Урок: Химические свойства кислот. Правила безопасности при работе с кислотами. Применение кислот


Урок 17-18 (мод.9)
Тема урока: Химические свойства кислот. Правила безопасности при работе с кислотами. Применение кислот
Цели урока:
Образовательная:
сформировать знания о химических свойствах кислот, умения составлять химические реакции;
Развивающая:
совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека
Воспитательные:
продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения об окружающих веществах,
обратить внимание на правила работы с кислотами.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Ознакомление учащихся с учебными элементами модуля.
2. Собственно учебная деятельность: работа с модулем под руководством учителя.
№ УЭ Учебный материал с указанием задания Рекомендации к выполнению задания
УЭ1Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля Вы будете знать химические свойства кислот, уметь писать уравнения реакций, характеризующих свойства кислот. Внимательно прочитайте цели урока.
УЭ2Цель: проверка усвоения знаний:
* о химических свойствах оксидов
* о классификации оксидов
* о применении оксидов
* о нахождении оксидов в природе
1 вариант
Продолжить уравнения реакций
SO2 + H2O = Н2SO4 + К2O =
Н2SO3 + Na2O = СаO + H2O =
BaO + H2O = SO3 + КOH =
P2O5 + NaOH = CO2 + H2O =
N2O5 + СaO = SO2 + Na2O =
Выберите кислотные оксиды из списка веществ:
SO2 ; МgO ; NaOH ; H2SO4 ; P2O5 ; K2O ; FeCl3; КOH ; Cr2O3 ; CrO3 ; CaO
2 вариант
Продолжить уравнения реакций
Na2O + H2O = SO3 + К2O =
SO2 + NaOH = МgO + H2O =
SO3 + H2O = CO2 + NaOH =
Н2CO3 + Na2O = HCl + СaO =
CO2 + Na2O = P2O5 + H2O =
Выберите основные оксиды из списка веществ:
SO2 ; МgO ; NaOH ; H2SO4 ; P2O5 ; K2O ; FeCl3; КOH ; Cr2O3 ; CrO3 ; CaOПрочитайте вопросы, ответьте на них, на бланках индивидуальных ответов.
Вспомните правила составления молекулярных формул соединений по валентности.
Сдайте работу учителю.
УЭ3 Цель: знать химические свойства кислот, уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот.
Действие кислот на индикаторы
Лабораторная работа №1 «Действие кислот на индикаторы»
метилоранж лакмус фенолфталеин
НСlВывод:
Взаимодействие кислот металлами
(Металл + кислота = соль + водород)
Тип реакции — реакция замещения. Признак реакции — выделение газа.
Лабораторная работа №2 «Взаимодействие кислот металлами»
В 3 пронумерованные пробирки положите медь, цинк и магний и прилейте соляную кислоту.
Что вы наблюдаете? Отмечайте, в каких пробирках быстрее идет реакция, в каких медленнее.
Cu + HCl =
Zn + HCl =
Mg + HCl =
Вывод:
Взаимодействие кислот с основными оксидами
(Кислота + оксид металла→ соль + вода)
Тип реакции — реакция обмена
СаO + 2HCl →
Признак реакции - растворение СаО.
Взаимодействие кислот с основаниями
(Основание + кислота = соль + вода)
Эта реакция носит специальное название — реакция нейтрализации, потому что в ходе ее кислота и основание как бы взаимно уничтожаются.
Тип реакции — реакция обмена.
Признаки реакции: выделение тепла, изменение окраски индикатора, для нерастворимых гидроксидов— исчезновение осадка.
HCl + NaOH =
H2SO4 + KOH =
Реакция между кислотой и основанием в результате которой образуется соль и вода называется реакцией нейтрализации.
Взаимодействие кислот с солями
(Кислота + соль = новая кислота + новая соль)
Тип реакции — реакция обмена. Признаки реакции — выпадение осадка или выделение газа.
HCl + AgNO3 =
H2SO4 + H2CO3 =
Запишите в тетради тему урока.
Выполните задания в тетради
УЭ4Цель: выявить степень усвоения материала модуля.
1 вариант
1. С какими оксидами может взаимодействовать кислота?
со всеми оксидами
только с оксидами неметаллов
только с оксидами металлов
2. При взаимодействии магния с соляной кислотой образуется
MgCl2 и H2O; только MgCl2; MgCl2 и H2.
3. Сульфат цинка и вода образуются при взаимодействии
Zn и H2SO4; ZnSO4 и HCl; ZnO и H2SO4
4. Взаимодействие кислоты с основанием относится к реакции:
Обмена; замещения; соединения
5. При внесении лакмуса в раствор кислоты индикатор становится:
Синим; красным; желтым
2 вариант
1. Соляная кислота взаимодействует сЖелезом; серебром; медью
2. При взаимодействии оксида цинка с азотной кислотой образуется
Zn(NO3)2 и H2O; Zn(NO3)2 и H2; только Zn(NO3)2
3. Сульфат магния и водород образуются при взаимодействии
MgO и H2SO4; Mg и H2SO4; Mg(OH)2 и H2SO4
4. Взаимодействие кислоты с солью относится к реакциям:
Замещения; обмена; соединения
5. При внесении фенолфталеина в раствор кислоты индикатор становится:
Красным; остается бесцветным; синим
Работайте самостоятельно
УЭ5 Цель: Рефлексия
Ответьте на вопросы:
– Сегодня на уроке я узнал…
– На уроке я понял…
– Теперь я знаю как…
Выберите себе домашнее задание
П. 9,15; стр.48 №2, №5(в.ур.); стр.77 №2,3,4; №5 (в.ур.)
Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте (на выбор)
сообщения на тему «Кислоты полезные и вредные»,
буклет «Кислоты»,
презентацию «Кислоты в природе и в быту».
Самостоятельно
Запишите домашнее задание в дневник
Сдайте тетради учителю на проверку
3. Подведение итогов урока.