Рабочая программа внеурочной деятельности детского объединения Творческая мастерская

Согласовано:
заместитель директора
по воспитательной работе
__________ Н.В. Гранатова
«___» ____________2015г.

Рассмотрено:
на заседании МО
классных руководителей
Протокол №1 от 31. 08.2015 г.


Утверждаю:
Директор МОУ«Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»
_______ Е.Г.Александрова

«____»____________2015 г.




Программа внеурочной деятельности
детского объединения
«Творческая мастерская»
художественно-эстетической направленности.
Тип программы: адаптированная




Возраст детей:8-10 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор программы:
Романова Наталья Альбертовна
учитель начальных классов МОУ
«Зеленогорская средняя
общеобразовательная школа»





п. Зеленогорск
2015 г.

I Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Программа кружка «Творческая мастерская» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа рассчитана на детей с 8 до 10 лет.
Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей
Краткая характеристика процесса обучения
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление и оформление поделок. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами бумагой, картономё нитками, солёным тестом.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, общий объём реализации 34 часа.
Ведущая идея данной программы создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к искусству квиллинга, декоративно – прикладному творчеству.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
иссле самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научатся различным приемам работы с бумагой;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия , пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством бумагокручения, тестопластики.
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
овладение способами самопознания, рефлексии;
усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:


II Учебно-тематический план


План
Количество часов


Вводный блок.
2 часа

1
2
Введение в учебный курс.
Экскурсия. Заготовка природного материала.
1
1




Волшебный квиллинг.
14 часов

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
Конструирование из основных форм квиллинга.
Конструирование из основных форм квиллинга.
Цветок
Осенний коллаж.
Рамка с бабочками .
Коллективная работа. Композиция «Дары леса»
Коллективная работа. Композиция «Дары леса»
Ажурная снежинка.
Аленький цветочек.
Одуванчик.
Пчёлка.
Божья коровка.
Летний мотив.
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час


Поделки из бумаги и картона .
8 часов

17
18
19
20
21
22
23
24
Весёлый паучок.
Слоник на палец.
Дружные воронята.
Букет.
Цыплёнок (объёмная аппликация).
Цикл творческих работ.
Цикл творческих работ.
Цикл творческих работ.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час


Поделки из бросового материала.
4 часа

25
26
27
28
Клоун-полочка (поделка из спичечных коробков).
Мозаика из скорлупки.
Забавные человечки (поделки из фантиков и ниток).
Декоративная ваза (поделка из бутылки, клейкой бумаги и веток).
1 час
1 час
1 час
1 час


Тестопластика.
6 часов

29
30
31
32
33
Роза.
Витой венок.
Цирк.
Деревья.
Панно.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

34
Итоговое занятие. Выставка.
1 час


Всего

34 часа


III Содержание изучаемого курса
Вводный блок.(1 час)
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал бумага.
2. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Экскурсия (1 час)
Экскурсия в лес и сбор природного материала.
Практическая работа: Подбор природного материала. Заготовка и сушка природного материала.
Волшебный квиллинг (14 часов)
Вырезание полосок для квиллинга.
Основные правила работы. Разметка.
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Техника изготовления. Применение формы в композициях.
Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.


Поделки из бумаги и картона (8 часов)
Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
Поделки из бросового материала (4 часа)
Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами. Практическая работа: изготовление игрушек из пластмассовых стаканчиков, баночек, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, лоскутки кожи и ткани, блестки.
Тестопластика (6 часов)
Знакомство с историей возникновения техники «тестопластика», с техникой изготовления поделок из теста.
Практическая работа: Освоение техникой и приёмами соединения и лепки деталей из теста, расположение деталей на картоне. Развитие умения аккуратно работать, оформлять работу творчески.

IV Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
цветную бумагу,
картон белый и цветной,
клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника.
Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.
V Литература
Быстрицкая А. Бумажная филигрань /
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек /
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент.
Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги .
Е.Е. Цамуталина «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.2004г

Список обучающихся, посещающих кружок
«Творческая мастерская »

№ п/п
Ф.И. обучающихся
Класс
Год
рождения

1
Алексеев Андрей
2
2007 г.

2
Дмитриева Карина
3
2006 г.

3
Егоров Артем
2
2007 г.

4
Иванов Максим
2
2006 г.

5
Королева Дарья
2
2006 г.

6
Майкова Таисия
1
2009 г.

7
Назарова Екатерина
1
2008 г.

8
Назарова Татьяна
2
2007 г.

9
Соколова Лада
1
2009 г.

10
Тимофеев Артём
2
2008 г.

11
Хасанов Ранис
2
2008 г.

12
Худайкулиев Арслан
2
2007 г.

13
Чайкин Никита
2
2007 г.

14
Шарафутдинов Самир
2
2008 г.





































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315