Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Мастерская слова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
средняя общеобразовательная школа №10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
(художественно-эстетическое направление)

«Мастерская слова»
Ступень обучения: начальное общее, 3 класс
Количество часов: 33 часа
Уровень: внеурочная деятельность
Учитель: Полевая Л.И.

Борисоглебский городской округ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская слова» для учащихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
Созданная человечеством книжная культура в настоящее время претерпевает огромное влияние со стороны новых средств информации: компьютеров, телевидения, радио, мультимедиа. Безусловно, не ставятся под сомнения те достижения, которые принесла в мир человека книга, классическая литература, но отношение к книжной культуре меняется не только с течением времени, а и под воздействием новых средств массовой информации, оказывающих большое влияние на становление личности.
В настоящее время в России в результате социальных, экономических перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему изменилось. С 1990-х годов общество перестало быть « литературноцентричным» поскольку исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Падает статус « человека читающего».
Курс «Мастерская слова» способствует расширению читательского пространства, воспитанию эстетической культуры ребенка, позволяющей человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Цель программы: развитие литературных способностей учащихся начальной школы на основе знакомства со средствами выразительности художественных и поэтических произведений; самостоятельных сочинений прозаического и поэтического характера.
 Задачи программы:                     
- знакомство с литературными средствами выразительности;
- учить понимать и любить красоту литературного слова через эмоциональные переживания;
- учить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, рифмовать и сочинять прозу;
- совершенствование знаний, умений и навыков, полученных школьниками при изучении русского языка и литературы, развитие культуры речи учащихся;
- способствовать самообразованию и саморазвитию младших школьников.
Работа по решению поставленных задач строится на основе следующих принципов:
- от простого  к сложному в совместном творчестве;
- ориентация на потребности ребёнка.
Основные технологии:
- здоровьесберегающие;
- проблемно-диалоговые;
- творческое исследование.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.   В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.  Формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Младший школьный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.  В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у младших школьников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Программа «Мастерская слова» позволяет в полной мере раскрыть детский литературный талант.
3.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Занятия объединения дополнительного образования проводятся один раз в неделю.
В 3 классе планируется 33 занятия.
4.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Курс «Мастерская слова» имеет большое значение не только в обучении, но в воспитании. На занятиях учащиеся знакомятся с художественными произведениями, их нравственным потенциалом, что способствует духовно-нравственному развитию; знакомятся с нравственно-эстетическими ценностями, как своего народа, так и других народов.
Положительные результаты литературного творчества влияют на формирование самооценки, личностных, коммуникативных  качеств учеников.
Продолжается совершенствование техники чтения, литературного анализа, эмоциональной грамотности.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Планируемые результаты реализации программы 
1 Результаты первого уровня: знакомство с литературными средствами выразительности на уровне понимания, наблюдение, литературный эксперимент.
Формы внеурочной деятельности: занятия, игры со словами, практическая работа.
УУД Работа с информацией ИКТ компетентность
Познавательные
1.Понимание литературных приёмов.
2. Сравнение литературных объектов; построение логических рассуждений. Понимание предлагаемой информации. Поиск информации при помощи средств ИКТ.
Коммуникативные
1.Участие в диалоге, формулирование вопросов. Поиск информации. Личностные
1.Эмоциональная отзывчивость, умение осознать и назвать свои эмоции. Регулятивные
1.Понимание темы и цели занятия.  
2. Результаты второго уровня (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): выражение собственного мнения в устной и письменной речи; различение и применение литературных средств выразительности при конструировании текстов по аналогии.
Формы внеурочной деятельности: литературное творчество в виде сочинений, статей, заметок в школьную газету; литературные клубы. 
УУД Работа с информацией ИКТ компетентность
Познавательные
1.Структурирование знаний.
2.Формирование устойчивой мотивации.
3. Использование разных видов чтения. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Поиск информации при помощи средств ИКТ.
Коммуникативные
1.Участие в диалоге, формулирование вопросов. Поиск и вычленение в тексте литературных средств выразительности. Технология ввода информации в компьютер.
Личностные
1.Эмоциональная отзывчивость, умение осознать и назвать свои эмоции.
2. Самоопределение. Понимание информации, представленной в неявном виде; опора на жанр, структуру, выразительные средства текста. Создание, представление и передача информации.
Регулятивные
1.Понимание и сохранение учебной задачи.
2.Ориентация на образец и алгоритм действия.
3. Адекватное восприятие предложений и оценки учителем, товарищами и другими людьми. Внесение необходимой корректировки для создания более совершенного результата. Сохранение и корректировка информации в компьютере.
 
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия; взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде): умение подготовить и представить тексты собственных сочинений.
Формы внеурочной деятельности: участие в городских и областных конкурсах, конференциях учащихся; филологические олимпиады различных уровней. 
УУД Работа с информацией ИКТ компетентность
Познавательные
1.Анализ литературных объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2.Сравнение по заданным признакам.
3. Владение общим приёмом решения задач. Вычитывание всех видов информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Поиск информации
при помощи средств ИКТ.
Коммуникативные
1.Адекватное использование речевых средств и литературных средств выразительности для решения различных коммуникативных задач.
2.Формулирование собственного мнения и позиции. Построение устных и письменных рассуждений. Поиск информации для решения коммуникативных задач.
Технология ввода информации
в компьютер.
Личностные
1.Учебно-познавательный интерес к литературе как к школьному  предмету, так и как к искусству.
2.Нравственно-эстетическая ориентация. Самостоятельная организация поиска информации. Создание, представление и передача информации.
Регулятивные
1.Целеполагание.
2. Планирование.
3. Коррекция действия и результата.
4. Оценка и самооценка продукта своего труда. Опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией, получаемой из других источников и имеющимся жизненным опытом Сохранение и корректировка информации в компьютере.
 
Предметные результаты
Ученик научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- видеть в художественном тексте средства выразительности;
- составлять художественные  тексты по аналогии используя литературные   средства выразительности;
6.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа курса направлена на развитее творческих литературных способностей учащихся. При организации занятий необходимо отталкиваться от возможностей учащихся, их уровня развития, читательских умений, навыка самостоятельной работы. Учащимся предлагаются следующие виды деятельности:
 -  литературный эксперимент;
- сравнение художественного текста с энциклопедической статьёй;
- анализ и выделение признаков художественного текста;
- знакомство с литературными приёмами как средствами выразительности;
-  игры и упражнения со словами;
- работа со словарями;
- использование фразеологических оборотов и устойчивых выражений;
- конструирование и дополнение текста;
- сочинение текста с использованием заданных литературных приёмов;
- алгоритм создания художественного текста;
- сочинение загадок.
          Практические занятия: проведение конкурсов стихов, сочинений; участие в филологических олимпиадах; проведение занятий с участием писателей и поэтов; занятий в школьной и городской библиотеках.
           В результате работы по программе курса «Мастерская слова» у учащихся формируются следующие способности и умения:
Познавательные способности. Устойчивый интерес к литературному чтению, потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Коммуникативные способности. Пользоваться некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка. Составление текстов повествовательного и стихотворного характера.
Творческие способности. Воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства. Богатый словарный запас и творческое воображение.
7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
 № Тема Кол-во часов Дата Познавательные УУД Коммуникативные
УУД Регулятивные УУД Личностные УУД
1 Вводный урок. Литературный эксперимент (сравнение художественного текста и энциклопедической статьи). 1 02.09  Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации и использованием учебной и справочной литературы;
- осуществлять запись (фиксацию) информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять необходимую информацию.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно осваивать незнакомый текст;
самостоятельно создавать небольшие художественные тексты, используя средства выразительности.
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- оформлять свои мысли и чувства в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного продукта.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять  контроль на уровне произвольного внимания. У ученика будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к литературе как к школьному  предмету, так и как к искусству;
- интерес к чтению;
-нравственно-эстетическая ориентация;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей и других людей;
- эмоциональность и эмпатия (умение осознавать и называть свои эмоции и определять эмоции других людей).
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/ не успешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критериев успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
2-3 Сравнение. Учимся сравнивать.
Практическое занятие. 2  09.09
16.09 4-5 Метафора. Учимся находить метафоры.
Практическое занятие. 2 23.09
30.09  6-7 Аллегория. Сочиняем басню.
Практическое занятие. 2 07.10
14.10  8-9 Сравнение, метафора, аллегория. Литературная мастерская (сочиняем  сами).
Практическое занятие. 2 21.10
28.10  10-11 Гипербола. Превращение мухи в слона (учимся преувеличивать). Практическое занятие. 2  11.11
18.11 12-13 Литота. Учимся преуменьшать. 2  25.11 
02.12 14 Фразеологические обороты. 1 09.12 15-16 Литературная мастерская (сочиняем сами).
Практическое занятие. 2 16.12
23.12 
17-18 Олицетворение. Практическое занятие. 2  13.01
20.01 19 Путешествие в прошлое – архаизмы. 1 27.01  20-21 Литературная мастерская «Бабушкин сундук».
Практическое занятие. 2 03.02
10.02 22 Рифма. Ритм. Стихотворение. 1 17.02  23-24
Поэтическая мастерская: рифмуем. Практическое занятие. 2 24.02
02.03  25-26 Изучаем загадки. 2 09.03
16.03
27
Загадки авторские и народные. 1 23.03  28
Сочиняем загадки. Практическое занятие. 1  6.04  29
Игры и упражнения со словами 1  13.04 30
Повторение. Литературные средства выразительности 1 20.04
31-34
Практическое занятие. Литературная мастерская (сочиняем сами). 4  27.04
04.05
11.05
18.05   8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Список литературы, использованной для составления программы:
Горский В.А., Тимофеев А.А., Сминов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.
Гин С. Мир загадок: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
Шибаев А. Язык родной, дружи со мной.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
Произведения для детей или вошедших в круг детского чтения следующих авторов: С.Михалкова, К. Чуковского, С.Маршака, Б. Заходера, А.Пушкина, С. Есенина, И.Крылова, Д.Хармса, Э.Успенского, А.Усачова, В.Драгунского, Н.Носова, Д. Свифта, Д.Дефо, А.Милна, А.Линдгрен и др. Агапова И., Давыдова М. Занимательные литературные игры и викторины для детей. Москва 2007.
Винокурова Н. Лучшие тесты для развития творческих способностей. Москва, 1999.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Розе Т.В. Большой словарь пословиц и поговорок для детей. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Методический фонд:
Репродукции картин художников.
Музыкальные фрагменты.
Видеофильмы, мультфильмы.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ:
Еженедельно, среда, 11.45 – 12.30, 5 урок.