Формирование метапредметных компетенций обучающихся в рамках внеурочной деятельности средствами физической культуры
Булукова Лидия Васильевна
Учитель физической культуры, первой категории
МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми
Метапредметный подход во внеурочное время со спортивно-оздоровительной направленностью .
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Одно из этих направлении - является спортивно-оздоровительное.
Внеурочная деятельность со спортивно-оздоровительной направленностью увеличивает пространство выбора, в котором подросток развивает и реализует свою творческую, познавательную и двигательную активность. Главной задачей является формирование знании, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья обучающихся.
Внеурочная деятельность, как и урочная направлена на достижения личностных и метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных). Метапредметный подход предполагает ,что подросток овладевает не только системой знании, но осваивает универсальные способы действии, с их помощью сам сможет добывать информацию, в ходе которой должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Примеры форм реализации внеурочной деятельности со спортивно- оздоровительной направленности на практике нашей школы:
1.В нашей школе организованна активная группа, состоящая из учеников 10 класса и учителей физкультуры. Благодаря этой возрастной группе были разработаны и проведены спортивные праздники и турниры : лёгкоатлетическая эстафета, « Мама, папа ,я- спортивная семья», «Зимние забавы», дни здоровья. День здоровья проходил по станциям. В процессе прохождения всего маршрута перед учащимися ставились задачи на определённые способы действии. Прохождение станции предусматривало ставить цели, искать способы их преодоления, выбирать стратегию, договариваться и приходить к общему решению. Данное мероприятие позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
2. Занятия в секциях мини-футбол, баскетбол развивает у детей потребность в систематических занятиях, стремление показать высокий результат на соревнованиях. Ребята научатся принимать инструкцию педагога, планировать свои действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата, умение общаться со сверстниками в соревновательной и игровой деятельности.
3.В кружках «Юный спасатель», « Культура здоровья» используется интерактивный метод внеурочной работы, при которой группа(8-12человек) взаимодействуют между собой и с учителем, совместно моделируют ситуации («как оказать первую доврачебную помощь при ожоге») по сохранению своего здоровья, решают проблему, оценивают предложенные способы действия друг –друга и своё собственное поведение. По окончания курса кружка, который рассчитан на 8 часов каждый составляет инструкцию по сохранению своего здоровья, избежать опасности в той или иной ситуации для сохранения жизни.
4. Ученический проект, также используется вне учебного времени. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать, сколько уметь учиться делать, самостоятельно находить необходимую информацию, на освоение новых двигательных действии, путём переосмысления уже изученных движении, исследовательской и конструктивной деятельности ,нахождение своих способов решения проблемных ситуации в двигательной деятельности. Проектная деятельность –продукт, направленный на изменение реальной ситуации. Ставя практическую задачу ,например :научиться подтягиваться, чтоб сдать нормы ГТО. Ученик ищет под конкретную задачу свои средства, успехом проекта является его продукт.
У учащихся формируются универсальные учебные действия:
Личностные - осознания себя, как индивидуальности и одновременно как члена общества ,способность к самооценке своих действии ,поступков, установок на здоровый образ жизни. Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиции в сотрудничестве. Регулятивные – организовать места занятий физическими упражнениями и играми в процессе соглашения с учителем, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий.
Педагог должен разработать программы внеурочной деятельности с чётким представлением о результате, подбирать формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижения результата. Таким образом внеурочная деятельность создаёт все условия для проявления и развития подростком своих интересов на основе свободного выбора.
Литература:
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М. : Просвещение, 2011г.
Иванов М. В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство ,2013.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя.- М.: Просвещения, 2009г.
Степанов П.В. Программа внеурочной деятельности. Пособие учителей общеобразовательных учреждении. М.:- Просвещение,2011
Суворова Н. Интерактивное обучение , новые подходы // Учитель 2000г.