Рабочая программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования Творческая мастерская


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
города Кирсанова Тамбовской области

Согласовано на заседании Рассмотрено на заседании«Утверждаю»
Управляющего совета. Педагогического советаДиректор школы
______Г.Д.КондраковаПротокол №2Протокол №6Приказ №167/4
От 26.08.2015годаот 28.08.2015года от 31.08.2015

Рабочая программа
внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа»
города Кирсанова Тамбовской области
«Творческая мастерская»

Направление развития личности школьника- общекультурное
Период реализации программы с 01.09.2016-25.05.2017г.
Количество часов, необходимых на реализацию программы-36ч.
Возраст обучающихся-6,5-7,5
Составитель: учитель начальных классов: Панкова Людмила Николаевна
г. Кирсанов
2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным государственным образовательным стандартом, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373, приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г., № 373»; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», письмом Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12 мая 2011г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ», Уставом МБОУ «ООШ» города Кирсанова Тамбовской области.
Программа курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» относится к общекультурному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Новизна программы предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).
Актуальность определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к эстетическому обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Педагогическая целесообразность: Программа «Творческая мастерская» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся.
Задачи программы:
-формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна.
-развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю, 33 часа в год. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана на детей школьного возраста 6,5-7,5 лет.
Формы занятий:
-беседа;
-рассказ;
-индивидуально-творческая деятельность;
-творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
-коллективная творческая деятельность;
-работа над проектами;
-экскурсии;
Основные виды деятельности учащихся:-навыки дискуссионного общения;
-работа с ножницами;
-работа с бумагой и картоном
-аппликация на стекле;
-аппликация плоская и объёмная;
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя;
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить способы решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывании;
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников
Предметные результаты:. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии;
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
По окончанию изучения программы «Творческая мастерская» обучающиеся должны:
овладеть различными приемами преобразования материалов; освоить обобщенные способы работы; развить познавательные, конструктивные способности; интерес к результату и качеству поделки.
Ребенок будет знать: правила пользования инструментами и приспособлениями для аппликации; приёмы вырезания деталей; правила работы с ножницами и клеем; основные характеристики материалов и их
применение.
Ребенок будет уметь: соблюдать технику безопасности; выполнять основные приёмы при аппликации из ткани и бумаги; составлять рисунок по эскизу; доводить работу до конца.
Содержание программы
Мастерская игротеки- 2ч.
Знакомство. Правила поведения в кружке.
Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.
Изготовление домино из массы для моделирования.
Мастерская флористики-5ч.
Подготовка засушенных листьев.
Картинки из засушенных листьев.
Составление композиции.
Составление композиции из листьев.
Поделка из сухих листьев «Ежик».
Мастерская лепки-5ч.
Инструктаж по т/б.
Правила работы с пластилином.
Лепка фигурок животных из пластилина. Ёжик.
Лепка фигурок животных из пластилина. Мишка косолапый.
Композиции из пластилина. Семейка грибов на поляне.
Аквариумные рыбки.
Мастерская Деда Мороза-4ч.
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Фонарик.
Новогодние игрушки из бумаги. Объемная снежинка
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Цепочка из бумажных колец.
Мастерская коллекции идей-10ч.
Инструктаж по т/б. Работа с бумагой.
Поделки из бумаги. Открытка.
Поделки из бумаги. Цветы.
Поделки из ниток. Шары.
Поделки из ниток. Закладка.
Сувениры из проволоки и пуговиц.
Декоративное панно.
Мозаика из кусочков бумаги.
Изготовление игрушек (медведя) с подвижными деталями из картона и цветной бумаги.
Мастерская оригами-3ч.
Знакомство с техникой оригами.
Плавающие модели. Парусник
Изготовление пальчиковых кукол
Мастерская конструирования и моделирования-4ч.
Летающие модели. Самолет.
Изготовление парашюта.
«Гиацинт» (торцевание)
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование
раздела. Темы Количество часов
Всего Аудиторные (теория) Внеаудиторные
(практика)
1 Мастерская игротеки Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.
Изготовление домино из массы для моделирования.
2 1 1
2 Мастерская флористики Подготовка засушенных листьев.
Картинки из засушенных листьев.
Составление композиции.
Составление композиции из листьев.
Поделка из сухих листьев «Ежик» 5 1 4
3 Мастерская лепки Инструктаж по т/б.
Правила работы с пластилином.
Лепка фигурок животных из пластилина. Ёжик.
Лепка фигурок животных из пластилина. Мишка косолапый.
Композиции из пластилина. Семейка грибов на поляне.
Аквариумные рыбки. 5 1 4
4 Мастерская Деда Мороза Новогодние игрушки из цветной бумаги. Фонарик.
Новогодние игрушки из бумаги. Объемная снежинка
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Цепочка из бумажных колец. 4 4
5 Мастерская коллекции идей Инструктаж по т/б. Работа с бумагой.
Поделки из бумаги. Открытка.
Поделки из бумаги. Цветы.
Поделки из ниток. Шары.
Поделки из ниток. Закладка.
Сувениры из проволоки и пуговиц.
Декоративное панно.
Мозаика из кусочков бумаги.
Изготовление игрушек (медведя) с подвижными деталями из картона и цветной бумаги.
Изготовление игрушек (медведя) с подвижными деталями из картона и цветной бумаги. 10 1 9
6 Мастерская оригами Знакомство с техникой оригами.
Плавающие модели. Парусник
Изготовление пальчиковых кукол. 3 1 2
7 Мастерская конструирования и моделирования Летающие модели. Самолет.
Изготовление парашюта.
«Гиацинт» (торцевание). 4 4
33
5
28

Календарно- тематическое планирование

п/п Название раздела.
Название
темы раздела Цели раздела знать/понимать, уметь. Коли-
чество
часов
Дата
проведения
По плану По факту
Мастерская игротеки-2ч
1 Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Определение интересов, склонностей учащихся Уметь работать с играми, тренажёрами на развитие внимания,
воображения 1 2 Изготовление домино из массы для моделирования. 1 Мастерская флористики-5ч.
3 Подготовка засушенных листьев. Научить работать с природным материалом. Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала.
Уметь работать с природным материалом;
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные природные материалы) их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму)1 4 Картинки из засушенных листьев. 1 5 Составление композиции. 1 6 Составление композиции из листьев. 1 7 Поделка из сухих листьев «Ежик» 1 Мастерская лепки-5ч.
8 Инструктаж по т/б. Правила работы с пластилином. Научить работать с пластилином, составлять план действий. Уметь: анализировать собственную работу, соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»).
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. 1 9 Лепка фигурок животных из пластилина. Ёжик. 1 10 Лепка фигурок животных из пластилина. Мишка косолапый. 1 11 Композиции из пластилина. Семейка грибов на поляне. 1 12 Аквариумные рыбки 1 Мастерская Деда Мороза-4ч
13 Новогодние игрушки из цветной бумаги. Фонарик. Научить проектировать изделие – создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные образы.
Знать приемы рационального использования материала, приемы изготовления украшений из бумаги, основные способы соединения изделий.
Уметь создавать изделия по собственному замыслу
Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию 1 14 Новогодние игрушки из бумаги. Объемная снежинка 1 15 Новогодние игрушки из цветной бумаги. Цепочка из бумажных колец. 1 16 Новогодние игрушки из цветной бумаги. Фонарик. 1 Мастерская коллекции идей-10ч.
17 Инструктаж по т/б. Работа с бумагой. Познакомить с приемами рационального использования материала.
Знать приемы работы с разными материалами.
Уметь:
- анализировать образец изделия;
- составлять план работы, определять последовательность;
- выбирать различные материалы для воплощения своего замысла
Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач.
1 18 Поделки из бумаги. Открытка. 1 19 Поделки из бумаги. Цветы. 1 20 Поделки из ниток. Шары. 1 21 Поделки из ниток. Закладка. 1 22 Сувениры из проволоки и пуговиц. 1 23 Декоративное панно. 1 24 Мозаика из кусочков бумаги. 1 25 Изготовление игрушек (медведя) с подвижными деталями из картона и цветной бумаги. 1 26 Изготовление игрушек (медведя) с подвижными деталями из картона и цветной бумаги. 1 Мастерская оригами-3ч.
27 Знакомство с техникой оригами. Познакомить с техникой оригами. Знать что такое оригами.
Уметь изготовлять квадрат из прямоугольника.
Подбирать информацию из различных источников.
Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. 1 28 Плавающие модели. Парусник 1 29 Изготовление пальчиковых кукол. 1 Мастерская конструирования и моделирования-4ч.
30 Летающие модели. Самолет. 1 31 Изготовление парашюта. 1 32-33 «Гиацинт» (торцевание). 2 Условия реализации программы:
Наличие материально – технического обеспечения;
Систематичность посещения кружка «Творческая мастерская»;
Регулярные отчетные выставки, конкурсы.
Диагностика эффективности деятельности.
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Для оценки планируемых результатов освоения программы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений воспитанников (метод анкетирования).
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение).
Итоговый контроль – индивидуальные и коллективные мини-проекты по декоративному оформлению изделий (анализ творческих продуктов детей). Для подведения итогов совместно с обучающимися их работы просматриваются и анализируются, проводятся выставки творческих работ детей.
Литература и средства обучения.
Для педагога:
Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю. Пановой. – М., 2009.
Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998.
Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. – М., 2011.
Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов / Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Рульф Крумбахер. – Ярославль, 2010.
Черныш И. Поделки из природных материалов. – М., 1999.
Черныш И. Удивительная бумага. – М., 1998.
Для учащихся:
Конышева Н.М.  «Умелые руки»;
«Чудесная мастерская»;
«Наш рукотворный мир»;
«Секреты мастеров».