Образовательная программа Чудесная мастерская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города
«Центр детского творчества» г. Абакана
Образовательная программа
«Чудесная мастерская»
(изготовление изделий из ткани)
Возраст обучающихся 7 -10 лет,
срок реализации – 1 год
Автор: педагог дополнительно образования
МБОУ ДО «Центр детского творчества»
г. Абакана Иванова Людмила Ивановна
Абакан
2016
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.А.Сухомлинский)
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану во втором классе на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет дополнительного образования, организации кружковой работы.
Программа кружка "Чудесная мастерская" – это программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Составлена программа с учетом младшего школьного возраста и опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.
Разработана программа на основе авторской образовательной программы «От стандарта к индивидуальности» (5-и годичный курс конструирования, моделирования и технологии изготовления одежды), с учетом образовательной программы МБОУ ДОД «Центр детского творчества» и соответствует подготовительному этапу обучения школы шитья.
В младшем школьном возрасте в ребенке создается и формируется структура личности, его отношений к действительности. В силу возрастных особенностей младших школьников им присуще открытое стремление к творчеству. Как бы ребенок ни был склонен в этом возрасте к фантазированию, важно побудить его реализовать свою фантазию.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное творчество. Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подбирается с учетом возрастных особенностей младших школьников, с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Деятельность детей в кружке "Чудесная мастерская" направлена на решение и воплощение разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий из ткани. Изготовление и художественное оформление изделий осуществляется по различным уровням трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Структура программы основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям младшего школьного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы с инструментами, вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность и тщательность в исполнении работы позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность, получать результат своего художественного авторского творчества. Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Чудесная мастерская», ребенок социализируется, укрепляет принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Активная творческая работа по созданию красивых и практически значимых вещей из ткани пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Создавая подарки своими руками, предметы для интерьера кухни и дачи, одежду для любимой куклы, стильные наряды для себя, обучающиеся смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить их в общественно полезном труде в доме и школе.
Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Причем на теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей.
Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах. Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители обучающихся.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 5 - 7 учащихся. Занятие проводится 2 раза в неделю по 1 часу (72 ч/год).
Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала ребенка и его самореализации.
Задачи:
Формировать культуру труда, последовательность, бережливость и аккуратность в работе, чувства ответственности и самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно через освоение технологии изготовления поясных изделий.
Развивать умение использовать приобретенные теоретические знания в творческой самореализации.
Развивать инициативность, любознательность и навыки самостоятельной творческой работы в области дизайна одежды.
Воспитывать стремление к достижению цели и стремление к самосовершенствованию.
Развивать эстетическую воспитанность и нравственную культуру.
Формировать познавательный интерес и положительную мотивацию к профилю дизайнера одежды.
Принципы, лежащие в основе программы:
принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, презентации, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Материально-техническое обеспечение
Для организации и осуществления педагогического процесса по данной программе необходима определенная материально-техническая база.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы.
№
Наименование оборудования Кол-во
1.
Машина швейная бытовая с ручным приводом 2
2.
Машина швейная бытовая уневерсальная с электрическим приводом 3
3.
Спец. машина «Оверлок» 51 класса 1
4.
Утюг электропаровой. 1
5.
Стол утюжильный. 1
6.
Стол для раскроя. 1
8.
Доска ученическая. 1
9. Инструменты: ножницы, набор игл, наперстки, сантиметровые ленты, масштабные линейки, нитки 10.
Компьютерный класс Учебно-методический комплект
Для успешной работы в учебном процессе необходимо использовать:
Наглядный материал (альбомы с образцами швов, узлов, коллекций тканей, образцы моделей, таблицы цветовых композиций, цветовой круг и т. д.)
Раздаточный материал (шаблоны, лекала, карточки, тесты).
Технологический материал (инструкционные карты, образцы по материаловедению, схемы конструирования).
Методические разработки интерактивных занятий:
- игры «Острова профессий», «Древо мудрости», «Самолетик с вопросами», «В стране мастериц», «Взаимоопрос»;
- кроссворд «Угадай тему урока»;
- мини - конкурсы и мини – соревнования;
- ребусы, тесты, викторины.
Информационно-методический материал:
- дидактический материал по темам: «Осн. сведения о современной одежде», «Мы и мода», ;Стиль», «Силуэт», «Вкус»;
- журналы мод;
- учебные пособие «Школа шитья;
- учебное пособие «Технология изготовления юбки».
Видеоматериал (фотографии коллекций моделей, эскизы моделей, видеозаписи конкурсов и фестивалей театров мод).
Электронная продукция в виде развивающих игр.
В программу включены следующие разделы:
«О шитье»
«Секреты швейной машины», «Премудрости ВТО»
«Бабушкин стиль - идеи для украшения интерьера дома»
«Секретные секреты выкроек»
«Швейные истории к Новому году»
«Одежда для любимой куклы»
«Портняжка»
«Стильные юбки»
«Скорая помощь для детской одежды (школа ремонта)»
«Моя история успеха».
Алгоритм содержания разделов:
Исторический аспект.
Актуальность, связь с современностью.
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
эскиз;
воплощение идеи в материале;
художественное оформление изделия.
Учебно - тематический план
№ Тема Всего часов Теоретические Практические
11. О шитье и одежде (5 часов)
Организационное занятие
Урок путешествие. Когда появилась одежда. О чем рассказала одежда. Как рубашка в поле выросла.
Мы и мода. Тенденции детской моды. Почему девочки носят юбку, а мальчики брюки.
Все профессии важны, все профессии нужны.
Компьютерная игра «Показ мод». 1
1
1
1
1 1
1
1
1
- -
-
-
-
1
2 Секреты швейной машины. (7 часов)
Инструменты и швейные принадлежности. Правила безопасности. Игольница «Чайная чашка»
История и устройство швейной машины.
Заправка нити в бытовой швейной машине. Правила техники безопасности.
Приемы работы на бытовой швейной машине. Правила техники безопасности. 2
1
2
2 -
1
-
- 2
-
2
2
22. Самошвейка. «Бабушкин стиль - идеи для украшения интерьера дома» (10 часов).
Яркие коврики.
Прихватка «Клубничка».
Веселые подушки.
Выставка-конкурс. Презентация. Фотосессия. 3
3
3
1
1
1
1
1 2
2
2
1
33. Премудрости ВТО (3 часа).
История утюга.
Устройство утюга. Терминология утюжильных работ.
Правила безопасной работы с утюгом. Операции ВТО. 1
1
1 1
-
- -
1
1
44. Швейные истории к Новому году (8 часов).
Эскизирование. Новогодние игрушки из ткани.
Новогодний сапожок для подарков.
Сувенир – очаровательный снеговик.
Снежинка из фетра.
Выставка-конкурс. Презентация. Фотосессия.
1
2
2
2
1 -
-
-
-
- 1
2
2
2
1
55. Портняжка (9 часов).
Эскизирование. Модели фартуков.
Секретные секреты выкройки. Построение чертежа фартука.
Пошив фартука.
Декорирование фартука.
Выставка-конкурс. Презентация. Фотосессия. 1
2
3
2
1 -
-
-
- 1
2
3
2
1
66. Одежда для любимой куклы (3 часа).
Юбка «солнце».
Блузка.
Шапочка. Презентация. Выставка.Фотосессия. 1
1
1 -
-
- 1
1
1
77. Стильная юбка (20 часа).
Ассортимент поясных изделий.
Эскизирование. Художественное моделирование юбки.
Типовая технологическая последовательность обработки прямой юбки по готовому крою.
Разметка линии швов.
Дублирование деталей кроя.
Подготовка изделий к примерке. Порядок проведения первой примерки.
Обработка вытачек.
ТУ сметывания и стачивания вытачек. Последовательность выполнения ВТО вытачек.
Застежка - молния.
Застежка с тесьмой «молния», потайная и разъемная «молния».
Боковые швы.
Способы обработки боковых швов: взаутюжку, вразутюжку. ТУ обработки боковых швов. ВТО.
Обработка верхнего среза юбки.
Обработка верхнего среза притачным поясом.
Обработка низа изделия.
Отделочные работы.
Окончательная влажно-тепловая обработка.
Демонстрация моделей юбок.
Презентация. Показ мод. Фотосессия. 1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1 1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
88. Скорая помощь для детской одежды (3 часа).
Правильно штопаем.
Веселая заплатка. 1
2 -
- 1
2
99. Моя история успеха (4 часа).
Оформление книжки-раскладушки с фотографиями поделок.
Презентация творческих работ. Фотосессия.
Экскурсии на выставки ДПИ 1
1
2 -
-
- 1
1
2
5 Итоговое занятие 1 - 1
Итого: 72 12 60
Содержание учебно-тематического плана занятий. (72 часа).
Раздел 1. О шитье и одежде. (5 часов).
Тема 1: Организационное занятие.
Знакомство с программой. Анкета Режим работы. Техника безопасность на занятиях.
Тест, определяющий уровень подготовленности учащихся.
Личные творческие планы (ЗСС – задание самому себе).
Тема 2: Урок – путешествие «Когда появилась одежда, о чем рассказала одежда».
История одежды. Строение ткани. Состав ткани. Состав нити. Ткачество. Группы одежды: деловая, нарядная, спортивная, домашняя, спец. одежда. Ассортимент одежды. Вопросник «Как рубашка в поле выросла».
Тема 3: Мы и мода.
Одежда первобытного человека. Когда и как появились первые брюки. Почему девочки носят юбки, а мальчики брюки. Детская мода 200 лет назад. Тенденции современной детской моды.
Тема 4: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Азбука нашей жизни (главные потребности человека: питание, одежда, жилье). Понятие «профессия». Игра «Угадай, кто…». Игра «все работы хороши». Д.З. Рассказ о профессии родителей.
Тема 5: Показ мод.
Компьютерная игра «Показ мод». Выбор одежды для модели по назначению, стилю, цвету. Декорирование одежды. Выбор композиции и музыкального сопровождения показа мод. Показ мод.
Раздел 2. Секреты швейной машины (7 часов).
Тема 1: Инструменты и приспособления.
Ножницы, нитки, иглы…
Машинные иглы, принадлежности для ручного шитья. Маркировочный инструмент. Измерительный инструмент. Инструмент для раскроя, приспособления для ВТО, другие предметы и приспособления. Инструменты для выполнения основных видов художественного оформления одежды. Правила по безопасности труда. Изготовление игольницы «Чайная чашка».
Тема 2: История и устройство швейной машины.
Шильные швейные машины. Первые швейные машины челночного стежка. Устройство швейной машины. Классификация швейных машин. Профессии швейного производства.
Тема3: Охрана труда при работе на швейной машине. Заправка нити в бытовой швейной машине.
Общие требования охраны труда. Перед началом работы. Во время работы. По окончанию работы. Во время аварийных ситуациях. Практическая работа: «Заправка нити в бытовой швейной машине».
Тема 4: Охрана труда при работе на швейной машине. Приемы работы на швейной машине.
Контрольные вопросы по ТБ. Выполнение строчек разной формы на швейной машине без заправленной нити: по прямым линиям, по волнообразным линиям, по зигзагообразной линии.
Раздел 3. Самошвейка. «Бабушкин стиль - идеи для украшения интерьера дома» (10 часов).
Тема 1: Яркие коврики.
Каждый современный предмет — это результат творчества многих людей. Необходимые материалы и инструменты: ткань, нитки, ножницы, машина швейная, линейка, мелок. Эскиз коврика. План действий. Работа с измерительными инструментами (линейка, см), ножницами и тканью. Технология изготовления коврика из полосок ткани. Контроль качества. Назначение и уход за изделием. Выставка готовых изделий.
Тема 2: Прихватка «клубничка».
Красивые и полезные украшения для кухни. Виды и формы прихваток. Эскиз прихватки. Инструменты, и материалы. План действий. Конструирование чертежа прихватки. Изготовление лекала прихватки. Раскрой. Технологическая обработка. Ручные стежки. Овладение техникой равномерного выполнения стежков «назад иголку», «вперед иголку», закрепление полученных знаний.
Декорирование. Аппликация – технологическая последовательность. Контроль качества.
Тема 3: Веселые подушки.
Украшения для интерьера спальни, детской, уголка для отдыха в комнате. Формы диванных подушек. Способы декорирования диванных подушек: аппликация, вышивка лентами, тесьма, ленты. Эскиз. План действий. Технологическая последовательность изготовления диванной подушки. Декорирование подушки.
Тема 4: Выставка – конкурс.
Оформление выставки. Презентация готовых изделий. Самооценка и самоанализ творческой деятельности. Фотосессия.
Раздел 4. Премудрости ВТО (3 часа)
Тема 1: Путешествие в историю утюга.
Кто и где придумал утюг. Какие предметы были предками утюга. Что такое утюгон. Откуда произошло слово «утюг». Какие предметы были предками утюга. Загадки с заданиями про утюг.
Тема 2: Устройство утюга: корпус, шнур, подошва, терморегулятор, пароувлажнитель. Терминология утюжильных работ.
Тема 3: Операции ВТО.
Правила безопасной работы с утюгом. Организация рабочего места для ВТО изделий. Приемы работы ВТО изделий.
Раздел 5. Швейные истории к Новому году (8 часов).
Тема 1: Эскизирование. Новогодние игрушки из ткани.
Зарисовка новогодних игрушек: елка, шарик, сапог, звездочка. Ткани: флис, драп, фетр. Декор: аппликация, пуговицы, бусины и др.
Тема 2: Новогодний сапожок для подарков.
Эскиз. Материалы: красный и бордовый фетр, нитки, серебристая лента, белое кружево, синтепон, дырокол-звёздочка, белые бусины, картон, карандаш, мел, клеевой пистолет. Шаблон. Лекало. Последовательность изготовления.
Тема 3: Сувенир – очаровательный снеговик.
Эскиз. Материалы: флис – голубой, белый, красный; синтепон; фетр оранжевый; бусины черные; клей; нитки. Шаблон. Лекало. Последовательность изготовления. Декор.
Тема 4: Снежинка из фетра.
Эскиз. Материалы: отрезок флиса или другой мягкой ткани;нитки; атласная лента; бисер или бусины; холлофайбер; шаблон; острые ножницы; игла;деревянная шпажка. Шаблон. Лекало. Последовательность изготовления. Декор.
Тема 5: Выставка – конкурс.
Оформление выставки. Презентация творческих работ. Самооценка и самоанализ. Фотосессия.
Раздел 6. Портняжка (9 часов).
Тема 1: Модели фартуков. Эскизирование.
Фартук. Назначение. Виды и формы. Декор. Зарисовка разных моделей фартуков.
Тема 2: Секретные секреты выкройки.
Снятие мерок с фигуры: От., Об., Дл. гр., Дл. изд. Построение чертежа фартука. Раскрой фартука.
Тема 3: Пошив фартука.
Технологическая последовательность изготовления фартука. Подготовка изделия к примерке. Т.У. выполнения машинных операций: соединительный стачной шов в заутюжку, краевой шов вподгибку с открытм срезом.
Тема 4: Декорирование фартука.
Способы декорирования фартука: тесьма, банты, аппликация, вышивка летами. Оборки и другое. Выбор способа декорирования. Технология декорирования.
Тема 5: Выставка – конкурс.
Оформление выставки. Презентация творческих работ. Самооценка и самоанализ. Фотосессия.
Раздел 7. Одежда для любимой куклы (3 часа).
Тема 1: Юбка «солнце».
Одежда для куклы. Выкройка юбки «солнце» для куклы. Раскрой юбки. Пошив юбки.
Тема 2: Блузка.
Выкройка блузки для куклы. Раскрой блузки. Пошив блузки.
Тема 3: Шапочка.
Выкройка шапочки для куклы. Раскрой шапочки. Пошив шапочки. Фотосессия.
Раздел 8. Стильная юбка (20 часов).
Тема 1: Ассортимент поясных изделий.
Поясное изделие. Юбка, брюки. Назначение. История юбки. Гигиенические требования, эстетические требования, эксплуатационные требования, экономические требования. Понятие «силуэт». Основные конструкции юбок.
Тема 2: Эскизирование.
Виды эскизов. Художественное моделирование юбки.
Тема 3: Технология пошива юбки.
Типовая технологическая последовательность обработки прямой юбки по готовому крою.
Тема 4: Разметка линии швов.
Способы разметки линий швов: копировальные стежки, копировальная бумага, копировальная меловая доска и копировальный бегунок.
Тема 5: Дублирование деталей кроя.
Материалы для дублирования: флизилин, дублирин. Приемы дублирования деталей кроя с помощью утюга.
Тема 6: Первая примерка.
Подготовка изделий к примерке. Порядок проведения первой примерки.
Тема 7: Обработка вытачек.
ТУ сметывания и стачивания вытачек. Последовательность выполнения ВТО вытачек.
Тема 8: Застежка - молния.
Застежка с тесьмой «молния», потайная и разъемная «молния».
Тема 9. Боковые швы.
Способы обработки боковых швов: взаутюжку, вразутюжку. ТУ обработки боковых швов. ВТО.
Тема 10. Обработка верхнего среза юбки.
Обработка верхнего среза притачным поясом.
Тема 11: Обработка низа изделия.
Обработка низа изделия краевым швом вподгибку с открытым срезом.
Тема 12: Отделочные работы.
Обработка петель и пришивание пуговиц.
Тема 13: Окончательная влажно-тепловая обработка.
ТУ выполнения утюжильных работ.
Тема 14: Демонстрация моделей юбок.
Показ мод. Презентация. Самооценка. Фотосессия.
Раздел 9. Скорая помощь для детской одежды (3 часа).
Тема 1: Правильно штопаем.
Ручные стежки. Машинные стежки.
Тема 2: Веселая заплатка.
Аппликация. Технология изготовления.
Раздел 10. Моя история успеха (2 часа).
Тема 1: Оформление книжки-раскладушки с фотографиями поделок.
Тема 2: Презентация творческих работ – итоговое занятие.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научатся работать на бытовой швейной машине и пользоваться швейными принадлежностями;
научатся различным приемам работы с тканью, прикладными материалами, фурнитурой;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы и эскизы изделий;
научатся создавать композиции с изделиями;
овладеют навыками культуры труда;
получат знания о профессии дизайнера одежды и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Предметные результаты:
Ученик должен знать:
Название и назначение материалов – бумага, ткань, нитки.
Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, распарыватель, игла, наперсток.
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений.
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику.
Виды и свойства тканей.
Безопасные приемы работы на швейных машинах.
Технические условия выполнения ручных стежков и основных машинных швов.
Этапы изготовления поясного изделия - юбки.
Основные виды декоративного оформления швейных изделий.
Требования к качеству готового изделия.
Ученик должен уметь и использовать в практической деятельности и повседневной жизни:
Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
Анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать и резать ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из ткани с помощью ручных стежков: «вперед иголку», « через край», «петельный шов» правильно пользоваться ручными инструментами.
Планировать порядок рабочих операций.
Контролировать свою работу.
Пользоваться простейшими инструментами.
Выполнять правила техники безопасности при работе на швейной машине
Уметь заправлять швейную машину, регулировать машинную строчку.
Владеть приемами работы на швейной машине.
Владеть приемами ВТО.
Уметь выполнять простейшие эскизы и наброски изделий.
Уметь выполнять разметку материала, с помощью линейки, через копировальную бумагу, с помощью шаблонов.
Уметь выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона.
Обрабатывать простые детали и узлы швейных изделий.
Использовать и выполнять декоративную отделку изделий.
Выявлять и исправлять дефекты в изделия
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление фотоальбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся.
Мониторинг сформированности личностных результатов
и универсальных учебных действий
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Формы выявления результатов Формы фиксации результатов Формы предъявления результатов
Беседа, опрос, тест, наблюдение.
Выставки, презентации.
Демонстрации моделей.
Конкурсы, соревнования.
Грамоты, дипломы, жетоны (звездочки).
Готовые работы.
Анкеты.
Тестирование.
Протоколы диагностики.
Выставки.
Конкурсы, фестивали, праздники.
Демонстрация моделей.
Презентации.
Готовые изделия.
Самоанализ и самооценка.
Для выявления степени сформированности знаний, умений и навыков программой предусмотрено три вида контроля: входной, промежуточный, итоговый.
Время проведения Цель проведения Формы проведения
Входной контроль
В начале учебного года Определение уровня развития детей, их творческих возможностей. Игротехнические приемы, тесты, игры, индивидуальные личные творческие планы.
Промежуточный контроль
В конце полугодия Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
Тематические тесты, ребусы, кроссворды, соревнования; диагностические игры, карточки – задания.
Педагогическое наблюдение.
Итоговый контроль
В конце учебного года Определение изменения уровня развития
детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа,
презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование и др.
Нормативные документы
Закон об образовании. Общее положение.
Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010года. // Вестник образования. – 2005. - №2.
Нормативно – правовое обеспечение системы дополнительного образования. Сб. документов. – М., 1995.
Устав МБОУ ДОД ЦДТ.
Авторская программа «От стандарта к индивидуальности». Автор педагог дополнительного образования Иванова Л.И. Рецензия ст. преподавателя кафедры ТШП и методики профессионального обучения ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Жданова В.К. Утверждена учебно-методическим советом ГУО от 06.11.2003года.
Список литературы, используемой педагогом
Бердник Т. О. Моделирование художественное оформление одежды. Ростов н/Д, 2001
Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов н/Д, 2001
Васинская Г.И. Из опыта работы педагогов. Кемерово, 1998
Гагарина С.В. Проектирование швейных головных уборов. Ростов н/Д, 2003
.Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. - СПб.:КАРО, 2005.
.Ешкурская Т.Н. Одежда своими руками. С Пб, 1997.
Ешкурская Т.Н. Конструирование. Технология пошива. Отделка. С Пб, 1992
Журналы «Burda», «Стиль», «Шик».
Дудникова С. История костюма. Ростов н/Д, 2001
Крохина И.М. Все об этикете. Ростов н/Д, 19.
Можчиль Н.Е. закройщик легкой женской одежды. Ростов н/Д, 2001
Пивовар В. Энциклопедия хороших манер. С Пб, 1996
Рослякова Т.А. Энциклопедия домашнего шитья. Ростов н/Д, 1996.
Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д, 2000
Труханова А. Т. Основы швейного производства. М., 1989
Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. М., 1990.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителейБорисова Ю.Ю. Эксклюзивные вещи своими руками. Москва Рипол Классик, 2006
Борисова Ю.Ю. Долгопольская А.В. Оригинальные модные юбки. Москва Издательство, 2005
Ерзенкова Н.В. Модные блузки. Минск «Современная школа»,2005
Карейд Элен. Шьем модные сумки. Москва Ниола Пресс, 2005
Карейд Элен. Вышитые сумочки. Москва Ниола Пресс, 2006
Сестры Сорины. Презентация внешности. Москва, 2002
Чернова А.Г. Искусство вышивки лентами. Ростов-на-Дону Феникс, 2005
СТ пресс Энциклопедия. Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия. Москва, 2001
ПРИЛОЖЕНИЯ
Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Т/Б при работе электроутюгом:
При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
не отвлекаться во время работы утюгом. Не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора. То не допускать его перегрева.
Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладить, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.