Рабочая программа внеурочной деятельности Творческая мастерская
II Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной образовательной программы
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетического направлению для обучающихся 5-ых классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Надыма» кружка «Творческая мастерская» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе сборника серии «Стандарты второго поколения» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», изд. М.«Просвещение», 2010 г., авторской программы О.А. Меркуловой «Декоративное творчество», 2010 год. В соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации «Об образовании». Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
Программа данного курса представляет систему художественно - эстетических занятий для обучающихся среднего звена и рассчитана на 1 год обучения.
2. Актуальность выбора
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать обучающихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую подготовку к труду, к выбору профессии.
«Творческая мастерская» является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной творческой деятельности, способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами Федеральных государственных образовательных стандартов».
Программа «Творческая мастерская» была разработана на основе авторской программы «Декоративное творчество» Меркуловой О. А, по направлению декоративно – прикладного творчества: бумагопластика, бисероплетение, изготовление изделий и древесины и древесных материалов и т.п.
Содержание программы «Творческая мастерская» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: бумагопластика, бисероплетение, изготовление изделий и древесины и древесных материалов, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях, а также изделий из бросового материала. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа:
представляет широкие возможности для ознакомления с традиционными народными промыслами;
удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности обучающегося, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам декоративно – прикладного творчества, художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе обучающихся на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей декоративно – прикладного творчества; историей возникновения народной игрушки, бисероплетения, бумагопластики, художественнной отделки изделий из древесины.
3. Цель данного курса:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
-Помогать обучающимся в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей средней ступени обучения.
Задачи:
Расширять запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
4. Количество часов
Программа «Творческая мастерская» разработана на три года занятий с детьми средней ступени обучения и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
В пятом классе 35 часов (1 час в неделю). Программа пятого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» по художественно-эстетическому направлению в соответствии с образовательным планом.
5. Формы и режим занятия.
Особенности организации учебного процесса
Основной формой работы для формирования художественно-творческих компетенций обучающихся являются, учебные занятия, экскурсии на художественно-творческие выставки. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Должны знать и уметь:
Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, древесины, ткани, пластика и других материалов.
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделие из древесины, бисера, картона, бумаги других материалов.
Правила общения.
Правила безопасности труда.
Правила личной гигиены.
Формы контроля:
Рейтинг готового изделия.
Наблюдение
Беседа, объяснения учащихся.
Практический контроль.
Введение в учебный курс (1час)
Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями выполненными в предыдущие годы, из древесины, фанеры, бумаги, картона, салфеток, бросовыми и природными материалами.
6. Основные разделы:
Номер
раздела
Название разделов
Количество часов (35ч.)
I.
Введение: правила техники безопасности
1
II.
Бумагопластика
7
III.
Бисероплетение
8
IV.
Художественная отделка изделий из древесины
14
VI.
Изготовление изделий из бросового материала
6
7. Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучащющиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
8. Ожидаемые результаты и способы их проверки
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, искусство, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития творческих способностей обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по методике Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся); (методы психодиагностики творческих способностей человек) тест Торренса, а также уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки).
9. Формы подведения итогов реализации программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио обучающегося включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
III. Содержание курса
Первый год обучения (35 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов обучающихся в приобретении базовых знаний и умений о приемах и техниках работы с материалами и инструментами (бумага и картон, бисер и проволока, древесина и фанера, слесарными и столярными инструментами, работе на станках и верстаках т.д.), знакомство с историей различных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
I. Бумагопластика.
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования салфеток, картона и бумаги». История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием салфеток, картона и бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2. «Розочки», «Васильки». Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием салфеток.
3. «Букеты из роз и васильков»
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
4. «Чудо – дерево».
Последовательность изготовления работы с использованием ватмана и кусочков бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием ватмана и кусочков бумаги.
5. «Танк» Модель военной техники в миниатюре. Последовательность изготовления работы с использованием картона и бумаги.
Практическая часть. Выполнение модели с использованием картона и бумаги.
6. Открытка к Новому году.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием картона и бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
8. «Праздничный салют».
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием салфеток и бумаги.
II. Бисероплетение
1. Вводное занятие.
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Основные приёмы бисероплетения - параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов
3.Параллельное низание.
Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (гусеница, утенок, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
4. Низание крестиками
Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик. Изготовление игрушки «ёлочка». Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.
5. Игрушка из бисера (паучок). Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Отработка навыков бисероплетения, вариантов плетения насекомых и животных из бисера.
6. Игрушка из бисера (стрекоза). Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Отработка навыков бисероплетения, вариантов плетения насекомых и животных из бисера.
7. Плетение цветов (васильки). Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Последовательность выполнение работы. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполняем параллельным объёмным способом плетения. Отработка навыков бисероплетения.
8. Плетение цветов (ромашек). Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Последовательность выполнение работы. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполняем параллельным объёмным способом плетения. Отработка навыков бисероплетения.
III. Деревообработка.
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности в мастерской. История художественной обработки материалов (фанеры, древесины). Способы декоративного оформления готовых работ из древесины и фанеры.
2. Изготовление брелоков и тонкой фанеры. Обработка и отделка изделий из древесины и фанеры (выжигание).
Практическая часть. Отработка навыков пиления лобзиком. Опиливание напильником кромок заготовки.
3. Художественная отделка изделий из древесины.
4. Модель самолета из фанеры. Выпиливание деталей модели со сквозными элементами.
Практическая часть. Отработка навыков пиления лобзиком. Выполнение пропилов и долбление. Обработка наждачной бумагой и лакирование деталей.
5. Сборка самолета. Последовательность сборки самолёта.
Практическая часть. Отработка навыков склеивания деталей.
6. Игра «Набрось кольцо на нос». Приемы пиления ручным лобзиком.
Практическая часть. Отработка навыков пиления лобзиком. Выполнение пропилов. Обработка наждачной бумагой и лакирование деталей.
7. Изготовление разделочной доски. Приемы пиления ручным лобзиком.
Практическая часть. Отработка навыков пиления лобзиком. Выполнение пропилов. Обработка наждачной бумагой.
8. Нанесение рисунка. Рисунки, орнаменты узоры выполняются с опорой на народные традиции.
Практическая часть. Нанесение рисунка. Выжигание.
9. Изготовление указки для учителя. Качество отстроганной поверхности зависит от направления волокон древесины.
Практическая часть. Строгание заготовки ручным инструментом (рубанком).
10. Резьба по дереву. Вырезание геометрического рисунка на поверхности подставки под карандаши.
11. Изготовление подставки под карандаши. По чертежу изготовить заготовку цилиндрической формы. Отработка навыков строгания древесины. Расположение заготовки при строгании с учетом наклона волокон древесины к обрабатываемой поверхности.
Практическая часть. Строгание заготовки цилиндрической формы. Шлифование, нанесение рисунка.
12. Угловая полка для цветов. Конструирование и изготовление угловой полки под цветы. Разметка заготовки в соответствии с чертежом, технологическая последовательность изготовления изделия, точность изготовления готового изделия в соответствии с чертежом.
Конструирование полки. Нанесение чертежа на древесину, выпиливание.
13. Лопаточка. По чертежу с неполными данными изготовить лопаточку для ухода за комнатными растениями.
Практическая часть. Разметка заготовки в соответствии с чертежом, технологическая последовательность изготовления изделия, точность изготовления готового изделия в соответствии с чертежом. Заточка штыковой части изделия. Разметка и сверление. Чистовая обработка готового изделия.
14. Ручка для ящика. По чертежу изготовить заготовку цилиндрической формы в соответствии с чертежом.
Резьбу нарезать в слесарных тисках. Выполнить полировку и покраску.
IV. Изготовление изделий из бросового материала
1.Панно «Розы». Материал мех и кож. Заменитель.
Практическая часть. Вырезать и кусочков меха тонкие полоски и скрутить розочки приклеить на искусственную травку. Из кож. Заменителя вырезать листочки, приклеить.
2. Замок. Деревянная соломка собственного производства. Клей ПВА.
Практическая часть. Из остатков древесины настрогать соломку диметром 3мм. По эскизу склеить стороны замка, соединить.
3. Соломенный бунгало. Остаки стружки. Клей ПВА. Краска.
Практическая часть. Стружку наклеить на поверхность фанеры. Выкрасить стружку краской по цветам.
4. Аист. Остаки стружки. Клей ПВА. Краска.
Практическая часть. Стружку наклеить на поверхность фанеры.
5. Осень. Композоция из стружки. Клей ПВА. Краска.
Практическая часть. Стружку наклеить на поверхность фанеры. Выкрасить стружку краской по цветам.
6. Эти любимые животные. Композоция из стружки.
Практическая часть. Стружку наклеить на поверхность фанеры. Выкрасить стружку краской по цветам.
Библиография для учителя
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.,1985.
2. Андреев В.Н. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2 изд., Казань, 2000.
3. Байбородова Л.В., Рожков М.Н. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 1999.
4. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов н/Д., - 1995.
5. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М., 2000.
6. Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. - Ижевск, 1999.
7. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.
8. Иванов В.И. Социология сегодня. Опыт и проблемы социологических исследований. – М., 1989.
9. Илле М.Е. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании. – М., 1987.
10. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – М., 1985.
11. Клюшин И.А. Культурная деятельность и культурная политика. – М., 1991.
12. Кульневич С.В., Лакаценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. – М., 2000.
13. Кутьев В.О. внеурочная деятельность школьников. – М., 1983.
14. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990.
15. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
16. Матвеева Е.В. Актуальные вопросы социально-культурной работы с подростками. – Улан-Удэ, 2001.
17. Мосалев Б.Г. Методология и методика социологических исследований. – М.,1995.
18. Орлов Г.П. Свободное время – условие развития человека и мера общественного богатства. Свердловск, 1989.
19. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. – М., 1990.
20. Петрова З.А. Прогнозное социальное проектирование. Методологические и методические проблемы. – М., 1990.
21. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М., 1999.
22. Соловьева О.В. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры. – М., 1990.
23. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. Учебное пособие. – М., 1991.
24. Сухомлинский В.А. «О воспитании». – М., 1981.
25. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М., 1980.
26. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М., 1991.
27. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000.
28. Ядов В.А. Социологические методы исследования клубной работы. Методическое пособие. – М., 1986.
29. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1987.
30. Ясперс К. Духовная ситуация времени. – М., 1990.
31. Володин П.А. Дополнительное воспитание в России: состояние и перспективы развития в XXI веке. // Внешкольник. – 2000. - №1- С.26.
32. Горский В.А. Роль педагога в дополнительном образовании детей. // Дополнительное образование. – 2001. - №12 – С.3-12.
33. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. – М., 1995.
34. Костенко Ф.Н. Развитие творческих способностей школьника в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования. // Дополнительное образование. – 2001. - №4. – С.24-28.
35. Куприянов Б.С. Формы воспитательной работы. // Воспитание школьников. – 2002. - №4,5.
Библиография для учащихся
Научно-методический журнал «Школа и производство»;
К.А. Скворцов, В. Осипенко «Ремесло и рукоделие»;
А.С. Хворостов «Декоративно-прикладное искусство в школе»;
О.А. Никологорская, Л.И. Маркус «Сделай сам»;
Н.Телегина, Д. Гайнуллин «Ремесло и рукоделие» Н.Телегина, Д. Гайнуллин.