Горизонт. Стороны горизонта 1 класс
Тема. Горизонт. Определение сторон горизонта. Безопасность на воде.
Цели урока: формирование понятия горизонт, научить определять стороны света; определять местоположение; учить использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
- Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы. - Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.
Оборудование: презентация, карандаши, учебник, листочки
Ход урока
Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
Настроение каково? Во!
И я такого мнения и все без исключения.
Улыбнитесь друг другу и мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас на уроке, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
Активизируем свои мыслительные способности: разотрём ушные раковины, разотрём ладошки.
2. Наблюдение за погодой
-Скажите, какое сейчас время года? А как это слово звучит на казахском языке?- Перечисли осенние месяцы по порядку.-Как называется 2 месяц осени? А как по-английски??-Какое сегодня число?-Какой день недели?
- Составь из букв слово ПОГОДА (в парах).
-Как вы понимаете значение слова погода? (чтение с карточки) Погода- это состояние температуры воздуха ,облачности, осадков, ветра в данной местности в определённое время.
Игра «Продолжи фразу» (хором)
То тёплая, то……..(холодная)
То тихая, то……….( ветреная)
То ясная, то………(пасмурная)
То сухая,то………(дождливая)
-Давайте попробуем охарактеризовать сегодняшний день: - Был ли на улице ветер, когда вы шли в школу? ( Да. Северо-восточный.)
Каким условным обозначением изображается ветер? (стрелочка)
-А были ли сегодня осадки? В виде чего?(в виде снега)
- Придумай свой вопрос о погоде. С помощью какого условного обозначения можно показать снег? ( с помощью звёздочки)- Какую температура воздуха? (минус 12)
-А это тепло или холодно?
-А какая погода нравится вам? Почему? Метеоролог- специалист по погоде, наблюдатель, исследователь атмосферных наблюдений. Занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов. Возможно, кто-то из вас и станет таким специалистом, но для этого нам нужны знания. Особенно по познанию мира. А откуда мы можем получать знания??? (от педагогов, у друг друга ,из книг, из интернета)
3.Развитие мотивации.
О чём "Познание мира” нам расскажет?
О берёзах и морозах,
О хлебах и о лугах,
О зверюшках и покосах,
И о птицах, о цветах.
Почему снег летает,
Полежит, а после тает?
Расскажет он про всё на свете,
Что происходит на планете.
-Так о чем же мы сегодня будем говорить попробуйте догадаться???
-Зачеркни повторяющиеся буквы ППСККЗООЮ.
-Какие буквы остались? Кто догадался , что они обозначают ?
4. Подведение к теме урока
Отгадайте загадку
Он и летом и зимой.
Между небом и землёй –
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (горизонт)
Тема урока « Горизонт»
Итак, сегодня на уроке нам нужно ответить на следующие вопросы:
- Что же такое горизонт?
- Что такое линия горизонта?
- Какие стороны имеет горизонт?
5. Работа по теме урока
А) сегодня мне помогут объяснить новый материал наши ученики. (Арина К, Оля, Анна С. и Егор). Рассказ учителя и учащихся (сопровождается презентацией)
- Давайте ответим на первый вопрос.
Что же такое горизонт? (читает учитель)
Арина. Горизонт – это видимое вокруг тебя пространство. Это слово нерусское,оно пришло из греческого языка и значило «намечать границу»
Что же такое линия горизонта?(читает учитель)
Оля.Линия горизонта – это линия, соединяющая небо и землю.
Анна.- Какие стороны имеет горизонт?
В мире ест четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти - страны света,
Ну, а дом их - вся планета.
Учитель. Их обозначают начальными буквами : север-с, юг-ю, восток-в. запад-з.
Егор.Человек может определить стороны горизонта при помощи компаса, но компас не всегда под рукой у человека, его помощником может стать и природа.
Например, вход в муравейник находится с южной стороны, раньше начинает спеть ягода с южной стороны.
Чтоб не заблудиться в городе или в лесу нам с вами нужно уметь ориентироваться в пространстве, нам нужно быть наблюдательными и запоминать необычные места, например самые высокие здания, телевышку.
Вывод : Ребята надо быть наблюдательными и внимательными, потому что это может спасти нашу жизнь.
Б) Работа с учебником.
1) Прочитать текст сильными учащимися.
2) Придумать свой вопрос к тексту. Задать однокласснику.
Физминутка про стороны горизонта.(солнышко на доске. встать спиной к солнцу) Левой рукой!!!
3) Дифференцированные задания.
А)напиши основные стороны горизонта (друг другу)
Б)Подпиши основные стороны горизонта
В)Задание на «Определение сторон горизонта по солнцу» Вставь пропущенные слова (в полдень встать спиной к солнцу. Твоя тень указывает на …….север. Сзади …. юг, справа-….восток, слева-……запад) Оценка работы пары по критериям.
Проверка-(хлопки) Критерии : 0 ошибок-вверх, 1 ошибка- вбок, 2 и больше – вниз.
Формативное оценивание сигнал рукой по критериям.
7. Подведение итогов урока. Есть такая пословица. «Одна голова хорошо, а две лучше». Давайте попробуйте вместе выполнить практические задания.
Практические ситуации в парах.
1 ряд - В лес вы пошли от города на юг. В каком направлении вы должен возвращаться обратно?
2 ряд- Ребята отправились в поход. Путь их лежал на восток. Как они могут определить направление движения к дому? Какое это направление?
3 ряд - Какая сторона стен зданий, заборов подсыхает быстрее после дождя? Почему?
8.Рефлексия
- Ребята, в начале урока, я брала буквы. Что они обозначают?
С – север, Ю – юг, З – запад
- Какой части света не хватает? Почему люди стараются побывать летом на юге? Едут к морю. Какие правила поведения на воде мы должны помнить?
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ(можно хлопками) , а я убираю лишнее.
Памятку купальщика раздать.Составили устно.
- когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые;- нельзя играть в тех местах, откуда можно упасть в воду;- не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо;- не ныряй в незнакомых местах;- не заплывай за буйки;- нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;- не устраивай в воде игр, связанных с захватами;- нельзя плавать на надувных матрасах и камерах (если плохо плаваешь);- не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;- если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;- необходимо уметь правильно управлять своими возможностями.
Наш урок подошёл к концу. Я хочу чтобы вы ответили на вопросы.
Я узнал… Мне больше всего понравилось…. Меня удивило….
Домашнее задание творческое . Проведите линию горизонта. И нарисуйте рисунок, связанный с сегодняшней темой урока.
Рефлексия. Вы видите два цветочка. Кому урок понравился и всё было понятно прикрепите стикер к нему, второй цветочек- было трудно, непонятно- тогда стикер сюда. Если у вас сегодня что-то не получилось, то не отчаивайтесь. В следующий раз всё обязательно получится.