Технологическая карта мастер-класса «Тряпичная кукла – ангел»
Технологическая карта мастер-класса «Тряпичная кукла – ангел» (в соответствии с ФГОС НОО)
учителя начальных классов Фастуновой Людмилы Викторовны
Тема занятия: « Тряпичная кукла - ангел».
Технология занятия: проект.
Методические приёмы: исследование, игра, практические действия.
Форма проведения: интегрированная.
Предварительная работа: знакомство с детьми, выяснение их круга интересов.
Цель:пробуждение интереса учащихся к русской народной культуре.
Образовательная задача: формировать представления об истории русского народа, возникновении народной куклы на Руси, их видов и назначении, изучить технологию изготовления тряпичной обереговой куклы – ангела.
Развивающая задача: развивать воображение средствами народного творчества.
Воспитательная задача: способствовать воспитанию глубокого чувства любви к своей Родине, ее истории; воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающим при работе в группе.
Формирование УУД:
Личностные действия:
ценить и принимать базовые ценности «моя Родина», «коллектив», «я как личность»;
уважение к истории и окружающим,
учебно-познавательный интерес к новому материалу,
самоанализ и самоконтроль результата,
формирование положительных нравственных качеств,
мотивированность.
Регулятивные действия:
принимать и сохранять учебную цель и задачу,
исследовать условия учебной задачи,
обсуждать предметные способы решения,
осуществлять пошаговый контроль по результату,
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
высказывать свои предположения на основе материала мастер-класса.
Познавательные действия:
уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций,
уметь добывать информацию из дополнительных источников,
ставить проблему и решать ее,
выявлять сущность, особенность объектов,
делать выводы на основе анализа объектов,
обобщать и классифицировать по признакам,
находить ответы на вопросы по представленной информации на слайдах презентации, наглядном материале, карточках.
Коммуникативные действия:
уметь работать в группе,
договариваться друг с другом,
участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении,
слушать и понимать других,
аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «тряпичная кукла», «кукла-скрутка», «оберег», «обряд».
Средства обучения:
Наглядные: слайдовая презентация, тряпичные куклы, раздаточный материал для работы в группах, карточки-помощники, музыкальная запись, оценочные листы.
Технические: ноутбук, мультимедийная приставка, экран.
№ Этап занятия Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегосяПрогнозируемые метапредметные и личностные результаты
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД
1 Постановка цели и задачи занятия. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи - Настрой на работу.
В сундучок я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть:
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
-Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идёт речь?
- Каких кукол мы встречаем на прилавках магазинов? Да, в основном продаются куклы производства Китая, Кореи, Америки, изготовленные из экологически вредных материалов. Дети просят своих мам купить Барби, Мокси, Монстр-Хай и других хорошо вам известных кукол. А хочется видеть игрушки, отражающие наши традиции, несущие в себе тепло души того, кто их сделал.
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьётся часто…
Прижми её к себе, увидишь - счастье
Из глаз струится, как у малыша…
Согрета человеческим теплом
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали…
Теперь она несёт тепло в твой дом…
- И сегодня я предлагаю вам стать юными мастерицами народной тряпичной куклы. Постараться вложить часть души и сердца в своё творчество.
Отгадывают загадку.
Ответ
Могут дополнить информацию педагога.
Высказывают собственное мнение, согласие на работу. - Выделять существенную информацию из текста загадки;
Выдвигать гипотезу и обосновывать её;
- Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
- Пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему.
- Слушать собеседника;
- Строить понятные для собеседника высказывания.
- Сотрудничество с учителем в беседе, строят понятные для собеседника высказывания.
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- Осуществлять взаимоконтроль.
Принимают и сохраняют учебную задачу. Действия смыслообразования:
-формирование учебной мотивации;
- осознанность учения и личная ответственность.
2 Совместное исследование проблемы Поиск решения учебной задачи - А вы знаете, когда и как появились куклы у нас на Руси?
- С давних времён в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой. У русских в игрушку вкладывали особый смысл. Характерной чертой кукол является то, что они были безлики. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.
Можно выделить три группы кукол: обереги, обрядовые и игровые куклы.
- Как вы думаете, какую куклу можно назвать игровой?
- Правильно, такую куклу делали из подручных материалов: платка, маленького коврика либо полотенца.
(Показ куклы) - звучит колыбельная (на глазах детей сворачивается кукла-скрутка).
Кукла - кулачник – Если покрутить палочку, на которой закреплена кукла, то ручки начнут вращаться, как бы биться.
- Как вы думаете, какие куклы можно назвать обрядовыми?
- Правильно. Куклы для проведения русских обрядов и народных праздников. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Например, соломенная кукла «Зима», которую сжигали, чтобы скорее пришла весна.
- Ещё обрядовыми куклами на Руси были:
Для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу - зерновушку или крупеничку. Делали её после сбора урожая. В основе куклы – мешочек с зёрнами, собранными с поля. Так же эту куклу женщина делала для того, чтобы у неё были дети.
Неразлучники – куклы для жениха и невесты. Изготавливали их подружки невесты.
- А вы знаете, какие куклы можно назвать оберегами?
- Правильно, от слова оберегать. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она оберегала человека, её так и назвали: оберег или берегиня. О куклах – оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.
Травница – кукла, сделанная из различных трав. Отдавалась больному, помогая ему скорее выздороветь.
Берегиня – такую куклу помещают в комнате так, чтобы она смотрела в глубину комнаты, а не на дверь и окно. Она защищала дом и его хозяев от всего злого и нехорошего.
- Скажите, а в наше время кого мы считаем для себя оберегом?
- Сегодня я предлагаю сделать тряпичную куклу – ангела, которая могла бы служить вам защитой и надеждой на свершение вашей мечты. Высказывания учащихся.
Предположение по формулировке определения.
Предположение по формулировке определения.
Предположение по формулировке определения.
Высказывания учащихся. - анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения;
- увидеть богатое историческое прошлое русского народа через предлагаемые объекты;
- пробудить желание для реализации творческого замысла занятия;
-уметь выделить существенную информацию. - осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий;
- выслушивают ответы собеседников, вступают в дискуссию;
- в непринужденной обстановке высказывают свое мнение;
- видеть объект исследования с позиции другого человека;
- умение донести в доступной форме свою мысль. - исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Действия самоопределения:
- опора на жизненный опыт;
формирование основ гражданской идентичности личности;
ценностно-нравственная ориентация.
3 Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта - Работать мы будем в группе, все вместе. - Вы знаете правила работы в группе?
- Давайте ещё раз повторим:
Уважай – не перебивай.
Слушай – запоминай.
Действуй – помогай.
- От каждого участника зависит аккуратность и красота будущих кукол – ангелов.
- Каждый из вас получает своё задание, а карточки-помощницы помогут вам правильно и последовательно выполнить работу (приложение 1).
- Наша кукла состоит из нескольких основных частей:
- попробуйте их определить.
Квадратный лоскут-туловище;
Шарик из ваты - голова;
Треугольник из ткани-крылья;
Проволока с бисером - украшение для головы ангела;
Поясок – для декорирования.
- Предлагаю вам заготовить все детали для наших кукол, разделив обязанности между собой.
- Ознакомьтесь внимательно каждый со своим заданием на карточке-помощнице и начинайте работу, а я вам, если нужно, помогу.
(Напоминаю о правилах техники безопасности во время работы с ножницами и оказываю необходимую индивидуальную помощь.)
Изготовление головы с прикреплением шпажки;
Изготовление крыльев – связка треугольников;
Нимб – нанизывание бисера на проволоку и скручивание;
Черновая нитка – по 10 см 2 шт. и 15 см – 1 шт. x 5;
Тесьма – 15 см.
Проговаривание основных правил работы в группе
Выбор работы по своему желанию
Определение основных частей тряпичной куклы
Выбор вида деятельности по своему желанию.Работа по технологической карточке
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- Осуществлять взаимоконтроль способов действий;
- фиксирует в графической модели выделенные связи и отношения;
- извлекать информацию из схем, иллюстраций;
- находить способы действий из наглядного и дополнительного материала.
- участвовать в коллективном обсуждении;
- уметь работать в группе по определенным правилам;
- договариваться друг с другом;
- уметь формулировать свое мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- планировать и координировать свою деятельность. - осуществляют самоконтроль;
- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-адекватно воспринимать оценку педагога.
Действия самоопределения:
- профессиональное;
Действия смыслообразования:
- сформированная учебная мотивация;
- осознанность учения и личная ответственность;
- адекватное реагирование на трудности;
Действия нравственно-этического оценивания:
- положительные нравственные качества (трудолюбие, аккуратность, сдержанность и т.д.)
- адекватное взаимооценивание способов действий
4 Конструирование нового способа действия Построение ориентированной основы нового способа действия - Теперь свои заготовки мы объединим и каждый возьмёт себе нужные для изготовления куклы.
- В середину квадрата из ткани положить шарик из ваты. Свернуть ткань, совместив противоположные углы.
- Теперь мы выделим голову. Для этого ниткой перевяжем ту часть, где у нас вата.
- Затем, перекрещивая на спине и впереди, обматываем ниткой зону талии. А так же делаем по несколько витков по плечам. Формируем из углов руки.
- Затем из второго кусочка ткани формируем крылья и крепим их к туловищу с помощью обматывания нитью.
Последовательное выполнение действий совместно с педагогом - выполнение последовательных действий по предложенному алгоритму;
- выстраивают последовательность действий ;-извлекают информацию из схем;
-формировать умение слушать и применять в личных способах действий; - осуществляют самоконтроль;
- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-адекватно воспринимать оценку педагога.
Действия самоопределения:
- профессиональное;
Действия смыслообразования:
- сформированная учебная мотивация;
- осознанность учения и личная ответственность;
- адекватное реагирование на трудности;
Действия нравственно-этического оценивания:
- положительные нравственные качества (трудолюбие, аккуратность, сдержанность и т.д.)
- адекватное взаимооценивание способов действий
5 Переход к этапу решения частных задач Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия Декорирование и украшение тряпичной куклы.
- По своему желанию вы можете преобразить свою куклу, украсив ее с помощью палеток, бисера, ленточек. Декорирование куклы - самостоятельное составление узора для украшения
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий - формирование собственного мнения и позиции - осуществлять самоконтроль
-саморегуляцияДействия смыслообразования:
- сформированная учебная мотивация;
- осознанность учения и личная ответственность;
- адекватное реагирование на трудности;
Действия нравственно-этического оценивания:
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
6 Применение общего способа действия для решения частных задач Коррекция отработки способа действия, применения его вне занятия - Сегодня вы познакомились с историей тряпичной куклы и технологией изготовления одной из таких кукол. А как вы думаете, эта тема будет интересна вашим друзьям, одноклассникам?
- Смогли бы вы провести теперь такой мастер-класс самостоятельно?
- Для чего может служить эта кукла? Ответы учащихся - применяет новый способ деятельности;
- структурирование способа деятельности;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - строят рассуждения, понятные для собеседника;
- использовать свою речь для регуляции своего действия - самопроверка
- отрабатывают способ действия в целом Действия самоопределения:
- жизненное;
Действия нравственно-этического оценивания:
- положительные нравственные качества (взаимоуважение, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается)
- адекватное взаимооценивание способов действий
7 Контроль на этапе окончания темы Контроль конечного результата. деятельности А теперь я попрошу оценить свою работу по таким линеечкам успеха.
Я тоже оценила нашу работу, и мной увиденный результат выглядит так: (показ линеечки). Спасибо большое за совместное творчество, вашу открытость и доброжелательность.
На обратной стороне я написала для вас свою электронную почту. Я очень бы хотела получить от вас отзывы и фотографии ваших мастер-классов по изготовлению обереговых кукол.
Хочу пожелать вам удачи и счастья. Пусть хранит вас ваш ангел-хранитель. До новых встреч! Оценка деятельности с помощью оценочных листов Анализируют, контролируют и оценивают результат Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по конечному результату Действия самоопределения:
- личностные (самопознание, самооценка)
Действия нравственно-этического оценивания:
- знание основных моральных норм;
-формирование моральной самооценки.