Урок математики 4 класс ПНШ «Кубический сантиметр и измерение объема»


Тема: «Кубический сантиметр и измерение объема»
(1 урок)
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока: познакомиться с новой единицей измерения объема и научиться измерять объем.
(УУД):
Регулятивные УУД:
1. Организовывать рабочее место, свою деятельность;
2. Принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
3. Строить логические рассуждения;
4. Планировать свои действия.
Познавательные УУД:
Научиться измерять объем в кубических сантиметрах;
Коммуникативные УУД:
1. Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;
2. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Задачи урока:
—знакомство с единицей измерения объема — «кубический сантиметр»;
—решение задач с использованием единицы измерения объема — 1 куб. см;
—формирование УУД: выполнение заданий с использованием рисунков, сравнение величин.
Пропедевтика: измерение объема.
Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1; квадрат со стороной 1 см; куб, ребро которого равно 1 см; пять демонстрационных наборов (мерный сосуд с делениями — 1куб. см, сосуд с водой, металлический шарик).
Вводная часть урока
Мотивация к учебной деятельности. ( слайд 1)
- Ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости поприветствуем их.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Постановка цели урока. Формулировка темы урока ( слайд 2)
- Назовите тему нашего урока.
- Откройте тетради, запишите число, Классная работа, тему урока. («Кубический сантиметр и измерение объема»)
- С какой единицей измерения объема вы уже знакомы?( Литр) Что можно измерить в литрах?
- Что нового мы узнаем на этом уроке? (Цель… познакомиться с новой единицей измерения объема и научиться измерять объем.) ( слайд 3)
- Что нам поможет приобрести новые знания? (упражнения)
Продолжение урока ( слайд 4)
-(показываю) Посмотрите на квадрат со стороной, равной 1 см - это одна из единиц площади.
-Чему равна площадь квадрата со стороной 1 см? (Площадь квадрата со стороной 1 см равна 1 кв. см.)
—Как записать с помощью буквенных обозначений площадь квадрата? (Sкв.= a ·а, где а— сторона квадрата; если а= 1 см, то S кв.= 1 см ·1 см = 1 кв. см.)
• Записываем на доске: Sкв.= 1 см ·1 см = 1 кв. см ( слайд 5)
-(показываю) Посмотрите на куб с ребром, равным 1 см.
- Мы сейчас видим единицу, с помощью которой можно измерять и, следовательно, сравнивать объем геометрических тел.
-Как же называется эта единица объема?
Единица называется кубическим сантиметром и записывается так:
Vобъем куба= 1 куб. см. ( слайд 5)
Пишем на доске (Vобъем куба= 1 куб. см) и продолжаем объяснение: -математически это вычисляется так: 1 см ·1 см ·1 см = 1 куб. см ( щелк)
[то есть нужно найти произведение трех величин — длины трех ребер куба (длины, ширины основания и высоты)].
- Если эти величины равны, и ребро куба равно а, Как записать это буквенным выражением? Vобъем куба= а ·а ·а (куб. ед.). ( щелк)
- Например, нас просят выразить объем куба, равного 1 куб. см, не в сантиметрах, а в миллиметрах. Как это можно сделать?
Ожидаемый ответ: Vобъем куба= 1 куб. см = 1 см ·1 см ·1 см, но 1см = 10 мм. Следовательно, Vобъем куба= 10 мм ·10 мм ·10 мм = 1000 куб. мм.
- Прочитайте словарную статью «Кубический сантиметр» самостоятельно
(У-1, с.116) и озвучьте ее своими словами.
Итак: верно ли равенство 1 куб. см = 1000 куб. мм? - запишите в тетради.
-Ребята, вычислите объем куба со стороной 2 см, используя рисунок к заданию № 311 (У-1, с. 91).- самостоятельно в тетрадях, используя формулу объема куба.
Vобъем куба= а ·а ·а (куб. ед.) 2 см ·2 см · 2 см = 8 куб. см( слайд 6 )- проверка
Задание №313 (У-1, с. 92) ( слайд7)
• Рассмотрите сосуды и определите (устно) объем жидкости в каждом сосуде при условии, что деление мерного сосуда соответствует 10 куб. см.
Ожидаемый ответ: 10 куб. см, 30 куб. см, 70 куб. см. - устноДополнительное задание
-Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 10 см и 5 см и разделите его на квадраты со стороной 1 см. …….
- Сколько кубиков с ребром 1 см можно уложить на этот прямоугольник?
Ожидаемый ответ: 50 кубиков, так как получится 10 рядов по 5 кубиков в каждом ряду (5 куб. ·10 = 50 куб.).
Задание №314 (У-1, с. 92) ( слайд 8)
- А теперь самостоятельно выполните задание и объясните решение. (проверяю у 5 первых)
Ожидаемый ответ: во всей коробке будет 4 слоя по 50 кубиков в каждом слое. Следовательно, коробка ВМЕЩАЕТ 200 кубиков (50 куб. ·4 = 200 куб.).
Делаем вывод… ВМЕСТИМОСТЬ коробки равна 200 куб. см.
- Что вы можете сказать о словах объем и вместимость? – (синонимы)
- Т. Е когда нам встретится слово объем мы можем подразумевать…. вместимость и наоборот.
- Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями ( слайд 9)
Разделитесь на 2 группы,
- Ознакомьтесь с оборудованием и заданием. Определите цель проведения опыта (измерить объем металлического шарика)…
• Даем время … и просим руководителей групп доложить об их действиях и результатах проведения опыта.
Как проводили опыт?(Кочерова)
Ожидаемый ответ:
1. В мерный сосуд налили воды до отметки 50 куб. см.
2. Опустили в сосуд с водой металлический шарик.
3. Наблюдали, что уровень воды поднялся приблизительно до отметки 60 куб. см.
2) Какой опыт, рассмотренный на одном из прошлых уроков помог вам проделать этот опыт? (Жуковина)
Объем предмета равен объему вытесненной им жидкости при полном погружении данного предмета. Когда металлический шарик погрузили в воду, то он вытеснил объем воды, равный своему объему.
3)Какой вывод можно сделать? (Толстова) щелк)После полного погружения металлического шарика в воду ее уровень повысился на величину объема данного шарика.
4) Каким выражением можно это записать? ( ?)
60 куб. см – 50 куб. см = 10куб. см.
Ответ: объем металлического шарика 10 куб. см.
Имена (фамилии) опрошенных учеников: ________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 316 (У-1, с. 93) ( слайд 10)
- Прочитайте и выполните задание самостоятельно.
Даем время…… проверяем на доске.
Ожидаемый ответ: объем фигуры равен 24 куб. см, так как она состоит из 24 кубов со стороной 1 см, а объем куба с ребром 1 см равен 1 куб. см.
• Выясняем: есть ли другой способ?
Ожидаемый ответ: можно вычислить объем по формуле V = a ·b ·c, где a, b, c
— ребра фигуры, составленной из кубов (4 см ·3 см ·2 см = 24 куб. см).
Задание № 133* (Т-1, с. 72) ( слайд 11)
Прочитайте задание и самостоятельно выполните его по аналогии с заданием № 314 (У-1, с. 92)
Даем время на выполнение задания; оказываем педагогическую поддержку тем ученикам, которым она необходима.
Устная проверка: на дно коробки можно уложить 24 кубика, так как получится 8 рядов по 3 кубика в каждом ряду (3 куб ·8 = 24 куб.). Высота коробки— 5см, значит, во всей коробке будет 5 слоев по 24 кубика. Следовательно, коробка ВМЕЩАЕТ 120 кубиков (24 куб. ·5 = 120 куб.).
Итак, чему же равна ВМЕСТИМОСТЬ коробки? (равна 120 куб. см, так как объем одного кубика со стороной 1 см равен 1 куб. см.)
4.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов__________( слайд 12)
-Какую цель поставили в начале урока?
(познакомиться с новой единицей измерения объема и научиться измерять объем.)
- Достигли ли мы ее? ( Да)
-Какими способами? (работой в группе, и самостоятельной работой)
- Где будете применять свои знания? (Там, где необходимо узнать объем жидкости)
5. Рефлексия ( слайд 13)
-
Оцените каждый свою работу:  (На партах у детей лежат  три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.)
 - Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.
 - Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.
 - Выберите красный, если вам было трудно.
- Ребята, мы сегодня на уроке рассмотрели см и мм куб. А как вы думаете, какие единицы измерения объема нам предстоит узнать на следующих уроках?
6.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
№ 132, 134 (Т-1, с. 72). ( слайд 14)
-Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок; на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в хлопке и скажем друг другу «Спасибо!» ( слайд 15)
Задание для 1 группы
Опыт «Определение объема металлического шарика»
Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения опыта:
Налейте в мерный сосуд воды до отметки 50 куб.см .
Опустите в сосуд с водой металлический шарик.
Пронаблюдайте за уровнем воды в сосуде.
Произведите расчеты:
______________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для 2 группы
Опыт «Определение объема металлического шарика»
Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения опыта:
Налейте в мерный сосуд воды до отметки 50 куб.см .
Опустите в сосуд с водой металлический шарик.
Пронаблюдайте за уровнем воды в сосуде.
Произведите расчеты:
______________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________