Конспект урока по познанию мира на тему Горизонт и линия горизонта.Компас3 класс
17
ФИО учителя
Загороднева О.В
Количество присутствующих
Количество отсутствующих
Предмет
Познание мира
Тема
Горизонт и линия горизонта.Компас
Цели обучения
на основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться:
с понятиями «горизонт» и «линия горизонта»;
с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу.
Критерии успеха
Познакомить с понятиями «горизонт» и «линия горизонта»
выяснить принцип работы компаса;
научить детей пользоваться компасом;
развивать мышление, речь, наблюдательность;
воспитывать чувство бережного отношения к природе, интерес к предмету.
Языковые цели
Ученик знает определение «Горизонт, линия горизонта».
2. Ученик умеет находить стороны горизонта.
3. Ученик сможет нарисовать по пунктам рисунок.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Ресурсы:
ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация, учебник
1.Организационно-подготовительный момент.
-Здравствуйте ребята.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для этого мы с собой возьмем рюкзаки, чтобы сложить туда все необходимое. Если вы выполняете задание правильно, то клеите на рюкзак наклейку.
- Как настоящие путешественники мы обязаны много знать, чтобы не заблудиться.
2. Постановка темы и целей урока
ГОРИЗОНТ. Линия горизонта. КОМПАС.
Прочитайте тему сегодняшнего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться?
Цели корректируются учителем и выдаются ученикам в виде карточек для рефлексии в конце урока.
Класс разбивается на 6 групп.
Слайд 1 , 2
Дети сами ставят перед собой цель.
Познакомиться с понятием «горизонт» и «линия горизонта».
Познакомиться со строением компаса.
Узнать способ ориентирования при помощи компаса и научиться им пользоваться.
3.Формирование новых знаний.
Первичное
закрепление.
Закрепление на практике.
А) - Найдите карточку № 1 и конверт к ней. Прочитайте слова, которые написаны на карточке. Эти слова помогут нам в достижении целей урока.
ГОРИЗОНТ
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА
КОМПАС
СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
- Сейчас мы будем работать со словами: ГОРИЗОНТ ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА
-Найдите в учебнике, что такое горизонт и линия горизонта. Выучите определения. Достаньте из конверта правильные ответы и наклейте на карточку.
ГОРИЗОНТ видимое вокруг тебя пространство
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА это линия,где кажется, что небо сходится с землей
Проверка ответов по слайдам.
Слайды 3, 4.
- Кто считает, что он понял понятия «горизонт» и «линия горизонта» может наклеить на рюкзак звездочку.
Дополнительная информация. Слайд 5
Б) - Посмотрите на картину. (Картина на доске). От каждой группы вызывается по 1 человеку.
- Кто сможет показать горизонт?
- Кто сможет показать линию горизонта?
В) Работа в группе. Возьмите карточку № 1 и отметьте красным карандашом линию горизонта.
- Кто считает, что он может показать, что такое ГОРИЗОНТ и ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА приклеивает на рюкзак звездочку.
Ученики слушают задание учителя.
Читают слова с доски
Каждый ученик работает с учебником самостоятельно, запоминает.
Работа в группе:
*прийти к единому правильному мнению;
*наклеить ответы;
*быть готом к защите своего ответа.
Проверка ответов.
Оценивание.
Работа в группе:
*прийти к единому правильному мнению;
*оформить ответ;
*быть готом к защите своего ответа.
Оценивание.
4.Физкульминутка.
Дети по лесу гуляли,За природой наблюдали.Вверх на солнце посмотрелиИ их лучики согрели.Бабочки летали,Крыльями махалиДружно хлопаем,Ногами топаем!Хорошо мы погуляли,И немножечко устали.
Ученики выполняют движения.
5. Работа над новым материалом
1. Подумай.
Погуляли по лесу. А теперь подумайте и скажите, как пройти через лес и не заблудиться?
Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд?
Выслушать ответы детей. Если есть затруднения прочитать загадку.
Где бы ты не находился,Если только заблудился,Он укажет тебе, друг,Путь на север и на юг.И в тайге, и в океанеОн отыщет путь любой.Умещается в карманеИ ведёт нас за собой. (Компас).
Работаем с учебником и со словами:
КОМПАС
СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
-Найдите в учебнике, что такое компас и как называются стороны горизонта. Выучите определения. Достаньте из конверта правильные ответы и наклейте на карточку.
КОМПАС
прибор для точного определения сторон горизонта.
СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
четыре основных направления: север, юг, запад, восток.
Проверка ответов по слайдам. Слайд 6.
Оцените свою работу.
2.Из истории возникновения компаса
Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. (Вывешивается карточка со словом “Китай”). Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Учитель демонстрирует такой простейший компас, сделанный своими руками). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Потом добавились промежуточные. Какие? Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
3.Практическая работа в группах.
Рассмотрите компасы, которые лежат у вас на столах. Выучить из чего состоит компас.
С правилами работы с компасами группы знакомятся самостоятельно.
Правила работы с компасом.
Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.
Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится.
Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.
Проверка в парах. Слайд 7.
- Какие основные стороны горизонта вы знаете?
- Какие промежуточные?
Просмотр слайдов 8, 9.
Работа в группах: подписать стороны горизонта на карточку№ 2.
Оцените работу соседа.
Дополнительная информация. Слайд 10.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с учебником.
Групповая работа с карточкой.
Проверка ответов.
Оценивание.
Рассказ подготовленного ученика.
Работа в группе, помощь друг другу.
Оценивание.
Физкульминутка.
Буратино подтянулся,Раз – нагнулся, два – нагнулся,Руки в стороны развел,Видно ключик не нашел.Чтобы ключик отыскать,Нужно на носочки встать.
Выполняют движения
6. Включение в систему знаний и повторение.
- Ребята, как вы думаете, кому нужно уметь хорошо пользоваться компасом?
Задание для каждой группы. Карточка № 3.
Определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении и запишите их в карточку (для 1-й группы), в западном (для 2-й группы), в южном (для 3-й группы), в восточном (для 4-й группы).
От каждой группы выходят по одному участнику и с помощью компаса определяют расположение в классе отдельных предметов: цветник, кулер, стол учителя, шкафы, дверь, окна.
Летчикам, мореплавателям, путешественникам
Оценивание работы группы.
Участник приносит звездочку для всех членов группы.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Посмотрим в карточку какие цели вы ставили пред собой на данном уроке?
-Вам удалось достичь цели?
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Посчитайте сколько у вас звездочек на рюкзаке и подумайте.
*Если вы все поняли и можете рассказать дома, поделиться с товарищами, то наклейте свой рюкзак на красный лист.
*Если поняли, но сеть вопросы и допустили ошибки – на зеленый лист.
*Если вы не все поняли, и есть ошибки – на желтый лист.
Ученики повторяют цели урока.
Каждый ученик ставит в карточку +, -.
Да доске 3 листа бумаги. Самооценивание.
Если останется время, можно провести диктант.
Диктант.
Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3шага на запад. Что получилось? (5). У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.