Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания по русский язык 5 класс
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Предмет
русский язык
Класс
5
Тема урока
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
- овладеть основными понятиями темы;
- различать омонимы и многозначные слова;
- опознавать омонимы и их разновидности;
- наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах;
- использовать их в собственной речи;
Регулятивные:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему (проблему) урока.
3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
4. Искать пути её решения.
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности
Познавательные:
1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
2. Пользоваться разными видами чтения ), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.
3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература и др.
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии
Оборудование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ГРАМОТА.РУ. Словари.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - социальная сеть работников образования
учебник М.М. Разумовской «Русский язык. 5 класс».
толковый словарь С.И. Ожегова, словарь омонимов и омоформ русского языка Ю. Н. Гребнева, учебный словарь омонимов русского языка Л.А. Введенской, Н.П. Колесникова
Кудинова А.В. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений» / А.В. Кудинова. – 5-е изд., перер. и доп. – м.: Издательство «Экзамен», 2011.
Проектор, таблицы, доска
Основные понятия
омонимы, омонимия, омоформы, каламбур
Форма проведения урока
Урок-исследования
Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
I. мотивационно-целевой этап
Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели:
1. Побуждение интереса к теме.
2. Мотивация ученика к учебной деятельности.
3.Создание проблемной ситуации.
4.Построение плана достижения цели.
Продолжительность: 10 мин
1.Вступительное слово учителя.
2. Предлагает прослушать стихотворение для определения темы.
3. Проводит фронтальный опрос для формулировки проблемы.
4.учитель применяет приём «Вопросительные слова».
.
1.Составьте и запишите на чистых листочках вопросы по этой теме, используя вспомогательные слова:
Что? Где? Когда? Почему? Где? Для чего? Каким образом? Сколько? Откуда? Зачем? Как? и другие.
Составьте 2 предложения со словом «разобьём»
Отвечают на приветствие учителя.
Определяют свою готовность к уроку.
Оценивают своё эмоциональное состояние.
Включаются в деловой ритм.
Слушают.
Отвечают на вопросы.
Составляют предложения.
Отвечают на вопрос (слово «разобьём»).
Отвечают на вопросы.
Формулируют проблему: выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение.
Находят в учебнике название слов.
Формулируют вопросы.
Отвечают на вопросы.
II. Процессуальный этап
Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели:
Самостоятельно формулировать познавательную цель;
- пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), читательской деятельности.
- извлекать информацию из словарей;
- владеть приёмами отбора и систематизации материала;
- сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы;
систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы (кластер).
Продолжительность:30 мин
1. Приём последовательной кооперации.
- Ответим на вопрос «Что такое омонимы»? Учтите значение греческих корней, от которых образовано слово: «омос» -«одинаковый», «онима» - «имя»).
2.. Приём «Принцип развёрнутой кооперацииПредлагает сравнить с эталоном.
4. Применение нового знания. Учитель даёт самостоятельную работу.
5 .Работа с текстом. Отличия омонимов от многозначных слов. Приём «Инсерт».
6. . Создаёт проблемную ситуацию.
7. Открытие нового знания путём наблюдения и сравнения
8. Предлагает выписать из стихотворений:
1) Омофоны, 2) омографы, 3) омоформы.
8. Работа со словарями
»: I этап – на чистых листочках каждый учение записывает своё понимание омонимов.
II этап – обсуждение в паре, выработка единого определения.
III этап – обсуждение в группе из 4-х человек.
IV этап – выступление каждой группы со своим определением, выработка единого определения, запись его в тетрадь. Обязательное условие – ограничить время: на каждом этапе не более 1-2 мин.).
Задание «Узнай слово». (Задание предложено на раздаточном материале).
Работают индивидуально, в парах, в группах.
Формулируют определение омонимов.
Работают в группах.
Работают с текстом индивидуально.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Наблюдают, сравнивают, отвечают на вопрос.
Работают в группах. Выписывают пары слов
Ш. Рефлексивно-оценочный этап
Рефлексия деятельности (итог урока)
Цели:
- сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы;
систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы (кластер).
Продолжительность:5 мин
Применяет приём:
«Кластер», « Рюзак»
Составить кластер.
. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто должен фиксировать успех, но и приводить конкретный пример
Отвечают.
Работают в группах. Составляют кластер.
Отвечают.
Выставляют себе оценку в листе самооценки.
Оценивают своё эмоциональное состояние:.
15