Тематическое планирование по литературе 5 класс (102ч)



п\пДата по плану Дата фактич. Содержание программного материала Кол-во
часов Примечание
1 Введение (1 час)
Введение. Книга в жизни человека. 1 2 2. Устное народное творчество
(10 часов)
УНТ. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. 1 3 Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. 1 4 Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. 1 5 Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. 1 6 Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. 1 7 «Иван – крестьянский сын и чудо–юдо» - волшебная сказка героического содержания. 1 8 Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. 1 9 Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. 1 10 Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. 1 11 Р\р. Классное сочинение. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках». 1 12 3.Древнерусская литература
(2 часа)
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. 1 13 «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. 1 14 4.Русская литература XVIIIвека(2 часа)
М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. 1 15 Роды и жанры литературы. 1 16 5.Русская литература XIX века (44 часа)
Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. 1 17 И.А. Крылов. Обличие человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали. 1 18 И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. 1 19 Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.
1 №
п\пДата по плану Дата фактич. Содержание программного материала Кол-во
часов Примечание
20 Обучение выразительному чтению басни «Волк на псарне». Конкурс инсценированной басни. 1 21 В.А. Жуковский. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна». 1 22 Сюжет и герои сказки «Спящая царевна». Черты народной и литературной сказки». 1 23 В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. 1 24 А.С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. 1 25 Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. 1 26 Урок контроля. Тестирование по пройденному материалу за 1 четверть. 1 27 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. 1 28 Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. 1 29 Р\р. Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. 1 30 Р\р. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. «Спящая царевна» Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: общность и различие. 1 31 Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С. Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. 1 32 Русская литературная сказка
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. 1 33 Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. 1 34 В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. 1 35 М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. 1 36 Изобразительно - выразительные средства языка в стихотворении. «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. 1 37 Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. 1 38 Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. 1 39 Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1 №
п\пДата по плану Дата фактич. Содержание программного материала Кол-во
часов Примечание
40 Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа». Развитие понятия об эпитете. 1 41 Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. 1 42 Внеклассное чтение. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. 1 43 И.С. Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни». 1 44 Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. 1 45 Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. 1 46 Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. 1 47 Р\р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Классное сочинение по рассказу И.С. Тургенева. «Муму». 1 48 Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. 1 49 А.А. Фет. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению. Природа и человек в стихотворении. 1 50 Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. 1 51 Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. 1 52 Р\р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
1 53 А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. 1 54 Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». 1 55 Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте. 1 56 Поэты XIX века о Родине и о родной природе
Русские поэты XIXвека о Родине и родной природе. 1 57 Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. 1 58 Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова. 1 59 Р\р. Анализ лирического текста (по русской поэзии XIX века. 1 60 6. Литература XX века(29 часов)
Внеклассное чтение. И.А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. 1 61 В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. 1 №
п\пДата по плану Дата фактич. Содержание программного материала Кол-во
часов Примечание
62 Жизнь семьи Тыбурция. 1 63 Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. 1 64 Р\р. Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». 1 65 Р\р. Обсуждение вопросов: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства». 1 66 С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины о родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворения. 1 67 П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. 1 68 Образ Хозяйки Медной горы в сказке П.П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. 1 69 К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб». 1 70 Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. 1 71 Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях К. Г. Паустовского. 1 72 С. Я. Маршак. Сказки С.Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. 1 73 Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. 1 74 Р\р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке.. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. 1 75 Р\р. Обсуждение вопросов: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». «Добро и зло в сказке». «Пьеса С.Я. Маршака и народные сказки». 1 76 А.П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. 1 77 Душевный мир главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира. 1 78 Урок контроля. Контрольная работа по литературе XX века. 1 79 В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. 1 80 «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. 1 81 Р\р. Классное сочинение на тему «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?» (по произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева). 1 82 Русские поэты XX века о Родине и о родной природе: И.А. Бунин, Дон – Аминадо.
1 №
п\пДата по плану Содержание программного материала Кол-во
часов Примечание
83 Русские поэты XX века о Родине и о родной природе А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. 1 84 Р\р. Анализ лирического произведения ( на материале стихотворений русских поэтов XX века). 1 85 Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». 1 86 Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. 1 87 К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети. 1 88 А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги в годы ВОв. 1 89 7. Зарубежная литература ( 14 часов)
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер. 1 90 Внеклассное чтение. Д. Дефо.»Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. 1 91 Внеклассное чтение. Характер главного романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. 1 92 Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. 1 93 В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. 1 94 Р\р. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена. Добро и зло в сказках Андерсена. О чем мечтал Андерсен в своих сказках? 1 95 Р\р. Благородные поступки героев сказок Андерсена. 1 96 Внеклассное чтение. Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. 1 97 Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. 1 98 Внеклассное чтение. Том и Гек в романе М. Твена. «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена. 1 99 Внеклассное чтение. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. 1 100 Внеклассное чтение. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа. 1 101 Итоговая контрольная работа за курс 5 класса 1 102 Выявление уровня литературного развития обучающихся. Задания для летнего чтения. 1