Урок Повелительное наклонение глагола. 6 класс
Повелительное наклонение глагола (6 класс)
Цели: понятие о повелительном наклонении, значение, изменение форм; понятие об образовании повелительного наклонения глагола; совершенствование навыков и умений анализа текста с этнокультурным содержанием.
Задачи: изучить значение глаголов повелительного наклонения; способы образования повелительного наклонения глагола; научиться находить глаголы повелительного наклонения в тексте, образовывать повелительное наклонение глагола; совершенствовать умения анализировать текст; объяснить изученные пунктуационные правила.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайд – презентация, текст стихотворения Я.Златунина «Чатхан».
Ход урока
I. Повторение материала предыдущего урока.II. Объяснение нового материала.
Учитель. Подберите однокоренные слова к слову «повелительное» (повелитель, повелеть, повелевать, повеление, веление и др.). Прочитайте правило в учебнике на стр. 204, сравните с правилом, данным в «Учебном пособии по русскому (неродному) языку. Русский глагол. 5-9 классы» Е.А.Быстровой на стр.62. Запишите значения форм повелительного наклонения с примерами из Упр. 397.
Познакомьтесь с таблицей, в которой показано, как образуется повелительное наклонение глагола, стр.204-205. Подготовьте объяснение нового материала в группе, подберите примеры из известных художественных произведений:
1.…Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи в лесу… С.Есенин2….Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою». С.ЕсенинИ другие примеры.
III. Закрепление.
Учитель. Прочитайте стихотворение Ярослава Златунина (поэта, живущего в Хакасии) «Чатхан» (хакасский национальный инструмент):
Пускай, меняясь, блёкнут луны.
И набирают силу дни.
Пускай звенят
Все наши струны
И ты по-прежнему звени!
Звени, чатхан, степно, упруго,
Согрей негаснущим огнем.
Поговори
Со мной, как с другом,
О задушевном, дорогом…
Звени, чатхан!..
Расправь мне крылья,
Развей косноязычья дым:
Чтобы, мужая,
Воспарил я,
Объятый рокотом твоим.
1. Что вы знаете о русских и хакасских национальных инструментах?
Гусли – древнейший струнно-щипковый музыкальный инструмент. Старинные гусли представляли собой деревянный плоский ящик с несколькими жильными струнами. Обычно гусли сопровождали пение сказителей былин.
Чатхан – один из древнейших струнно-щипковых национальных музыкальных инструментов, известных в быту тюркских, монгольских и других народов под названием ятаг, ятага, ятхан, ятха и др. Главная причина живучести чатхана в его неразрывной связи с гортанным пением (хаем). Без гортанного пения немыслимо исполнение хайджи ведущего жанра хакасского фольклора – героических сказаний.
Обратите внимание на авторское слово «степно»? Как вы думаете, как оно образовано?
Объясните постановку знаков препинания в предложениях «Звени, чатхан, степно, упруго, Согрей негаснущим огнем» и «Звени, чатхан!..».
Выпишите из стихотворения «Чатхан» глаголы повелительного наклонения, расскажите, как они образованы. Графически обозначьте суффиксы и окончания глаголов.
2. Продолжите строчку, добавив еще 5 примеров слов того же типа.
Меч, врач…
Туч, рощ…
Хорош, могуч…
Сплошь, вскачь…
Беречь, жечь…
Говоришь, читаешь…
Режь, умножь…
Встаньте, сядьте…
Приготовься, познакомься…
Какое отношение имеют эти слова к изучаемой теме? Какие примеры связаны только с ней?
3. Распределите данные предложения по трем группам: 1) с глаголами изъявительного наклонения; 2) с глаголами условного наклонения; 3) с глаголами повелительного наклонения.
Вы, отроки-други, возьмите коня (Пушкин.)
Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их. (Пушкин.)
Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой. (Грибоедов.)
Труд кормит, а лень портит. (Пословица.)
Поздней осенью скворцы отлетают на юг. (Соколов – Микитов.)
Идти дождю стрелами с Дону великого. (Слово о полку Игореве.)
4. Составьте рекомендации на одну из предложенных тем: «Как поставить палатку», «Как пришить пуговицу», «Как приготовить салат».
Домашнее задание
Придумайте грамматическую сказку «Наклонение, привыкшее повелевать» или упр. 223 с.132 в Рабочей тетради.