«Воспитание и развитие личности в условиях модернизации системы дополнительного образования»

Выступление на областной августовской конференции
по теме «Воспитание и развитие личности в условиях модернизации системы дополнительного образования»
Н. Зеленкевич
Зав .методическим отделом

В течение длительного времени задача развития творческих способностей детей не занимала должного места в комплексе задач, решаемых системой образования. Сейчас актуальность этой проблемы признана всем обществом.
Сегодня дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном казахстанском обществе. Ведь именно в условиях дополнительного образования меняются составляющие личностного роста ребенка: улучшается способность общения, снижается межличностное напряжение и страх одиночества, происходит позитивный контакт с окружающими людьми, изменение жизненных приоритетов и целей.
Идя по пути модернизации образовательной сферы педагогический коллектив образовательно-досугового комплекса «Кайнар», пересмотрев подходы к организации образовательно-воспитательного процесса, выработал свою определенную концепцию деятельности, чтобы своевременно адаптироваться на новое понимание результатов образования.
Непременными признаками качественного функционирования нашего предприятия стали открытость, гуманность, самоорганизация, прочность связей с окружающей социокультурной средой.
Позвольте, уважаемые коллеги, акцентировать ваше внимание на некоторых успешных аспектах воспитания и развития личности в условиях модернизации дополнительного образования. Одним из основных является увеличение охвата детей дополнительным образованием. Для этого в отдаленных микрорайонах города, в сельской местности на базе школ открыты 8 филиалов ОДК «Кайнар» технического, военно-спортивного направления, студии изобразительного творчества, кроме этого у нас функционируют плавательный бассейн, скалодром и 14 дворовых клубов по месту жительства в микрорайонах города.
Все это позволило нам увеличить число занятых детей и подростков дополнительным образованием и создать условия для их организованного досуга.
Одним из самых значимых аспектов для нашего педагогического коллектива является повышение профессионального мастерства. Мы широко используем нестандартные формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов: тьюторство, коллоквиумы, панельные сессии, тренинги, установочные сессии. Это позволило нам выйти на новый качественный уровень развития дополнительного образования.
Не менее важным аспектом мы считаем обновление содержания дополнительного образования и повышение качества реализуемых проектов и программ. Всего в ОДК «Кайнар» реализуется 23 образовательных программы и проекта. Каждая программа способствует достижению воспитанниками определенного уровня образованности – от простой информированности и эрудиции до функциональной грамотности и компетентности. Так социально-педагогический проект по развитию правовой грамотности школьников в условиях дополнительного образования стал призером республиканского конкурса «Методический вернисаж» в номинации «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса».
В ОДК «Кайнар» создана определенная система по оказанию методического сервиса всем субъектам воспитательного процесса учреждений образования города и села по следующим направлениям: военно-патриотическое, правовое, спортивное, здоровый образ жизни, развитие детского движения, работа по месту жительства, социально-психологическая работа, дополнительное образование.
Особый стиль нашему учреждению придают давние и новые традиции: присвоение звания «Звезда Кайнара» лучшим воспитанникам, вручение «Талисмана детства» родителям, по итогам года вручение педагогам символа мастерства «Педагогического Оскара».
Свой практический опыт мы неоднократно позиционировали на областном и республиканском уровнях и получили статус «Лучшее учреждение дополнительного образования» в республике. Только в 2015 году кайнаровцы приняли участие в 39 международных, республиканских, региональных, областных конкурсах и в 29 из них заняли призовые места.
Воспитание и развитие личности в условиях модернизации системы дополнительного образования осуществляется нами также через проектную деятельность. Мы широко практикуем участие детей, их родителей, педагогов в реализации целевых проектов.
В рамках выполнения городской программы «Лето – 2015» стартовал этно-проект «Шіркін life». Его участниками стали: дети и подростки, педагоги школ, национально-культурные центры «Дома дружбы», депутаты городского маслихата, меценаты, родители.
В программе реализации проекта проведены интересные, увлекательные и красочные мероприятия. Аккордным мероприятием стала работа этно – деревни «Нaрлы ауыл», которая расположилась на площади ОДК «Кайнар» и состояла из семи представительств народных центров: корейская пагода, украинская хата, русская изба, казахская и татарская юрты, чеченская башня и немецкий фахверк.
Более 1500 детей и подростков вживались в культуру и бытом народов Республики Казахстан. Невозможно передать восторг детей от происходящего, горящие глаза и улыбки стали лучшим подтверждением значимости проекта.
Ярким примером поиска путей обновления содержания работы с родительской общественностью стало открытие в 2013 году на базе образовательно-досугового комплекса «Кайнар «Центра семейного воспитания», созданного по инициативе Института Семейного Воспитания г.Астаны при поддержке МОН РК.
Центром семейного воспитания «Жануя» реализуется целевой проект по развитию социального партнерства с родительской общественностью. Так в рамках реализации данного проекта для детей и их родителей организован цикл встреч в этно - клубе «Назерке» с участием национального центра «Ата-мура» и Лиги мусульманских женщин.
Начата работа Школа молодой семьи, планируется открытие Клуба семейного досуга. Одним из результативных, на наш взгляд, является программа «Академия семейного воспитания», включающая цикл мероприятий для родителей: семинары-практикумы, тренинги, консультации, ролевые ситуативные игры, направленные на улучшение взаимоотношений в семье, повышение правовой грамотности и профилактику правонарушений Обучение ведут психологи-консультанты, имеющие сертификаты Института Семейного Воспитания г.Астаны.
Одним из самых значимых является программа «Ребенок – золотой фонд семьи, которая помогает родителям осознать уникальность своего ребенка и поддержать его способности и стремление к саморазвитию. В рамках проекта мы провели IV молодежные Дельфийские игры, в которых приняли участие более тысячи школьников. Разыграно 70 комплектов медалей.
По инициативе Центра семейного воспитания впервые в нашем городе проведен творческий марафон-эстафета «Гимн семье», в котором приняло участие 107 семей экибастузского региона по восьми творческим номинациям. Сорок три семьи получили памятные призы. Таким образом, развитие деятельности Центра семейного воспитания - это прямое подтверждение мобильности и гибкости системы дополнительного образования.
Еще одной продуктивной формой развития личности детей, формирования у них лидерских качеств и социально - значимых инициатив, является детско-юношеское движение «Жас Улан», рост численности которого имеет постоянную положительную динамику. Лидеры выступают организаторами городских акций «Экибастуз-город юных лидеров», «Мы равноправные граждане независимого Казахстана»; проведения диалоговых площадок, саммитов, флеш-мобов и фестивалей. В мае 2015 года cостоялся V Курултай - высший форум детско-юношеского движения экибастузского региона.
С целью модернизации управления деятельностью таким многопрофильным учреждением, каким является «Кайнар», у нас разработан и реализуется проект «Управление. Сотрудничество и комфортность», который направлен на поддержку делового тонуса коллектива, помощь в реализации планов, исправление ошибок, преодоление трудностей. Также открывает путь к поиску, инициативе, творчеству педагогов. В результате реализации проекта снижается уровень эмоционального выгорания педагогов, повышается уровень комфортности.
Эффективность системы работы комплекса «Кайнар» в современных условиях заключается в преемственности основного и дополнительного образования, актуализации индивидуальных потребностей ребенка, создании ситуации успеха. Мы уверены, что реализация вышеперечисленных аспектов расширяет компетенции наших воспитанников, помогает им адаптироваться к жизни в современных условиях.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15