова. «Очарованный странник». 1 Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76 Значение темы праведничества в творчестве писателей 19 века Сообщение: «Национальный колорит, стилизация» 36 Жанровые особенности произведения Лескова. «Очарованный странник». 1 Статья учебника (II) с.78-83(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76 37 М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 2 ч.
Цель: изучить специфику творчества Салтыкова-Щедрина, реализацию проблем идеала в сатирическом творчестве.
Уроки:
Сатирический очерк и натуральная школа («Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом»).
1 Статья учебника (II) с.97-105, 105-107(чит.), отв.на вопр.8,10 Сообщение: «Аллегория, абсурд»
Эстетический идеал
Идеал духовно-нравственный
38 Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Самостоятельная работа по решению тестов в формате ЕГЭ 1 с.107-108, продумать сюжет сказки на современную тему в традициях Салтыкова-Щедрина Сообщения: «Сатирический роман –хроника» Эзопов язык Гротеск
39 А.К. Толстой 1 ч.
Песни чистой души. Своеобразие художественного мироощущения А. К. Толстого. Основные темы, мотивы и образы его творчества. Взгляд на русскую историю в произведениях А. К. Толстого. Баллады и былины поэта 1 Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого Сообщения : «Романс, баллада, пародия» Философская лирика,
стихотворный размер Изобразительно-выразительные средства языка
40 Л.Н. ТОЛСТОЙ 16 ч
(«Война и мир», обзорное повторенние «Детство. Отрочество. Юность», «Кавказский пленник», «После бала», ознакомительное внеклассное чтение «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Смерть Ивана Ильича»)Цель: через знакомство с биографией и мировоззрением автора изучить проблематику произведений, подробно изучить роман-эпопею «Война и мир»., рассмотреть «диалектику души» как принцип поэтики Толстого и художественное мастерство автора в создании индивидуального человеческого характера.
Уроки:
«Толстой-это целый мир» (М. Горький) Нравственные искания Л.Н. Толстого и отражение их в произведениях и дневнике писателя.
Творческий путь писателя
1 Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир» Сообщение: «Роман-эпопея, историзм» Роман-эпопея
Диалектика души
41 Вн. чт. 4. «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Смерть Ивана Ильича» 1 Статья учебника (II) с.129-140 Сообщение об истории создания романа «Война и мир» 42 «Я старался писать историю народа» (История создания, творческий замысел, жанровые, сюжетные и композиционные особенности романа-эпопеи война и мир»)
1 Статья учебника (II) с.146-15 (чит), 43 Образ повествователя и система персонажей в романе «Война и мир». Великосветское общество.
1 Статья учебника (II) с.183-185, подготовиться к тестированию 44 История семей, основные сюжетные линии романа 1 Статья учебника (II) с.156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе 45 РР 16. Анализ эпизодов в формате ЕГЭ.
46 Диалектика души» как основной принцип поэтики Толстого. Путь исканий Андрея Болконского. 1 47 Образ Пьера Безухова: сила и красота характера. 1 Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию) Сообщение : «Внутренний монолог героя как средство раскрытия характера» портретная характеристика
48 В чем истинная красота человека и как ее найти в себе и других? (Образы Наташи Ростовой и княжны Марьи)
1 Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал» ( по группам) 49 Время и пространство в романе.
Роль пейзажа в поэтике Толстого 1 Сообщение: «Сюжетообразующая функция детали в романе» пейзаж
50 «Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие" 1 Статья учебника (II) с.176-183, (чит),
51 Противопоставление образов
Кутузова и Наполеона 1 Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона Сообщение « Анализ эпизода « бой под Аустерлицем» Антитеза историческая личность
52 Героизм русских войск на Бородинском поле. Образы русских солдат и командиров 1 Статья учебника (II) с.171-176, произвести анализ письменно 53 РР 17. Анализ эпизодов в формате ЕГЭ 1 Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.) эпизод
54 «Мысль народная». Образы Т. Щербатова и П. Каратаева 1 Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?» Авторское отступление
55 РР 18. Сочинение по роману «Война и мир». 1 56 Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ 15 ч.
(«Преступление и наказание», «Речь о Пушкине», отрывки из «Дневника писателя», самостоятельное ознакомление – «Братья Карамазовы», «Бесы», «Записки из мертвого дома»)
Цель: через знакомство с биографией, мировоззрением автора и посещение музея Достоевского, изучение критической литературы понять замысел романа «Преступление и наказание», специфику и проблематику творчества Достоевского, его новаторство, основные принципы поэтики.
Уроки:
Личность и судьба Ф.М. Достоевского.
1 Статья учебника с.203 -214 (чит.) Сообщения: «Детективный роман, идеологический роман, философский роман» 57 Духовные искания Ф.М.
Достоевского и отражение их в произведениях автора. 1 Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
( рекомендованные главы) Открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь Полифония
58 Особенности поэтики Достоевского.
Раскольников – герой-идеолог.
Идеологические основы романа 1 Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ( рекомендованные главы) проблематика творчества
59 Сюжет и композиция романа «Преступление и наказание»
1 Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ( рекомендованные главы) Идея «сверхчеловека» идеология
60 Система персонажей в романе «Преступление и наказание».
Двойственность образа Раскольникова. 1 Подготовиться к обсуждению темы:
« Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова» «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова»
61 Душа и идея.
Время и пространство в романе.
1 Подготовиться к обсуждению темы: «Роман «Преступление и наказание»: за и против» двойничество62 Религиозно-нравственная проблематика и христианские мотивы в романе.
1 Сообщение : «Евангельские мотивы» .
63 Роман «Преступление и наказание», Достоевский и его герои в русской критике 1 Трагизм повседневного будничного существования 64 Роль эпизода в поэтике Достоевского.
1 религия
65 РР 14. Анализ отрывка прозаического текста в формате ЕГЭ.
1 Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.) литературная критика
66 РР 15 Сочинение по роману «Преступление и наказание».
1 Написать сочинение по роману «Преступление и наказание» публицистика
67 Достоевский-публицист. «Речь о Пушкине». 1 Сообщение :« Проблематика повести « Степь» 68 А.П. ЧЕХОВ 9 ч.
(повесть «Степь», рассказы «Студент», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; комедии «Чайка», «Вишневый сад»). Цель: понять своеобразие таланта Чехова, мастерство юмористического рассказа и вклад автора в развитие русского театра.
Уроки:
Личность и творческий путь А.П. Чехова. Повесть «Степь».
1 Идейно-художественное своеобразие ранней прозы юмор, сатира, комизм, драматизм
повесть
рассказ
69 Философский характер новеллы «Студент». 1 Прочитать рассказ «Ионыч» Чеховская деталь, лирическая проза, подтекст
70 Крушение доктора Старцева. «Ионыч» 1 Сообщение : « История создания рассказа « Ионыч» 71 «Вся Россия – вишневый сад!»: проблематика пьесы «Вишневый сад» 1 Прочитать «Вишневый сад» 72 «Вся Россия – вишневый сад!»: композиционные и жанровые особенности пьесы «Вишневый сад» 1 Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига
73 Драматургия Чехова. Общая характеристика «новой драмы». Пьеса «Вишнёвый сад». Развитие социального конфликта. Смысл названия пьесы.
1 Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова ( по группам) Знать понятие «подводное течение». 74 Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад». 1 Выяснить символичность пьесы. 75 РР 20. Особенности жанра рецензии. Подготовка к домашнему сочинению. 1 Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев» рецензия
76 Проблематика трилогии о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» 1 Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» трилогия
77 В человеке все должно быть прекрасно»: авторский идеал человека и отражение его взглядов в трилогии о любви 1 Повторить материал за весь курс литературы 10 класса, ответить на вопросы с.284-285 78 Контрольный тест по русской литературе 2-й половины XIX века
1 79 Анализ контрольной работы 1 80 Читательская конференция 1 Составить памятку «Как заставить себя читать летом»