Конспект по окружающему миру на тему «Наши подземные богатства» 4 класс


МБОШИ «Ямальская школа - интернат» С(П)ОО
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
По теме: «Наши подземные богатства»
4 «ж» класс
Учитель начальных классов:
Солодунова Наталья Владимировна
С. Яр-Сале 2013 г.
Тема: Наши подземные богатства.
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о подземных богатствах.
2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи.
3. Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, коллекционным материалом.
4. Развивать речь детей, умение общаться, работать в группах.
Оборудование: кроссворд «Полезные ископаемые», коллекции полезных ископаемых, карты определители, дополнительная литература, мультимедийный проектор, экран, презентация.Личностные.
У учащихся будут сформированы:
понимания необходимости дальнейшего изучения данного курса;
У учащихся могут быть сформированы:
ответственное отношение к изучению данного предмета;
способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса.
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся:
планировать свои действия при проведении наблюдений;
оценивать правильность выполнения заданий, связанных с проведением наблюдений..оценивать свое поведение и своих товарищей.
Учащиеся могут научится:
---развивать и тренировать наблюдательность;
---ставить цель проведения наблюдений;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-- ставить вопросы друг другу;
---работать в группе.
Предметные
Учащиеся научатся:
Описать полезные ископаемые по плану:
а) Название;
б) Свойства.
в) Способ добычи.
Г) Значение, применение.
е) Месторождения полезных ископаемых.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Снова пришел долгожданный миг—
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
-ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Это учителя нашей школы. Обернитесь и поприветствуйте их кивком головы.
- садитесь.
Слайд1И день, и ночь, и в дождь, и в зной
Тружусь всё время под землёй.
Коплю запасы день деньской:
Алмазы, золото с рудой.
Учитель.
Что их объединяет? (шахтер и гномик живут и трудятся под землей)
А сейчас ребята,
Блиц турнир.
- Из какого материала построены стены нашей школы?
(Из чего сделана наша с вами школа?) (из кирпича, цемента)
(С помощью чего можно приготовить обед?) (газ)
- На чем можно подогреть обед?
- На каком топливе работает двигатель автомобиля? (бензин, газ)
- Чем вымощены (покрыты) дороги? (асфальтом)
Где человек взял все эти необходимые в быту материалы? (В недрах земли)
Слайд 2
Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.
---Как они называются? (полезные ископаемые)
--Что такое полезные ископаемые? (это природные богатства. Которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности, которые и используют в народном хозяйстве)--В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (твердом, жидком, газообразном) слайд 3
Какое полезное ископаемое находится в жидком состоянии? Нефть.
А в газообразном? газ.
В твердом каменный уголь. Известняк . руда. песок
Давайте, вспомним с какими полезными ископаемыми мы уже познакомились в 3 классе. песок. Глина. Известняк. Торф. каменный уголь.
- . Ребята,
Хозяйка подземных богатств
В свое царство не пустит нас,
Пока не отгадаем загадку и не разгадаем кроссворд.
- О каком полезном ископаемом говорится в загадке?
Под землею древний сад,
Там плоды его лежат.
Чтобы достать тяжелый плод,
Надо сделать длинный ход.
А достанут - не едят,
В печь положат и следят,
Чтобы он сгорел дотла,
Не жалея для нас тепла. ( каменный уголь)
А теперь давайте разгадаем кроссворд «Полезные ископаемые»
Слайд 4
По горизонтали:
3. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение,
( Известняк)
6:.Она варилась долго в домашней печи.
На славу получились ножницы,
( Руда)
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
(Торф)
8. Он черный, блестящий,
Наш помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
( Уголь)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу.
(Глина)
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расправлен даже.
( Песок)
4. Без нее мы не поедем
На такси или мопеде,
Не поднимется ракета. А бензин из чего делают?
Отгадайте, что же это?
( Нефть)
5. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг;
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
( Гранит)
9. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветом расцветает от спички. ( Газ.)
1 2 г пл е 4 5 3 и зв е с т ня к г но е 6 ру да к фа 9 7 т о рфну г о л ьи а т з- Ребята, назовите способы добычи полезных ископаемых? ОТКРЫТЫЙ
(С ПОВЕРХНОСТИ) одни ископаемые добывают с поверхности земли песок. глина и ЗАКРЫТЫЙ (В ШАХТАХ) другие ископаемые добывают под землей в шахтах уголь. нефть. руда
Слайд 5
Работа в группах.
Дети знакомятся с образцами полезных ископаемых.
- а сейчас поработаем в группах. У вас на столах есть образцы полезных ископаемых. Карточки - помогайки. Учебники атласы-определители. Вам необходимо дать характеристику полезным ископаемым.
На столах --Карточка –«помогайка»
1. Название
2 Свойства.
3. Способы добычи
4 Значение и применение.
Слайд 6
1 гр.
Ребята вам нужно рассказывать про железную руду по плану. ( стр. 164-165) учебника, атлас- определитель, «От земли до неба», «карточка- помогайка», карта края карточки с условными обозначениями)
Слайд 7
- Вторая группа вам нужно рассказать про гранит стр 160
Слайд 8
- третья группа вам нужно рассказать про известняк стр 160-161
Слайд 9
- Ребята хозяйка медной горы предлагает вам отдохнуть. Встали все. Физминутка для глаз. Следите глазами за солнышком.
Молодцы. Садитесь.
Слайд 10 - 11
Второе задание 1 группе. Рассказать про песок стр 162
Слайд 12
2 гр. Рассказать про каменный уголь стр 163-164
Слайд 13
3 гр. Рассказать про торф стр 162-163
Слайд 14
- 3 задание 1 группы рассказать про нефть стр 165-166
Слайд 15
- 3 задание 2 группы рассказать про природный газ стр 166-167
Слайд 16
- Сейчас мы проверим как вы запомнили полезные ископаемые. Поиграем в игру
Слайд 17-18
- Откройте рабочие тетради на стр 71. Выполним задание 1.
. Сейчас нам предстоит заполнить таблицу- схему» Полезные ископаемые»
Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на … какие две большие группы?: рудные и нерудные. Слайд 19
-Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? ( Железная руда)
-А нерудные полезные ископаемые еще делятся на две подгруппы.
- Как вы думаете, на какие? ( На строительные и горючие.)
Совершенно верно!
Ребята, у вас на столе лежат названия полезных ископаемых и таблица.
Заполните эту таблицу самостоятельно в группах
Проводится коллективная проверка заполнения таблицы.
Слайд 19.
- Ребята, эту таблицу можно дополнить группой, в которую входят драгоценные камни, их еще называют ювелирными, ювелирно –поделочными. Это алмаз, рубин, малахит, яшма и другие.( показ рисунков, фотографий, изделий) слайд 20
- Ребята, мы с вами много рассказали о полезных ископаемых. Скажите, пожалуйста, к какой природе относятся все эти полезные ископаемые? (п. иск. относятся к неживой природе.
Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.) -Человек получил в дар подземные богатства, использует их.
- Как вы думаете , может ли человек опустошить все подземные кладовые? да
Охрана подземных богатств.
( Если относиться к добыче полезных ископаемых не по хозяйски , то они могут совсем исчезнуть.) так считает только настоящий хозяин. Конечно, такое может случиться. Вспомните, ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.
Об охране подземных богатств прочтете дома.
Домашнее задание.
- откройте дневники и запишите Д.з. стр 168-169, ответьте вопросы «Проверь себя» № 1-3
Оценки за урок.
Итог урока. Рефлексия.
- Подведем итог нашего урока.
Вы сегодня узнали что - то для себя новое?
- Д.- Как добывают полезные ископаемые?
- Вам понравился наш урок
-Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей». Выберите для себя нужный цвет и наклейте на доску.-Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку красного цвета. Если вы были не очень внимательными - выберите желтый цвет. а если совсем не постарались - тогда зеленый цвет.
- Как замечательно получилось! Пусть тепло ваших дружных ладошек согреет всех сегодня в нашей школе!
Наш урок окончен. Спасибо за работу!
Дальнейших Вам успехов!

Ребята, а теперь каждая группа соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.
Нефть

Газ
Железная руда
Глина
Жидкое
Горючее
Газообразное
Маслянистое
С резким запахом
Легче воды
Тяжелее воды
Пластичное
Плавкое
Теперь проверьте с таблицей. Правильно вы соединили? ( показ слайд №12)
-.
Учитель показывает фрагмент фильма «Болота 2000-го года», в которых можно увидеть болотные места России, торфяные выработки.
-Торфяных болот в России много. Они есть в Сибири, на севере европейской части и на Дальнем Востоке. В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций сейчас в России около 80.
Старшим братом торфа называют каменный уголь. Как вы думаете – почему?
Торф и каменный уголь образовались из растений. Это горючие вещества, которые при горении выделяют тепло. Для образования торфа требуется несколько тысяч лет, а каменного угля – несколько миллионов лет.
Из каких растений образуется торф? (Главным образом из мха-сфагнума.)
А что о своем прошлом может рассказать каменный уголь?
Каменный уголь рассказал ученым о древних растениях.
25-300 миллионов лет назад росли на нашей планете удивительные растения, каких теперь нигде на земном шаре не встретишь.
Это были гигантские 30-ти метровые папоротники с огромными толстыми стволами и раскидистыми листьями . Такие же высокие, похожие на свечи .хвощи. Мощные сигиллярии, хвощи, плауны. Но сильно изменившись , ставшие низкорослыми травами.
Погибая деревья падали на влажную, заболоченную почву. Новые деревья, которые вырастали на месте погибших, постигала та же участь. А под тяжестью вновь упавших старые стволы погружались все глубже и глубже в болотистую почву. Сюда не проникал воздух. Постепенно на протяжении сотен тысяч лет превращались они сперва в мягкий коричневый торф, а потом в твердый черный уголь.
Нередко в каменном угле можно увидеть следы его растительного прошлого: отпечатки листьев папоротника, стеблей, а иной раз даже целые окаменевшие стволы.
(По Б. Дижур)
- Какое свойство угля человек использует в первую очередь? (При горении уголь выделяет много тепла.)
После переработки каменного угля человек получает:
лекарства (аспирин, нашатырный спирт);
пищевые добавки (сахарин, ванилин);
анилиновые красители, которые используются при окраске тканей в промышленности;
фотопленку и фотопроявитель;
азотные удобрения для сельского хозяйства;
нафтали;
пластмассы.
Так как торф и каменный уголь образовались из остатков растений и обладают одинаковыми свойствами, то эти же вещества и предметы можно делать из торфа.
Мы много говорили о свойствах и использовании железной руды. Где ее добывают?
Как из железной руды получают чугун? Чугун выплавляют из руды в домнах. Домна – печь для выплавки чугуна. Ее делают из огнеупорных кирпичей, которые могут выдерживать температуру до 2000 градусов. Домна работает беспрерывно в течении нескольких лет. Ее разжигают один раз и постоянно загружают рудой. Когда из руды выплавляется необходимое количество металла, его выпускают из домны через специальное отверстие в нижней части домны. Такой выпуск называется плавкой. Домна работает днем и ночью, без перерыва. Примерно один раз в пять лет ее гасят и ремонтируют.
Вспомните: какие металлы применяются в промышленности? Какие сплавы металлов вам известны?
Почему гвозди, ведра, канцелярские кнопки, пилу и молоток можно назвать родственниками? (Они сделаны из стали.)
Что общего у кухонной сковородки