Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Форма творительного падежа единственного числа имён существительных».


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 «Петушок» с. Чапланово муниципального образования «Холмский городской округ»
КОНСПЕКТ
занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Форма творительного падежа единственного числа имён существительных».
Учитель – логопед: Клочкова Е. Н.

с.Чапланово 2014 г.
Тема занятия: Форма творительного падежа единственного числа имён существительных.
Цели занятия: Упражнять детей в правильном употреблении данной формы; закреплять навык составления простых предложений с предлагаемыми словосочетаниями ; закреплять знания детей по темам: «Домашние животные» и «Семья»; воспитывать доброе и внимательное отношение к родным, стремление помогать им , а так же любовь к животным.
Оборудование: фланелеграф, макет трёхэтажного дома, изображения членов семьи ( мама ,папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик ), животных ( кошка, собака, черепаха, птичка, корова, курица, утка ),и их корме ( сено, мясо, молоко, червяк, яблоко, зерно).
Ход занятия:
Организационный момент.
Каждый ребёнок, участвующий в занятии отвечает на вопросы: С кем ты сидишь? За кем ты сидишь?
Употребление формы творительного падежа без предлогов и с предлогами с, под, за.
Логопед ( далее Л.)предлагает детям выслушать рассказ «Дружная семья», который сопровождается показом предметных картинок: мальчик Петя, его сестра Таня, их мама, папа, бабушка, дедушка.
Л. Представляет каждого из членов семьи, затем начинает рассказ.
« В одной деревне живет дружная семья. Кто это? ( Показывает мальчика. Дети отвечают: «Мальчик Петя», логопед ставит фигурку на фланелеграф . ) С кем живёт мальчик Петя? (Л. показывает по одной фигурке, и после того как получает ответ «с мамой, с папой» и т.д., последовательно выставляет их на фланелеграфе в ряд. ) Взрослые работают. Угадайте кем работает мама? папа? бабушка, дедушка? Угадайтекем мечтает (хочет) стать Петя? Таня? ( Дети угадывают названия профессий – врача, шофёра, повара, художника, клоуна, космонавта – с опорой на изображение атрибутов этих профессий. Ответы дети могут давать как одним словом, например, поваром, так и целым предложением: Бабушка работает поваром.) Однажды они всей семьёй поехали отдыхать . В доме отдыха их поселили в три отдельные комнаты на разных этажах». ( Л. ставит макет трёхэтажного дома , «поселяет» на 1-м этаже бабушку и дедушку, на 2-м этаже - детей и на 3-м их родителей.)
Затем организуется беседа, в которой ставятся вопросы, требующие при ответах использования творительного падежа: « С кем жила бабушка?» ( С дедушкой. ), «С кем жил дедушка?» ( С бабушкой.), «Под кем они жили?» ( Под Петей и Таней. ) и т.д.
Составление предложений с опорой на предметные картинки и вопросы.
Л. продолжает рассказ:
« в этой семье любят животных. В доме живут кошка, собака, черепаха и птичка. В сарае живут корова, куры и утки ( по ходу рассказа на фланелеграф выставляются изображения перечисляемых животных и различный «корм»: мясо, молоко, сено, червяк, зерно, яблоко). И все члены семьи ухаживают за животными. За кем ухаживает Таня? ( фигурка девочки ставится на фланелеграф возле кошки: «Таня ухаживает за кошкой»). За кем ухаживает бабушка? ( И т.д. )Угадайте чем они кормят животных? ( Ребёнок находит соответствующий «корм» ставит его на фланелеграф, например, блюдечко с молоком - рядом с Таней и кошкой. На вопрос: «Чем Таня поит кошку?» - отвечает: «Таня поит кошку молоком.» И т.д.)По сюжетным картинкам составляются предложения:
Мама с бабушкой готовят обед.
Дедушка с Таней сажают дерево.
Папа с Петей ловят рыбу.
Петя с Таней убирают комнату.
Физкультурная минутка. Игра « Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».
Дети парами выходят к столу и молча изображают разные действия.
Л. обращаясь к детям, спрашивает: « Что делали Лена с Колей?» Ответ: «Лена с Колей пилили дрова» и т.п.
Составление предложений по воображению.
Л. предлагает детям придумать, что могут делать вместе бабушка с мамой( мама с Таней и т.д.)
Л. заканчивает занятие, на котором был использован сюжет о семье:
« Самое главное – быть дружными. Почему эта семья живёт дружно? ( Все уважают, любят друг друга, помогают друг другу.) А как вы дома помогаете взрослым? Расскажите».
По ходу беседы Л. обращается к детям с вопросом чем? Получив ответ, например: «Я помогаю маме гладить бельё», - он спрашивает: «Чем?» - «Утюгом».
Вопросы могут быть такие: «Кто помогает маме гладить? Чем? Кто подметает пол? Чем? Кто вытирает пыль? Чем?» И т.п.