Рабочая программа по русскому языку 4 класс, автор Л.М.Зеленина


Пояснительная записка
Программа по предмету «Русский язык»(базовый уровень) составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык. 1-4 классы», М: Просвещение, 2011г. и в соответствии с образовательной программой ФГКОУ СОШ № 135 на 2014-2015 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к русскому языку. Требованиями образовательной программы по русскому языку в 4 классе предусмотрены обязательная лексическая и этимологическая работа со словом, текстом, развитие орфографической зоркости, самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по опорным материалам.
Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.
Данная программа направлена:
на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
на познание окружающего мира и самого себя.
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастностик сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению.
Количество часов: всего-170 часов, в неделю-5 часов;
Форма организации учебных занятий -классно-урочная система.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: проблемно-поисковый,объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
Используемые технологии:
Технология «Обучение в сотрудничестве»,технология разноуровневого и дифференцированного обучения, игровые технологии обучения, здоровьесберегающие технологии, исследовательские технологии (проблемно-поисковые)
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. -М.: Просвещение. 2013.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
- признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;
- признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;
- термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
- признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;
- морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;
- признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;
- правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;
- признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения
Различать и сравнивать:
- простое и сложное предложение;
- главные и второстепенные члены предложения;
- лексико-грамматические признаки изученных частей речи;
- типы склонения имён существительных (1, 2, 3 –е), типы спряжения глаголов (I и II)
Решать практические учебные задачи:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);
- правильно писать – тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Слова с непроверяемыми написаниями
Требования к планируемым результатам изучения предмета:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ; формирование отношения к родному русскому языку как духовной, культурно- исторической ценности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания  чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками  в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений  о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
- умение ориентироваться в целях , задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные  языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- умение находить, сравнивать, классифицировать , характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов.
- потребность и способность к итоговому самоконтролю , умение проверять написанное
Основное содержание
Синтаксис и пунктуация (30 часов)
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Составление нескольких предложений, объединённых одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, также предложений с однородными членами.
Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.
Имя существительное (40 часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имён существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные. Основные типы склонения имён существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний существительных.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Предлоги с именами существительными, стоящими в разных падежах.
Составление предложений с существительными в определённом падеже, различение в предложениях именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.
Имя прилагательное (25 часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами.
Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.
Склонение имён прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.Прилагательное как член предложения.
Употребление в речи прилагательных. Составление предложений с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.
Личные местоимения (7 часов)
Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.
Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
Личные местоимения как члены предложения.
Употребление в речи личных местоимений. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.
Глагол (45 часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Неопределённая форма глагола.
Время глагола, изменение по лицам и числам.
1 и 2 спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Способы проверки.
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глагол как член предложения.
Особенности употребления в речи глаголов.
Сравнение выразительности глаголов с другими частями речи.
Составление предложений с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах
Наречие (3 часа)
Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Правописание суффиксов -о, -а в наречиях.
Наречие как член предложения.
Употребление в речи наречий.
Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (25 часов)
Слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, валенки, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, земляника, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, картофель, килограмм, класс, колесо, коллектив, командир, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костёр, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, собака, солома, сорока, союз, собака, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, тепловоз, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйство, хлебороб, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психологические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что "стандарт выполнен".
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в четвертом классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся "методом сложения", при этом котором фокусируется достижение опорного уровня и его превышение.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдения учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированныхконтрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты(объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оцениванииписьменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка
( например, если ученик дважды написал в слове "песок" вместо "е" букву "и");
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
-ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы "т" вместо "д" в слове "лошадка" и буквы "с" вместо"з" в слове " повозка");
-при трёх поправках оценка снижается на 1 балл
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, "картофель");
- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написано одно и те же слово.
Ошибками в диктанте(изложении) не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующихклассах не изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов;
-неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
-отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5»- ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т.п.);
«4» - ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается по одному исправлению любого характера;
«3» -ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационные, б) 4 орфографических и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера;
«2» - ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьёзных отклонений от норм каллиграфии;
«1» - ставится за диктант, в котором допущено 8 орфографических (фонетико-графических) ошибок
Грамматическое задание
«5»- ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4»-ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3»- ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2»- ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1»- ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания
Изложение
«5»- правильно и последовательно воспроизведён авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления;
«4»- незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления;
«3»- имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух- трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления;
«2»- имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений
Сочинение
«5»- логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления;
«4»- незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления;
«3»- имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления;
«2»- имеются значительные отступления от темы, пропуск влажных эпизодов, главной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок и 3-5 исправлений
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за«контрольные» изложения и сочинения.
Проверка и оценка устных ответов
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила;умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
«5»- ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи. «4» - ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
«3»- ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.«2» - ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
«1» - ставится, если ученик обнаруживает полное незнание изученного материала.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
4 класс ( 175 часов, 5 часов в неделю )
Номера уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) Плановые сроки прохождения Скорректирован-ные сроки прохождения
Главные и второстепенные члены предложения ( 9 часов )
1 Предложения разные по цели высказывания. Подлежащее и сказуемое Устанавливать связь слов в предложении; выделять главные члены предложения.
Определять грамматическую основу предложений; сравнивать и различать распространённые и нераспространённые предложения; умение работать с текстом, определять главную мысль, озаглавливать
Выделять второстепенные члены пред-ложения (дополнение, определение, обстоятельство); определять термин «обстоятельство», соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, находить обстоятельство в предложении
Выделять второстепенные члены пред-ложения (дополнение, определение, обстоятельство); определять термин «определение», соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, находить определение в предложении
Составлять предложения, используя образные выражения и фразеологические обороты; работать в паре; обсуждать смысл учебной задачи (вести диалог) и подготавливать свой вариант выполнения задания, оценивать полученные результаты
Выделять второстепенные члены пред-ложения (дополнение, определение, обстоятельство); определять термин «дополнение», соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, находить дополнение в предложении по вопросам; разбирать предложение по членам предложения с использованием изученных терминов 01.09.14-05.09.14 2 Грамматическая основа предложения. 3 Обстоятельство- второстепенный член предложения 4 Обстоятельство- второстепенный член предложения. Закрепление 5 Второстепенные члены предложения. Определение 6 Работа с текстом: текст-описание, текст-повествова-ние08.09.14-12.09.14 7 Дополнение - второстепенный член предложения 8 Дополнение - второстепенный член предложения. Закрепление 9 Входной диагностический диктант №1 «Семья аистов» с грамматическим заданием Умение писать под диктовку в соответствии с изученными правилами; умение применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе; разбирать предложение по членам предложения с использованием изученных терминов Однородные члены предложения ( 10 часов )
10 Работа над ошибками. Однородные подлежащие. Однородные сказуемые Наблюдать (анализировать) и устанав-ливать: могут ли быть предложения, в которых при одном сказуемом два или несколько подлежащих, а при одном подлежащем несколько сказуемых; формулировать выводы по результатам наблюдений с использованием терминов: «однородные подлежащие», «однородные сказуемые» 08.09.14-12.09.14 11 Разбор предложения по составу. Способы соединения в предложении однородных подлежащих и однородных сказуемых Сравнивать и различать распростра-нённые предложения и нераспростра-нённые предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми; разбирать по членам предложения распространённые и нераспространённые предложения с однородными членами и без них 15.09.14-19.09.14 12 Интонация произношения предложений с однородными подлежащими и однород-ными сказуемыми Составлять предложения с однородными подлежащими и однородными сказуе- мыми, редактировать тексты
13 Знаки препинания между однородными подлежащими и однородными сказуемыми, соединёнными союзами а, и, но или без союзов Наблюдать, как соединяются однородные подлежащие и однородные сказуемые в предложении (с помощью союзов и, а, но или без союзов); формулировать правило расстановки знаков препинания при однородных подлежащих и однородных сказуемых
14 Знаки препинания между однородными подлежащими и однородными сказуемыми, соединёнными союзами а, и, но или без союзов. Закрепление 15 Утвердительные и отрицательные предложения Слушать, как произносятся предложения с однородными членами, и объяснять особенности произнесения этих предложений; наблюдать за тем, как в письменной речи показывается интонация перечисления в предложениях с однородными членами 16 Однородные дополнения Наблюдать за предложениями и устанав-ливать, могут ли быть однородными второстепенные члены предложения; умение характеризовать однородные дополнения; анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации 22.09.14-26.09.14 17 Однородные обстоятельства Характеризовать однородные обстоятель-ства; анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации 18 Знаки препинания в пред-ложениях с однородными подлежащими, однородными сказуемыми, однородными дополнениями, однородными обстоятельствами Использовать термины: «однородные подлежащие», «однородные сказуемые», «однородные второстепенные члены предложения»; формулировать правило расстановки знаков препинания в предложениях с однородными второстепенными членами предложения; применять на практике полученные знания о расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными с помощью союзов и без союзов 19 Однородные определения. Работа над текстом: состав-ление рассказа по рисунку Применять на практике полученные знания о расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными с помощью союзов и без союзов; составлять предложения с использованием однородных членов предложения в зависимости от речевой ситуации (контекста); работать в паре, озаглавливать текст Простые и сложные предложения (5 часов)
20 Простые и сложные предложения Наблюдать и устанавливать, может ли быть в предложении две или более грамматические основы; различать простые и сложные предложения с использованием термина «грамматическая основа предложения»; устанавливать, как соединяются простые предложения в составе сложного (с помощью союзов или без союзов)
22.09.14-26.09.14 21 Сложное предложение и простое предложение с одно-родными главными членами предложения. Знаки препинания в сложных предложениях Устанавливать алгоритм действий при определении состава предложения (простое, сложное); наблюдать за расстановкой знаков препинания в сложных предложениях (с союзами и без союзов) 29.09.14-03.10.14 22 Интонационно-звуковое оформление сложного предложения. «Проверим себя и оценим свои достижения» Формулировать вывод о знаках препинания в сложных предложениях; применять полученные знания в практической деятельности при работе с готовыми текстами, при самостоятельном составлении текстов 23 Закрепление знаний учащихся по теме: «Простые и сложные предложения» Закреплять умение применять правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях; закреплять умение расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях 24 Контрольное списывание №1 Записывать безошибочно текст с изученными орфограммами; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Прямая речь ( 4 часа )
25 Работа над ошибками. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания при прямой речи Выделять в тексте предложения с прямой речью; анализировать строение предложений с прямой речью (выделять прямую речь и слова автора) 29.09.14-03.10.14 26 Интонационное оформление предложений с прямой речью. Правила расстановки знаков препинания при прямой речи Характеризовать оформление на письме предложений с прямой речью; формулировать вывод по результатам наблюдений;
произносить, интонационно выделяя прямую речь и слова автора, и записывать предложения с прямой речью 06.10.14-10.10.14 27 Обобщение знаний учащихся о правилах расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью;
применять полученные знания в практической деятельности при расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью 28 Диктант №2 по теме «Предложение» Применять изученные правила орфографии и пунктуации в диктанте Обращение ( 2 часа )
29 Работа над ошибками. Обращение и прямая речь. Интонация в предложениях с обращением. Знаки препинания при обращении Выделять предложения с прямой речью;
выделять в предложении слово, которое называет того, к кому обращаются с речью; наблюдать за расстановкой знаков препинания в предложениях с обращением 06.10.14-10.10.14 30 Знаки препинания в предложении с обращением Выбирать из текста предложения с прямой речью, построенные по данной схеме (модели); составлять предложения, небольшие тексты (диалоги) с обращением; формулировать вывод по результатам наблюдений: «Обращение не является членом предложения»;
объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и обращением Имя существительное ( 40 часов )
31 Имя существительное. Общие сведения об имени существительном. Работа с текстом: составление текста по рисунку Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам; различать собственные и нарицательные существительные в форме единственного и множественного числа; составлять текст по рисунку 13.10.14-17.10.14 32 Число имён существительных Определять существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, только в форме множественного числа, составлять с ними предложения 33 Существительные одушев-лённые и неодушевлённые. Работа с текстом: составление текста-описания на заданную тему Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные в форме единственного и множественного числа; различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода; составлять текст-описание на заданную тему 34 Сочинение на тему: «Прогулка в осенний лес» Использовать знания для создания в письменной форме несложных текстов 35 Работа над ошибками. Закрепление полученных знаний об имени существи-тельномСамостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками
36 Склонение имени существительного. Падеж Наблюдать и устанавливать, как изменяются существительные при связи с другими словами; выделять окончания имён существительных; находить управляющее слово и определять падеж существительного; наблюдать за ролью предлогов при определении падежа имён существительных и формулировать вывод по результатам наблюдений; строить алгоритм рассуждений при определении падежа имён существительных 20.10.14-24.10.14 37 Определение падежа имени существительного. Управляющее слово 38 Склонение имени существи-тельного. Определение падежа имени существитель-ного39 Именительный и винительный падежи неодушевлённых существительных мужского и среднего рода Определять именительный и винительный падежи неодушевлённых существительных мужского и среднего рода; определять падеж существительного в предложении (в тексте) 40 Диктант №3 за первую четверть Применять изученные правила орфографии и пунктуации в диктанте; анализировать слово, определять падеж, род, число имён существительных 41 Работа над ошибками. Закрепление знаний учащихся по теме: «Изменение имени существительного при сочетании с другими словами» Составлять и записывать предложения с существительными в нужной падежной форме; выделять окончания имён существительных; определять падеж имён существительных и формулировать вывод по результатам наблюдений; разбирать существительные по составу 27.10.14-31.10.14 42 Типы склонения имён существительных. 1-е склонение Устанавливать основные признаки существительных 1-го склонения; формулировать вывод по результатам наблюдений: «Безударные окончания существительных 1-го склонения можно проверить ударными окончаниями существительных того же склонения» 43 Типы склонения имён существительных. 2-е склонение. Устанавливать основные признаки существительных 2-го склонения; наблюдать за существительными 2-го склонения с твёрдой и мягкой основой;
формулировать вывод по результатам наблюдений: «Безударные окончания существительных 2-го склонения можно проверить ударными окончаниями существительных того же склонения»;
толковать значение пословиц;
использовать образные выражения пословиц для озаглавливания текста; составлять текст по рисунку
44 Типы склонения имён существительных. 2-е склонение. Закрепление 45 Типы склонения имён существительных. 3-е склонение Устанавливать основные признаки существительных 3-го склонения; сравнивать окончания существительных 3-го склонения с мягкой основой и основой на ж, ш; формулировать вывод по результатам наблюдений: «Безударные окончания существительных 3-го склонения можно проверить ударными окончаниями существительных того же склонения» 46 Типы склонения имён существительных. 3-е склонение. Закрепление 10.11.14-14.11.14 47 Изложение по плану «Весенняя песня» Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; умение создавать несложный текст по плану 48 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Основные типы склонения имён существительных» Формулировать обобщённый вывод относительно определения типа склонения имён существительных; использовать правило определения типа склонения имён существительных на практике ; сравнивать ударные и безударные окончания имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений 49 Контрольный диктант №4 по теме «Основные типы склонения имён существительных» Применять изученные правила орфографии и пунктуации в диктанте; использовать правило определения типа склонения имён существительных в диктанте
50 Работа над ошибками. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения Выделять безударные окончания существительных как орфограмму;
определять тип склонения и падеж существительных; формулировать обобщённое правило проверки правописания безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения; строить алгоритм объяснения правописания безударных падежных окончаний существительных 51 Способы проверки правописания безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения. Закрепление 17.11.14-21.11.14 52 Окончания существительных 1-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах и существительных 2-го склонения в предложном падеже Устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительных; определять тип склонения и падеж существительных; выделять в предложениях существительные, в которых окончание является орфограммой 53 Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения Использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения;
выбирать из предложения существительные с указанными грамматическими признаками 54 Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения. Закрепление 55 Проверочная работа по теме «Правописание окончаний имён существительных в единственном числе» Выделять безударные окончания существительных как орфограмму; определять тип склонения и падеж существительных; умение пользоваться правилом проверки правописания безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения; выбирать из предложения существительные с указанными грамматическими признаками 56 Винительный падеж сущест-вительных. Предлоги, с которыми употребляются существительные в форме винительного падежа Устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит винительный падеж существительных; определять винительный падеж имён существительных и формулировать вывод по результатам наблюдений 24.11.14-28.11.14 57 Творительный падеж существительных. Предлоги, с которыми употребляются существительные в форме творительного падежа Устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит творительный падеж существительных;
определять творительный падеж имён существительных и формулировать вывод по результатам наблюдений 58 Предлоги, которые могут употребляться с разными падежными формами. Определение падежа существительного по предлогу Разбирать существительные как часть речи; определять падеж существительного по предлогу
59 Изложение по коллективно-составленному плану «Бедный утёнок» Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; умение создавать несложный текст по плану;
формировать умение работать в группе и индивидуально; использовать правило безударных падежных окончаний существительных при написании изложения 60 Работа над ошибками. Систематизация знаний учащихся Выбирать из предложения существи-тельные с указанными грамматическими признаками; разбирать существительные как часть речи
61 Работа с текстом: восстанов-ление последовательности частей текста Определять умение работать с текстом; восстанавливать последовательность частей текста; толковать (объяснять) значение выделенных слов и выражений через включение их в готовый или самостоятельно составленный текст (контекст) 01.12.14-05.12.14 62 Работа с текстом: восстанов-ление последовательности частей текста. Продолжение работы 63 Контрольный диктант №5 по теме «Правописание имён существительных в единственном числе» Применять изученные правила орфографии и пунктуации в диктанте; разбирать существительные как часть речи 64 Работа над ошибками. Общее представление об особенностях склонения имён существительных во множественном числе Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками; выделять существительные в форме множественного числа
65 Определение типа склонения существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных с твёрдой основой во множественном числе Строить алгоритм действий при опре-делении типа склонения существитель-ного в форме множественного числа; сравнивать правописание окончаний одушевлённых и неодушевлённых существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения с твёрдой основой в форме множественного числа 66 Склонение имён существительных с мягкой основой во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных с мягкой основой во множественном числе Сравнивать правописание окончаний одушевлённых и неодушевлённых существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения с мягкой основой в форме множественного числа; формулировать обобщённый вывод по результатам наблюдений 08.12.14-12.12.14 67 Закрепление знаний о правописании окончаний существительных во множественном числе Использовать на практике правило правописания падежных окончаний существительных в форме множествен-ного числа; разбирать существительное как часть речи (морфологический разбор) 68 Работа с разделом «Для любознательных» Проверять себя и оценивать свои достижения; узнавать новое, интересное 69 Итоговый диктант №6 по теме «Имя существительное» Применять изученные правила орфографии и пунктуации в диктанте по теме «имя существительное»; использовать в диктанте правило правописания падежных окончаний существительных в форме единственного и множественного числа 70 Работа над ошибками. Закрепление знаний об имени существительном Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в диктанте; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками Имя прилагательное ( 25 часов )
71 Лексическое значение имени прилагательного. Основные грамматические признаки имени прилагательного Характеризовать лексическое значение имён прилагательных; характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного ( изменение по родам, числам, падежам)
15.12.14-19.12.14 72 Род, число, падеж имени прилагательного. Родовые окончания имён прилагатель-ныхОбъяснять термин «родовые окончания» имён прилагательных»; наблюдать и устанавливать значение прилагательных в речи 73 Словосочетание прилагатель-ного с существительным. Связи слов в словосочетании Выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным; устанавливать связь слов в этих словосочетаниях 74 Диктант №7 за вторую четверть Применять изученные правила орфографии и пунктуации в диктанте 75 Работа над ошибками. Основные грамматические признаки имени прилагатель-ногоСамостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в диктанте; характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного ( изменение по родам, числам, падежам) 76 Сходство и различие падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в форме единственного числа Устанавливать сходство и различие падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в форме единственного числа; определять особенности склонения прилагательных, которые сочетаются с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными 22.12.14-26.12.14 77 Склонение прилагательных мужского и среднего рода с основой на г, к, х и ж, ш Объяснять, как определить склонение прилагательных мужского и среднего рода с основой на г, к, х и ж, ш; наблюдать за особенностями склонения прилагательных с основой на ж, ш 78 Сочинение на тему «Зима в лесу» Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; использовать приобретённые знания для создания в письменной форме несложного текста 79 Работа над ошибками. Обобщение о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода Находить способы проверки написания слов; определять склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода 80 Способы проверки правописания безударных падежных окончаний в форме мужского и среднего рода Определять способы проверки правописания безударных падежных окончаний в форме мужского и среднего рода
81 Орфографический разбор имени прилагательного. Словарный диктант №1 Использовать знания об определении рода, числа и падежа прилагательных на практике; выполнять орфографический разбор имени прилагательного 12.01.15-16.01.15 82 Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода Определять именительный и винитель-ный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода, формулировать вывод по результатам наблюдений 83 Родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода Определять родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода, формулировать вывод по результатам наблюдений 84 Обобщение о правописании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода Формулировать алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода по предложенному плану;
применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний прилага-тельных в форме мужского и среднего рода 85 Обобщение и закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода 86 Контрольное списывание №2 «Удивительное дерево» Устанавливать отличие письменной речи от устной; безошибочно списывать текст с изученными орфограммами 19.01.15-23.01.15 87 Работа над ошибками. Склонение имён прилагатель-ных единственного числа женского рода Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных при списывании; склонять имена прилагательные в форме женского рода с твёрдой и мягкой основой в словосочетаниях с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными 88 Особенности склонения прилагательных в женском роде с твёрдой основой на ж, ш и мягкой основой на ч, щ Сравнивать падежные окончания имён прилагательных в форме женского рода единственного числа с твёрдой основой на ж, ш и мягкой основой на ч, щ; формулировать вывод по результатам сравнения
89 Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода единственного числа. Способы проверки Устанавливать способ проверки безударных падежных окончаний прилага-тельных в форме женского рода единственного числа; формулировать вывод по результатам наблюдений 90 Способы проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в мужском, женском и среднем роде единственного числа Устанавливать способ проверки безударных падежных окончаний прилага-тельных в мужском, женском и среднем роде единственного числа 91 Проверочная работа по теме: «Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в мужском, женском и среднем роде единственного числа» Применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний прилага-тельных в мужском, женском и среднем роде единственного числа 26.01.15-30.01.15 92 Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа Наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков
93 Способы проверки правописания безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе Устанавливать способ проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме множественного числа94 Правописание безударных падежных окончаний прилагательных и способы их проверки. Работа с разделом «Для любознательных» Применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний прилага-тельных; умение определять окончания прилагательных по их грамматическим признакам 95 Итоговый диктант №8 по теме «Имя прилагательное» Применять изученные правила орфографии и пунктуации в диктанте по теме «имя прилагательное»; использовать в диктанте правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме единственного и множественного числа Местоимение ( 7 часов )
96 Работа над ошибками. Особенности личных местоимений как части речи. Личное местоимение и имя существительное Выделять личные местоимения в предложении; устанавливать лексическое значение личных местоимений по лексическому значению существительных, которые они заменяют 02.02.15-06.02.15 97 Грамматические признаки личных местоимений. Личное местоимение как член предложения Наблюдать за личными местоимениями и характеризовать их грамматические признаки: устанавливать, изменяются ли личные местоимения по числам; устанавливать на существительные какого рода указывают личные местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они; наблюдать за предложениями с личными местоимениями и устанавливать, каким членом предложения может быть личное местоимение 98 Склонение личных место-имений единственного числа. Работа с разделом «Для любознательных» Наблюдать за личными местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа в составе предложений и устанавливать, как они изменяются; изменять личные местоимения по падежным вопросам (склонять) 99 Изложение по плану «Заячьи лапы» Использовать личные местоимения с предлогами и без предлогов в устной и письменной речи; составлять план текста и излагать содержание прочитанного текста 100 Работа над ошибками. Склонение личных местоимений множествен-ного числа. Особенности употребления личных местоимений с предлогами Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в изложении; наблюдать за личными местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица множественного числа в составе предложений и устанавливать, как они изменяются; объяснять причины различия в право-писании местоимений в одном и том же падеже (с предлогами и без предлогов) 101 Обобщение знаний о местоимении. «Проверим себя и оценим свои достижения» Уточнить представления о местоимении как части речи, о склонении личных местоимений в единственном и множест-венном числе; применять изученные правила орфографии и пунктуации в работе «Проверим и оценим свои достижения» 102 Различие в произношении и написании личных местоиме-ний 3-го лица в родительном и дательном падежах с предлогом и без предлогаУстанавливать различия в произношении и написании личных местоимений 3-го лица в родительном и дательном падежах с предлогом и без предлога09.02.15-13.02.15 Глагол (45 часов ) 103 Лексическое значение глагола. Основные грамматические признаки глагола Выделять глаголы среди других частей речи; различать глаголы и имена существительные, называющие действия предмета 09.02.15-13.02.15 104 Глаголы с приставками. Не с глаголами. Роль глаголов в речи Наблюдать и анализировать, какова роль глаголов в речи; устанавливать правописание частицы не с глаголами; составлять текст на заданную тему с использованием глаголов 105 Вопросы что делать? что сделать? Суффиксы неопределённой формы глагола (-ть, -ти). Глагольные суффиксы -е-, -и-, -а-,(-я-), -ну-, -ова- и другие Различать глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?; выделять глаголы в неопределённой форме в предложении; строить алгоритм выделения основы глаголов в неопределённой форме; разбирать глаголы в неопределённой форме по составу 106 Сочинение на тему «Чудеса природы» Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; использовать приобретённые знания для создания в письменной форме несложного текста с использованием глаголов 16.02.15-20.02.15 107 Работа над ошибками. Глаголы с частицей -сяНаблюдать и сравнивать лексическое значение глаголов в неопределённой форме с частицей -ся и без неё; различать лексическое значение глаголов в неопределённой форме с частицей -ся и без неё 108 Основа неопределённой формы глагола. Словарный диктант №2 Разбирать глаголы в неопределённой форме по составу; характеризовать роль глаголов в неопределённой форме в речи; выделять глаголы среди других частей речи из предложений 109 Роль глаголов неопределенной формы в речи 110 Изложение по плану Составлять план текста и излагать содержание прочитанного текста 111 Настоящее, прошедшее, будущее время глагола. Работа над ошибками Определять форму времени глагола; наблюдать и устанавливать, как по неопределённой форме глагола опреде-лить все его возможные формы времени 23.02.15-27.02.15 112 Определение формы времени глагола. Изменение глагола по временам Определять форму времени глагола; устанавливать на практике, как по неопределённой форме глагола опреде-лить все его возможные формы времени 113 Глаголы прошедшего времени. Изменение глаголов в форме прошедшего времени по числам, по родам. Выделять глаголы в форме прошедшего времени; устанавливать, как образуются глаголы прошедшего времени; устанавливать, как глаголы прошедшего времени изменяются по родам 114 Сочинение по началу текста Использовать приобретённые знания для создания в письменной форме несложного текста по его началу, используя глаголы 115 Работа над ошибками.
Образование глаголов прошедшего времени Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в сочинении; образовывать глаголы в форме прошедшего времени и разбирать их по составу; определять форму времени глагола 116 Контрольная работа по теме «Время глагола» Использовать приобретённые знания по теме «Время глагола» в контрольной работе; определять способы проверки слова, употреблять глаголы в письменной речи 02.03.15-06.03.15 117 Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Сходство и различие окон-чаний глаголов I и II спряжения Наблюдать за изменением глаголов в форме настоящего и будущего времени по лицам и числам; характеризовать сходство и различие окончаний глаголов I и II спряжения 118 Определение спряжения глагола по его неопределённой форме. Глаголы I и II спряжения Определять спряжение глагола по его неопределённой форме; строить алгоритм определения спряжения глаголов и уточнять его по учебнику 119 Личные окончания глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения Объяснять, почему окончания глаголов в форме настоящего и будущего времени называются личными окончаниями; объяснять правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения 120 Применение полученных знаний о правописании безударных личных окончаний глаголов на практике Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения; формулировать вывод по результатам наблюдений 121 Диктант № 9 с грамматическим заданием Писать безошибочно под диктовку текст с изученными орфограммами, анализировать слово, предложение 09.03.15-13.03.15 122 Работа над ошибками. Правописание личных окон-чаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа (-ешь, -ишь) Находить и объяснять способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками; использовать на практике правописание личных окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа (-ешь, -ишь); формулировать вывод по результатам наблюдений 123 Правописание личных окон-чаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа (-ешь, -ишь). Закрепление 124 Работа с текстом: составление текста на заданную тему; письмо другу (подруге) Составлять тексты на заданную тему, используя слова для справок; приводить слова, которыми может начинаться и которыми может заканчиваться текст письма; обсуждать план письма и писать письмо 125 Сочинение на тему «Письмо другу» 126 Работа над ошибками. Правописание глаголов с частицей -ся в неопределённой форме и в форме 3-го лица единственного и множественного числа (-ться, -тся) Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в сочинении; использовать на практике правило правописания глаголов с частицей -ся в неопределённой форме и в форме 3-го лица единственного и множественного числа (-ться, -тся) 16.03.15-20.03.15 127 Обучающее изложение «Кормушка» Составлять план текста и излагать содержание прочитанного текста; рассказывать, как выбор того или иного синонима меняет текст (его содержание, настроение, точность) 128 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Спряжение глагола» Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в изложении; разбирать глагол как часть речи 129 Применение полученных знаний о правописании безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения на практике Использовать на практике правило право-писания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения; разбирать глагол как часть речи 130 Диктант № 10 за третью четверть Писать безошибочно под диктовку текст с изученными орфограммами, анализировать слово, предложение 131 Работа над ошибками Находить и объяснять способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками 30.03.15-03.04.15 132 Спряжение глаголов во множественном числе. Правописание безударных личных окончаний глаголов во множественном числе Закрепить спряжение глаголов во множественном числе; использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов во множественном числе 133 Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения единственного и множественного числа Закрепить правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения единственного и множественного числа на практике 134 Различение и правописание -ться, -тся в глаголах и -ца в конце существительных Использовать на практике правило правописания -ться, -тся в глаголах и -ца в конце существительных; составлять текст на заданную тему по его началу, используя слова для справок 135 Грамматические признаки глаголов прошедшего времени. Образование форм глаголов прошедшего времени Составлять и решать проблемно- грамматические задачи, касающиеся грамматических признаков глагола и правописания безударных личных окончаний глаголов; разбирать глагол прошедшего времени по составу 136 Образование форм глаголов прошедшего времени. Разбор глаголов прошедшего времени по составу 06.04.15-
10.04.15 137 Сочинение на тему «Наступил апрель» Использовать приобретённые знания для создания в письменной форме несложного текста, используя ключевые слова 138 Работа над ошибками. Определение лица и числа глагола по его личному окончанию Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в изложении; составлять и решать проблемно- грамматические задачи 139 Закрепление изученного по теме «Глагол». Вопросы что делать? что сделать? Суффиксы неопределённой формы глагола (-ть, -ти) Использовать на практике знания по закреплению изученного по теме «Глагол»; различать глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?; выделять глаголы в неопределённой форме в предложении; строить алгоритм выделения основы глаголов в неопределённой форме;
разбирать глаголы в неопределённой форме по составу 140 Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения и правило правописания личных окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа; использовать на практике знания по закреплению изученного по теме «Глагол»; определять лицо и число глагола по его личному окончанию 141 Правописание личных окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа. Определение лица и числа глагола по его личному окончанию 13.04.15-17.04.15 142 Изложение по плану «Воробушек» Составлять план текста и писать по нему изложение 143 Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Глагол» Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в изложении; использовать на практике знания по закреплению изученного по теме «Глагол»
144 «Проверим себя и оценим свои достижения» Проверять себя и оценивать свои достижения 145 Итоговый диктант №11 по теме «Глагол» Писать безошибочно под диктовку текст с изученными орфограммами
146 Работа над ошибками Находить и объяснять способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками 20.04.15-24.04.15 147 Сочинение на тему «Весна в лесу» Использовать приобретённые знания для создания в письменной форме несложного текста, используя ключевые слова Наречие (3 часа )148 Лексико-грамматические признаки наречия. Работа над ошибками Находить и объяснять способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками; выделять в тексте и записывать слово-сочетания, в которые входят наречия 20.04.15-24.04.15 149 Наречие — неизменяемая часть речи. Роль наречия в предложении. Правописание суффиксов -а, -о в наречиях Устанавливать в процессе наблюдений и анализа: наречие — неизменяемая часть речи; устанавливать, каким членом предложения является наречие; объяснять, какая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) всегда отсутствует в наречиях; упражняться в правописании суффиксов -а, -о в наречиях 150 Обобщающий урок по теме «Наречие». Работа с разделом «Для любознательных» Формулировать вывод по результатам наблюдений при изучении темы «Наречие»; разбирать наречия по составу Повторение (25 часов )151 Итоговый диктант за курс 4 класса Писать безошибочно под диктовку текст с изученными орфограммами за курс 4 класса, анализировать слово, предложение 27.04.15-01.05.15 152 Работа над ошибками Находить и объяснять способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками 153 Предложение. Предложения с однородными членами Определять грамматическую основу предложений; выделять главные члены предложения; сравнивать и различать распространённые и нераспространённые предложения; выделять второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство) 154 Сложные предложения. Обращение. Словосочетание Различать простые и сложные предложе-ния с использованием термина «грамматическая основа предложения»; использовать знания на практике, как соединяются простые предложения в составе сложного (с помощью союзов или без союзов); выделять в предложении слово, которое называет того, к кому обращаются с речью; использовать на практике расстановку знаков препинания в предложениях с обращением 155 Правописание мягкого знака в словах разных частей речи Прогнозировать написание мягкого знака в словах разных частей речи; находить и объяснять способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками 156 Грамматические признаки имён существительных Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам; различать собственные и нарицательные существительные в форме единственного и множественного числа; определять существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, только в форме множественного числа, составлять с ними предложения; различать одушевлённые и неодушевлённые существительные в форме единственного и множественного числа; различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода04.05.15-08.05.15 157 Грамматические признаки имён прилагательных Характеризовать лексическое значение имён прилагательных; характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного ( изменение по родам, числам, падежам); объяснять термин «родовые окончания» имён прилагательных»; выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным 158 Наречие. Лексико-грамматические признаки наречия Выделять в тексте и записывать слово-сочетания, в которые входят наречия; устанавливать, каким членом предложе-ния является наречие; объяснять, какая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) всегда отсутствует в наречиях;
- упражняться в правописании суффиксов -а, -о в наречиях 159 Изложение текста «Гнездо иволги» Составлять план текста и писать по частям изложение
160 Работа над ошибками. Фонетика. Безударные гласные в корне словаНаходить и объяснять способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками; анализировать звучащее слово: выделять в нём гласные и согласные звуки; находить безударные гласные в корне слова, делать проверку слова с безударной гласной 161 Безударные гласные в окончаниях Анализировать звучащее слово: выделять в нём гласные и согласные звуки; находить безударные гласные в окончаниях 11.05.15-15.05.15 162 Парные согласные. Словарный диктант №3 Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце и в середине слова перед другим согласным 163 Работа над ошибками. Разделительные Ь и Ъ знаки Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в словарном диктанте; произносить и слушать слова с разделительным твёрдым и мягким знаками; использовать на практике правила их правописания 164 Предлоги и приставки Использовать правила правописания предлогов и приставок в практической деятельности 165 Сочинение на тему «Чудеса природы» Уметь самостоятельно использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста 166 Работа над ошибками. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации для исправления ошибок, допущенных в сочинении; делать фонетический разбор слова; анализировать звучащее слово: выделять в нём гласные и согласные звуки, давать им характеристику 18.05.15-22.05.15 167 Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Закрепление 168 Контрольное списывание №3 «Коростель и крот» Устанавливать отличие письменной речи от устной; безошибочно списывать текст с изученными орфограммами 169 Состав слова. Однокоренные слова Разбирать слова разных частей речи по составу; выбирать из текста группы родственных (однокоренных) слов; сравнивать однокоренные слова, выделять корень в однокоренных словах 170 Состав слова. Однокоренные слова. Закрепление 171 Сложные слова Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при повторении тем, оценивать их и делать выводы
25.05.15-29.05.15 172 Сложные слова. Закрепление 173 Итоговый тест. Обобщение 174 Урок- соревнование «Хочу всё знать» 175 Подведение итогов года Итого: 175 часов
Перечень учебно- методического обеспечения:
Анащенкова С.В., Бантова М.А., и др. « Сборник рабочих программ 1-4 классы.» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011.
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: учебник для 4 класса:
в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: Рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. Методические рекомендации: М.: Просвещение, 2013.
В.Т. Голубь. Тематический контроль знаний учащихся для 4 класса.-В.: Метода, 2013.
Печатные пособия:
-таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
-демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
Технические средства обучения:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Принтер.
DVD.
Музыкальный центр.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
начальных классов от ____. 08.2014 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
________ В. Андреева
«___» _______ 2014г.