Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Чудесная мастерская» для 1 – 4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Чудесная мастерская»
для 1 – 4 классов
Составлена учителем начальных классов
МКОУ «Страховская СОШ им. В. Д. Поленова»
Смирновой Ю.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ......3
1.1. Введение.3
1.2. Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеин-
теллектуальному направлению внеурочной деятельности .4
1.3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.....5
2. Планируемые результаты внеурочной деятельности.....5
3. Оценка планируемых результатов...5
4. Учебный план ..6 – 8
5. Календарно - тематическое планирование ..8 – 15
Пояснительная записка
Введение.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет своё значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает и младших школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, а именно, о бисероплетении. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, «культуру творческой личности». Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребёнок на занятии займёт позицию «я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребёнка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать «под диктовку» учителя по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума» и «работу рук», а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказы, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных поделок из бисера вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Программа способствует: развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание его воли и характера; помощи в его самовоспитании и самоутверждении в жизни; формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в современном мире; обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности.
Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, активизация познавательной и творческой деятельности.
Задачи программы:
Предметные – углубление и расширение знаний об истории бисероплетения, освоение техники бисероплетения, формирование представлений о композиции и материаловедении.
Метапредметные – создание условий для развития образного мышления, внимания, творческих способностей, эстетического вкуса, способности к самообразованию, самоконтролю и самооценке. Работа с бисером способствует развитию пальцев рук, что особенно важно для учащихся первого класса.
Личностные – формирование таких качеств, как терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, чувство взаимопомощи, бережного отношения к используемым материалам, уважение к чужому труду, формирование интереса к культуре своей страны и народному творчеству.
Данная программа разработана для учащихся 7 – 10 лет.
Формы проведения занятий:
Беседы по теоретической части, по технике безопасности при работе с инструментами.
Рассказы из истории возникновения и развития бисероплетения.
Практические работы (индивидуальная и коллективно– творческая деятельность).
Планируемые результаты:
– учащиеся должны уметь организовать своё рабочее место;
– различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
– плести одной иглой, двумя иглами, плести на проволоке параллельным низанием;
– овладеть опытом самостоятельной художественной деятельности и приобрести навыки коллективного творчества;
– дети должны проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.
В результате занятий по бисероплетению у детей должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, любознательность, трудолюбие, целеустремлённость, организованность, добросовестное отношение к делу, желание оказать помощь при выполнении работ.
Оценка планируемых результатов.
Система отслеживания и оценивания результатов проходит через выставки детских работ, конкурсы, использование поделок-сувениров в качестве подарков, а также беседы по теоретической части.
Выставочная деятельность является очень важным итоговым результатом.
Выставки могут быть:
– однодневными, т.е. проводиться в конце каждого занятия с целью обсуждения и оценивания результатов;
– постоянными (проводятся в помещении, где учатся дети);
– тематическими (проводятся по итогам изучения тем, разделов);
– итоговыми (в конце года организуется выставка работ учащихся).
Учебный план
1 класс (33 часа)
В первом классе занятия проходят 1 раз в неделю по 35 – 40 минут.
№№
наименование разделов, тем
общее количество учебных часов
в том числе теория
в том числе практика
1
Введение.
2
2
2
Низание бисера в две нити.
11
3
8
3
Низание бисера в одну нить.
11
4
7
4
Плетение брошек, подвесок, брелков.
5
2
3
5
Работа по вымыслу детей.
3
3
6
Итоговое занятие
1
2 класс (34 часа)
№№
наименование разделов, тем
общее количество учебных часов
в том числе теория
в том числе практика
Введение.
1
1
История бисероплетения
2
2
Плетение брошек, подвесок, брелков.
7
3
4
Плетение фигурок животных.
10
·3
7
Плетение цветов, листьев, водорослей.
10
3
7
6
Работа по вымыслу детей
6
6
7
Итоговое занятие.
1
1
3 класс (34 часа)
№№
наименование разделов, тем
общее количество учебных часов
в том числе теория
в том числе практика
1
Введение.
1
1
2
История бисероплетения.
2
2
3
Плетение брошек, подвесок, брелков.
7
2
5
4
Плетение фигурок животных.
7
2
5
5
Плетение комнатных цветов.
10
3
7
6
Работа по вымыслу детей.
6
6
7
Итоговое занятие
1
1
4 класс (34 часа)
№№
наименование разделов, тем
общее количество учебных часов
в том числе теория
в том числе практика
1
Введение.
1
1
2
История бисероплетения.
2
2
3
Плетение брошек, подвесок, брелков, серёжек.
5
2
3
4
Плетение косметичек, сумочек, кошельков.
6
2
4
5
Плетение деревьев.
11
4
7
6
Работа по вымыслу детей.
8
1
7
7
Итоговое занятие.
1
1
Календарно-тематическое планирование.
1 класс
№№
примерная
дата
тема занятия
1
Введение.
Знакомство с историей бисероплетения. Знакомство с материалами, демонстрация образцов.
2
Беседа по технике безопасности при работе с материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения.
3 – 5
Низание бисера в две нити.
Знакомство с низанием в две нити. Зарисовка схем изделий.
6
Практическая работа. Плетение цепочки «Крестик».
7
Практическая работа. Плетение фенечки на основе цепочки «Крестик».
8
Практическая работа. Плетение кольца «Цветы».
9
Практическая работа. Плетение браслета «Рябина».
10
Практическая работа. Плетение колье «Рябина».
11
Практическая работа. Плетение колье «Рябина».
12
Практическая работа. Плетение браслета из стекляруса «Морской бриз».
13
Практическая работа. Плетение изделий по замыслу детей.
14 – 17
Низание бисера в одну нить.
Знакомство с низанием в одну нить. Зарисовка схем изделий.
18
Практическая работа. Плетение жгута.
19
Практическая работа. Плетение колье «Цветы».
20
Практическая работа. Плетение колье «Цветы».
21
Практическая работа. Плетение фенечки по схеме «Мозаика».
22
Практическая работа. Плетение фенечки по схеме «Мозаика».
23
Практическая работа. Плетение цепочки «Змейка».
24
Практическая работа. Плетение цепочки «Цветочки».
25 – 26
Плетение брошек, подвесок, брелков.
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
27
Практическая работа. Плетение подвески «Снежинка» или «Ромашка» (по выбору учащихся).
28
Практическая работа. Плетение броши «Божья коровка».
29
Практическая работа. Плетение брелка «Ящерица».
30 – 32
Творческая деятельность. Плетение изделий по замыслу учащихся.
33
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.
Календарно-тематическое планирование.
2 класс.
№
примерная дата
тема занятия
1
Введение.
Знакомство с материалами, демонстрация образцов. Беседа по технике безопасности при работе с материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения.
2
История бисероплетения.
«Из Египта в Европу».
3
«Бисер в Венеции».
4
Плетение брошек, подвесок, брелков.
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
5
Практическая работа. Плетение брелка «Сердечко».
6
Демонстрация образцов. Зарисовка схемы изделия.
7
Практическая работа. Плетение подвески на телефон «Шарики».
8
Практическая работа. Плетение подвески на телефон «Шарики».
9
Демонстрация образцов. Зарисовка схемы изделия.
10
Практическая работа. Плетение брелка «Собачка».
11
Творческая деятельность. Плетение изделий по замыслу учащихся.
12 – 13
Плетение фигурок животных.
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
14 – 18
Практическая работа. Плетение фигурок животных «слоник», «мышка», «медвежонок», «лягушка» (по выбору учащихся).
19
Демонстрация образцов. Зарисовка схемы изделия.
20
Практическая работа. Плетение бабочки.
21 – 22
Творческая деятельность. Плетение изделий по замыслу учащихся.
23 – 24
Плетение цветов, листьев, водорослей.
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
25
Практическая работа. Плетение цветов «ромашка», «роза», «лилия» (по выбору детей).
26 – 27
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
28 – 30
Практическая работа. Плетение «кувшинки на листе».
31 – 32
Творческая деятельность. Плетение цветов по замыслу учащихся.
33
КТД «Букет цветов».
34
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.
Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
№№
примерная дата
тема занятия
1
Введение.
Знакомство с материалами, демонстрация образцов. Беседа по технике безопасности при работе с материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения.
2
История бисероплетения.
«Бисер в Германии и Чехии».
3
«Расцвет и упадок искусства плетения из бисера».
4 – 5
Плетение брошек, подвесок, брелков.
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
6 – 7
Практическая работа. Плетение кулона с использованием бисера и бусин.
8 – 10
Практическая работа. Плетение подвески «сердечко с бабочкой».
11 – 12
Творческая деятельность. Плетение изделий с использованием бисера и бусин по замыслу учащихся.
13
Плетение фигурок животных.
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
14 – 16
Практическая работа. Плетение изделий «Тигрёнок» и «Лошадка» (по выбору детей).
17
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
18 – 19
Практическая работа. Плетение изделий «Рыбка» и «Паучок» (по выбору детей).
20 – 21
Творческая работа. Плетение изделий по замыслу учащихся.
22
Плетение комнатных цветов.
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
23 – 24
Практическая работа. Плетение комнатных растений «Фиалки».
25
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
26 – 27
Практическая работа. Плетение комнатных растений «Кактус».
28
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий
29 – 31
Практическая работа. Плетение комнатных растений «Гиацинт».
32 - 33
Творческая деятельность. Плетение комнатных растений по замыслу учащихся.
34
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.
Календарно-тематическое планирование.
4 класс.
№№
примерная дата
тема занятия
1
Введение.
Знакомство с материалами, демонстрация образцов. Беседа по технике безопасности при работе с материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения.
2
История бисероплетения.
«Бисер в России: производство бисера».
3
«Бисер в России: бисерное рукоделие».
4
Плетение брошек, подвесок, брелков, серёжек.
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
5
Практическая работа. Плетение заколки «Бантик» или «Бабочка» (по выбору учащихся).
6
Демонстрация образцов. Зарисовка схем изделий.
7 – 8
Практическая работа. Плетение серёжек «Розочки».
9
Творческая деятельность. Плетение украшений по замыслу учащихся.
10
Плетение косметичек, сумочек, кошельков.
Демонстрация образцов косметичек и сумочек. Зарисовка схем изделий.
11 – 12
Практическая работа. Плетение косметичек и сумочек (по выбору учащихся).
13
Демонстрация образцов кошельков. Зарисовка схем изделий.
14 – 15
Практическая работа. Плетение кошельков.
16 – 17
Плетение деревьев.
Рассматривание образцов. Сравнивание изделий с природными формами. Зарисовка схем изделий.
18 – 19
Практическая работа. Плетение заготовок для «берёзки» или «клёна» (по выбору детей).
20
Сборка изделия из деталей.
21
Рассматривание образцов. Сравнивание изделий с природными формами. Зарисовка схем изделий.
22 – 23
Практическая работа. Плетение заготовок для дерева «Яблонька».
24
Сборка изделия из деталей.
25
Рассматривание образцов. Сравнивание изделий с природными формами. Зарисовка схем изделий.
26
Практическая работа. Плетение дерева «калина».
27 – 29
Творческая деятельность. Плетение деревьев по вымыслу учащихся.
30
Творческая деятельность.
Составление проекта «На лесной поляне».
31 – 33
КТД «На лесной поляне».
34
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.
13PAGE 15
13PAGE 141015
15