Рабочая программа с КТП по литературе. 7 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 2»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литература»
8 класс
г. Владикавказ
2015-2016 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 8 -А класса МБОУ ВСОШ № 2
г. Владикавказа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2012.
Программа рассчитана на 68 часов
(из расчёта 2 часа в неделю)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики ученического коллектива 8-А класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы истории и русского языка. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Русская литература и история (1 ч.)
Устное народное творчество (2 ч.). Народные и исторические песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»
Древнерусская литература (2 ч.). «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя А.Невского». «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.
Литература 18 века (4 ч.). Д.И.Фонвизин «Недоросль». Фонвизин и классицизм.
Год Литературы (писатели-юбиляры) (2 ч.): И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
Литература 19 века (31 ч.). К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Стихотворения. «Пиковая дама». М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель». М.Е.Салтыков –Щедрин «История одного города». Н.С.Лесков «Старый гений». Л.Н.Толстой «После бала». Поэзия родной природы (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Майков). А.П.Чехов «О любви».
Литература 20 века (19 ч.). И.А.Бунин «Кавказ». Историзм Бунина. А.И.Куприн «Куст сирени». А.А.Блок «На поле Куликовом», «Россия». С.А.Есенин «Пугачёв», И.С.Шмелёв «Как я стал писателем», М.А.Осоргин «Пенсне». Журнал «Сатирикон». Теффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни». А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». А.А.Платонов «Возвращение». Стихи и песни о ВОВ. Ч.Айтматов «Ранние журавли». В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
Зарубежная литература (6 ч.) У.Шекспир «Ромео и Джульетта», сонеты. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». В.Скотт «Айвенго».
Итоговое повторение (1 ч.)
Что читать летом? (1ч.)
8–А класс. Литература.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Что изучается
Всего
кол-во часов
Из них
внеклассное чтение
Из них
развитие
речи
Русская литература и история
1
Устное народное творчество
2
Древнерусская литература
2
Год Литературы
2
Литература 18 века
4
1
Литература 19 века
31
1
4
Литература 20 века
19
2
3
Зарубежная литература
6
Итоговое повторение
1
Что читать летом?
1
ЗАЧЕТ№ 1 – декабрь 2015 г.
Доп. внеурочное время
ЗЧЕТ № 2 – май 2016 г.
Доп.внеурочное время
Сочинений –
2- классных +3 домашних.
5
Всего:
68 ч.
4 ч.
7 ч.
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 8-А классе
на 2015/2016 уч.год
№
ур
Да
та
Тема урока
Домашнее
задание
1
Введение (1)
Русская литература и история
С.5, вопр.2-4; с.6-8 читать
2
Устное народное творчество (2ч.)
Устное народное творчество. Народная песня.
С.12, вопр.1-4;
с.14-16 пересказ
3
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
Инд.зад.; с.20-26 чит.; с.27,вопр.1-2
4
Из древнерусской литературы (2ч.)
Житийная литература. «Житие Александра Невского»
С.32-36 читать, вопр.1-4
5
13°«Шемякин суд» как древнерусское сатирическое произведение
С.37-41 сж.пересказ
С.74-77, вопр.1,2,6.
6
Год литературы (2часа)
И.А. Крылов: очерк творчества. Басни Крылова.
С.89-90
.
7
«Лягушки, просящие царя» И.А. Крылова. Басня «Обоз».
С.93 читать; вопр.1-4, 6
8
Из русской литературы 18 века (4 часа)
Д.И. Фонвизин и его комедия «Недоросль».
Текст комедии читать; с.73-74, вопр.2,4
9
Комедия «Недоросль» как сатирическое произведение. Анализ эпизода.
С.74, вопр.5,6;
с.80-82, 86 пересказ
10
Речевые характеристики персонажей комедии «Недоросль»
С.77-78, вопр.3-5
11
Итоговый урок по комедии «Недоросль» Фонвизина
12
Из русской литературы 19 века (31 час)
Кондратий Рылеев. Дума как литературный жанр.
«Дума про Ермака»
С.95-105 читать
13
Тестирование по пройденному материалу.
14
«Солнце русской поэзии» Слово о Пушкине.
С.105-122 читать
С.216 задания к 1-2 главам
15
Проза А.С. Пушкина. «Капитанская дочка». Творческая история романа «Капитанская дочка» («История Пугачевского бунта»).
С.122-144 читать
16
4
Историческая правда и художественный вымысел в романе. Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Анализ 1 и 2 глав. Роль эпиграфов, особенности композиции
С.216 задания к 3-5 главам
17
5
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Анализ 3-5 глав
С.144-160 читать, с.217 зад.к 6-7гл.
18
6
Падение Белогорской крепости. Анализ 6 и 7 глав
С.160-195 читать, с.217 зад.к 8-12 гл.
19
7
Четыре встречи Гринева и Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя. Анализ 8-12 глав
С. 195-212 читать, с.218 зад к финальным главам
20
8
Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга
С.219, вопр.5-9
21
9
Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость и нравственная красота. Смысл названия повести
С.212-215пересказ, с. 218, вопр.3,4
22
10
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию
Развёрнутый план сочинения
23
Подготовка к домашнему сочинению по повести «Капитанская дочка» («Пугачев – злодей или добродетель?»)
Домашнее сочинение
24
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга
С.228-229, вопр.1,2,4
25
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова
С.230-232 пересказ, с.253-255, 258чит.
26
М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы
С. 232-253 читать,
С.258,вопр.1-3
27
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. В.Г.Белинский о «Мцыри»
С.255-257 конспект с. 259, зад.1
28
Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» («Характеристика Мцыри»)
С.260-268 читать, отвечать на вопр.
29
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве
С.268-313 читать, с. 354-355 вопросы
30
Н.В.Гоголь. «Ревизор» - как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки
С.356, вопр.4-7
31
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»
С.352-354, 355-356, с.357, вопр.11
32
Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия
С.313-337 пересказ
33
Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4-го действия комедии. Мастерство автора в создании речевых характеристик
С.337-352
С.358, вопр.12,13
34
Финал комедии, ее идейно-композиционное значение Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» («Актуальна ли комедия Н.В.Гоголя в 21 веке?»)
Домашнее сочинение
рез
ЗАЧЕТ № 1 по программному материалу 1-го полугодия 2015/2016 уч.года
35
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Духовная сила героя и противостояние бездушию общества
С. 358-390 читать
36
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
С.391, вопр.1-3
37
И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася»
Инд.зад.
История любви как основа сюжета повести «Ася» И.С. Тургенева. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя
Текст повести читать, инд.зад.
38
«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя
С.3-5 пересказ,
с. 14, вопр.4,1,2,5
39
М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные для писателя порядки. Сказки С.-Щедрина
С. 15-26, вопр.1,2,4; с.26, зад.2
рез
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о жанре рассказа
С.27-29, вопросы,
С. 40, вопр.6
40
Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала»
С.29-40 читать,
С. 40, вопр.1-5
41
«После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Моральная ответственность человека за все происходящее
С. 40, вопр.7
42
«После бала». Особенности композиции рассказа. Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа
С.45-47, вопросы,
С.47-57 читать
43
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье
с.57-58 пересказ, вопр.1-5
44
Психологизм рассказа А.П.Чехова «О любви»
С.41-44читать,
с.44 вопр.5
45
Поэзия родной природы Урок-концерт.
С.59-66, вопр.2,4
46
Из русской литературы 20 века (21 час)
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблематика рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика
цитатная характеристика героев
47
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье
Развёрнутый план сочинения
48
«Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна (по выбору)
Домашнее сочинение,
С.76-86 читать
49
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. Цикл «На поле Куликовом»
С.88-95 читать, вопр. 1-3
50
А.Блок «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
Инд.зад.
51
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему
С.96-105 читать, вопросы 1,2
52
И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
С.108-113 читать, с.114, вопр.1-3
53
М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»
С.114-115 пересказ, с.116-125 читать
54
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий
С.125-135 читать, с.135, вопр.5 (отзыв)
55
Ироническое повествование о прошлом и современности (Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни»)
С.136-137 пересказ, с.138-161 читать
56
А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Автор и его герой в поэме
С.161 вопр.1, с.162-163 вопр.3,7,12-15
57
Идейно-художественное и композиционное своеобразие поэмы. Утверждение жизнестойкости, оптимизма и других светлых черт русского национального характера
С.164-189 читать, вопр. 1-5, зад.1
58
А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»
С.190-192 пересказ, с.192-200 выб.наиз.
59
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Урок-конкурс на лучше чтение стихов
С.202-220, читать, вопр. 1-4.
60
В.П.Астафьев. Тема детства в его творчестве. Отражение реалий довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души русских людей
С. 221-230 читать, развёрнутый план сочинения
61
Сочинение «Моё любимое стихотворение» (по лирике русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине)
с.235-252 читать, инд.зад.
62
Из зарубежной литературы (6 ч.)
У.Шекспир. Писатель и его время. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
с.253-306 читать, инд.зад.
63
«Вечные» проблемы в творчестве Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и предрассудков, семейная вражда и преданность любящих
Инд.зад.
64
Ж.-Б.Мольер Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Особенности классицизма. Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
Инд.зад.
65
Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Инд.зад.
66
Дж.Свифт – сатирик. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
С.231-234,вопросы
67
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
рез
ЗАЧЕТ № 2: Контрольное тестирование по курсу «Литература. 8 класс».
68
Итоговый урок. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Рекомендации по чтению книг летом
Развитие речи – 9
Сочинения – 2 классных и 3 домашних
Зачеты – 2
15