Конспект занятия внеурочной деятельности Праздники, традиции и ремёсла народов России

Тема: «Одежда наших предков»
(Занятие внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»)

Автор: Полякова Наталья Николаевна, учитель начальных классов.

Уровень образования школьников: 1 класс.
Цель: познакомить с традиционной крестьянской одеждой; элементами старинного русского костюма, элементами традиционного орнамента Белгородской губернии.
Задачи педагога: обучать работе в группе; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь изучаемого материала с жизненным опытом ребенка.
Тип занятия - комбинированный (открытие новых знаний и применение их в практической деятельности)
Форма проведения: занятие-практикум, коллективная работа.
Оборудование: фонограмма русской народной плясовой «Камаринская», аудиоэнциклопедия «Как жили на Руси» раздел №9 «Одежда: сорочица, сарафан», изображения русских народных костюмов, орнаменты, панно с изображением сельской площади, выполненное на предыдущем занятии, шаблоны одежды, элементы орнаментов, ребусы, пословица с шифром, ножницы, клей карандаши.
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
Определять элементы старинного русского костюма, символы в орнаменте, объяснять их значение.
ученик получит возможность научиться:
выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
личностные: ученик
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, стремление к познанию исторического прошлого Родины, воспитывать уважительное отношение к народным традициям;
понимает причины успеха в учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
регулятивные: ученик
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится работать в группе по предложенному учителем плану;
познавательные: ученик
использует знако-символические средства при оформлении орнамента;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные: ученик
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход занятия.
I. Организационный этап.
Звучит русская народная музыка.
- Как настроение?
- Вновь мы отправляемся в путешествие. Все готовы? А куда лежит наш путь – дороженька? (В старинное село)
- Вот деревенька, которую мы вместе создали на предыдущем занятии. Если вам она нравится, покажите это аплодисментами.
- Как выдумаете, почему у нас получилась такая интересная работа?
- Мне кажется, что в деревеньке кого–то не хватает. Кого же? (Людей)
- А можно ли использовать наши фотографии? Почему? (В старину люди носили другую одежду)
- Как наши предки украшали одежду?
- Нам надо рассмотреть внимательно узоры, чтобы украсить ими русские народные костюмы для девочек и мальчиков, которые поселятся в нашей деревеньке.
II. Открытие «нового» знания.
1. Знакомство с традиционной крестьянской одеждой.
Звучит раздел №9 «Одежда: сорочица, сарафан» аудиоэнциклопедии «Как жили на Руси».
- Какую одежду носили на Руси, нам поможет узнать Чевостик.
Учитель акцентирует внимание учащихся на старинные русские костюмы из экспозиции школьного этнографического музея.
2. Знакомство с элементами традиционного орнамента.
1. Загадки. Работа в группах.
- Уточнить, что же вышивали на одежде, нам помогут загадки. Поработайте в группах, найдите отгадки.
(Приложение №1)
2. Знакомство с элементами традиционного орнамента Белгородской губернии.
- Давным - давно наша местность называлась Белгородская губерния. А ее жители, наши предки, украшали одежду особыми знаками – символами.
Расскажите, как они выглядели.
(Приложение №2)
- Как вы думаете, зачем на одежде вышивали символ солнца? Земли?
- Еще вышивали петуха, коня, чтобы защитить маленького ребенка от злых духов.
3. Выявление цветовой гаммы традиционного орнамента.
- А какие цвета использовали для вышивки?
- Сейчас ребята нам уточнят, что означали эти цвета.
Рассказ подготовленных учеников.
(Приложение №3)
III. Динамическая пауза.
- Русский народ умел не только трудиться, но и весело отдыхать, петь и плясать. Отдохнем немножко и мы под задорную плясовую музыку.
Звучит фонограмма русской народной плясовой «Камаринская».
IV. Реализация проекта «Мастерская народного костюма». Практическая работа в группах.
-Ребята, как вы думаете, что вы сегодня будете создавать в группах? (Вместе составлять узоры и украшать костюм)
- Каждая группа будет украшать орнаментом определенную часть костюма. Разгадаете ребусы - узнаете, что это будет.
(Приложение №4)




сорочка
рубаха
сарафан

- Что такое сорочка, сорочица? Сарафан? Кто носил рубаху?
(Вновь обратить внимание учащихся на старинные русские костюмы из экспозиции школьного этнографического музея)
- А сейчас время потрудиться. Каждая группа составляет из отдельных элементов узоры, раскрашивает их, не забывая, что каждый символ, каждый цвет имеют свое значение, свою защитную силу. А затем этими узорами вы украсите одежду.
V. Выставка работ.
- Каждая группа представит нам свою работу: назовет одежду, расскажет, какие использовали символы, какие цвета.
- Покажите с помощью аплодисментов, понравилась ли вам работа ваших друзей.
- Подскажите, почему мы смогли быстро создать такие красивые работы?
VI. Работа с пословицами.
- Вас ждет последнее испытание. С помощью шифра попробуйте отгадать пословицу. Работаем по цепочке, передавая маркер.
(Приложение №5)
25, 20, 16
16, 5, 15, 16, 14, 21
15, 6
17, 16, 5
19, 10, 13, 21,

Что
одному
не
под
силу,



20, 16
13, 6, 4, 12, 16
12, 16, 13, 13, 6, 12, 20, 10, 3, 21.

то
легко
коллективу.

VII. Рефлексия.
- Ребята, если вам на занятии было интересно и легко, поднимите красный карандаш. Если у вас возникли трудности, а команда не смогла вас поддержать, поднимите синий карандаш. Если вы заскучали – зеленый.

Литература:
Белгородский народный костюм. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - (Дата обращения: 15.06.2015)
Родники Белогорья. Семантика народных узоров Белгородской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - (Дата обращения: 15.06.2015)
Сборник программ внеурочной деятельности [Текст]: учебное издание, 1- 4 классы / Л.А. Ефросинина, Е.Э. Кочурова, Л.Н. Михеева [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана-Граф, 2011. - 168 с. - ISBN 978-5-360-02890-1
Приложение №1.
Голубой платок,
красный колобок
по платку катается,
людям усмехается. /Солнце

Что за лента без колес
протянулась средь берез,
через поле, через луг,
и на север, и на юг. /Река.


Что в году
четыре раза переодевается? /Земля.

Яркие, пахучие -
Ай-ай-ай! Колючие!/Розы


По округе славится
зеленая красавица.
Сарафан, как колокол,
до земли да волоком,
Шапочка с опушечкой,
острою макушечкой. /Ель
Хвост с узорами,
сапоги со шпорами.
Песни распевает,
время считает. /Петух



Приложение №2.
Добро, мир, свет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вода
Древо жизни

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Солнце [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Земля, поле [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Приложение №3.
1. Красный - это цвета огня, солнца, символ спасения. Он должен отпугивать злых духов, оберегать владельца от разных напастей. Вышивку делали разными оттенками красного: алым, вишнёвым, брусничным, кирпичным.
2. Часто вышивали и другими цветами. Чёрный – это цвет земли, обозначает плодородие. Синий - цвет неба и воды, оберегал от стихийных бедствий; зелёный - цвет жизни, защищал от ран.

Приложение №4.





Приложение №5.
25, 20, 16
16, 5, 15, 16, 14, 21
15, 6
17, 16, 5
19, 10, 13, 21,









20, 16
13, 6, 4, 12, 16
12, 16, 13, 13, 6, 12, 20, 10, 3, 21.





Шифр
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17



Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я


18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33











13PAGE 15






Отсканировано 08Отсканировано 08Добро, мир, светЗемля, почва, полеОтсканировано 08Отсканировано 08aђ Заголовок 1aђ Заголовок 215