Урок русского языка в классе по теме: Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании.

Русский язык 1 класс Начальная школа 21 века
Урок 48
Тема: Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании.
Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения, наблюдения за словами, имеющими несколько значений, их использования в речи; научить подбирать слова, соответствующие данной звуковой модели, различать звонкие и глухие согласные, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения и правила написания сочетания чк.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся сравнивать звуки и буквы в словах, кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие); решать учебные и практические задачи – правильно называть буквы русского алфавита, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря, выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение умением отличать разговорную речь от научной; освоение записи транскрипции слова; различение твёрдых и мягких, глухих и звонких согласных звуков на практике; осмысление толкования многозначного слова в контексте; логические – осуществление звукового анализа; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; определять конкретные практические результаты деятельности; анализировать собственную работу, вносить изменения в действия с учётом возникших трудностей.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; осуществлять отбор соответствующих языковых средств, владеть диалогической формой речи с соблюдением произношения слов согласно с орфоэпическим нормам русского литературного языка.
Личностные: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой информации и приобретению практических навыков; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы.

№ пп
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапе урока

1.
Организационно-мотивационный
Эмоциональный настрой на урок.
- Какое настроение в начале уроке?
- Каким хотите видеть урок?
- Давайте друг другу подарим улыбку и скажем «У нас все получится».
Высказывания детей.

Л

2.
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Работа по учебнику стр. 156
– До чего опасны согласные звуки! Сколько с ними хлопот! Им нельзя доверять – надо их проверять!
Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это прутик,
И не путайте их, люди!
– Как же нам проверить их? Попробуем найти ответ на уроке.
Прочитайте два текста про медведя (упражнение 1).
Определите, какой текст научный, а какой сказочный. Как вы это определили?
– Сам медведь ещё осенью определяет, какая будет весна, и выбирает себе берлогу в таких местах, чтобы не затопила вода. Как он это узнаёт? Загадка!
Коллективное выполнение упражнения 2.
– А вы знаете, ребята, в какой сказке есть и мышка, и мишка? Назовите. («Теремок».)
Составьте звуковые модели слов, обозначающих других жителей теремка.

· Дайте характеристику согласным звукам в слове «сказка». (Твёрдые, глухие.)

· Запишите транскрипцию этого слова. Запишите слово по законам письменной речи. Подчеркните «ошибкоопасное» место.
Различают разговорную речь и научную














Проводят фонетический анализ
П
К
Р

3.
Включение в систему знаний и повторение
1. Читает учитель.

· Это случилось в дремучем лесу. Красная Шапочка шла к бабушке с гостинцем. По дороге она собирала цветы и ягоды.
Шла она, шла и не заметила, как заблудилась, попала в дремучую чащу. Вдруг видит Волка.
Волк сидит на пеньке и громко плачет.
-Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
- Лиса. Она сказала, что я никогда не стану грамотным, потому что я не знаю, как проверить парную согласную.
- Не плачь, я помогу тебе. Запомни:
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
- Ребята, а теперь повторите вы.
– Это научная информация или сказочная? Попробуйте сформулировать правило.
2. Упражнение рубрики «Если осталось время».
– Прочитайте самостоятельно стихотворение А. Шибаева. Какое явление языка вы здесь наблюдаете? (Многозначность.)
Физминутка.
















Участвуют в открытии правила
К
Р

4.
Работа по теме урока.
2. Работа по рабочей тетради стр.42-44
Упражнение 1 «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
Пеликаны
Ходит папа-пеликан,
Ловит рыбу
· и в карман.
С этим кожаным карманом
Неразлучен пеликан.
Рядом с папой
· Пеликанчик.
Он улов кладёт в карманчик.
Так и ловят понемножку:
Папа
· рыбу, сын
· рыбёшку.
В. Орлов
Упражнение2 «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».

· Напишите сочетание букв -не- на первой строке. (Учитель пишет на доске.)

· Первый элемент буквы н напишем с отрывом ручки от бумаги, второй и третий элементы буквы н и букву е пишем безотрывно. В конце строки за одно движение напишите буквосочетание -не-.
Аналогичная работа проводится с буквосочетаниями на 2–3-й строчках.

· В буквосочетании -но- за первое движение пропишите короткую наклонную линию, а за второе движение – второй и третий элементы буквы н и букву о нижним способом.

· На последней строчке безотрывно напишите буквы а, б, д, л, м, я п, н, и, у, И, Ш.
Упражнение 3 «Вставь в предложения нужные слова».

· Прочитайте пары слов. Чем похожи и чем различаются слова?(Слова проживал – прожевал, примеряла – примиряла, слезал – слизал звучат одинаково, но пишутся по-разному.)

· В каждой паре слов поставьте знак ударения. Объясните значение каждого слова. (Прожёвывал – прожевaл; жить – проживaл; примeрка – примеряла; мир – примиряла; лез – слезaл; лижет – слизaл.)

· Вставьте в предложения нужные слова. Запишите.
Проверка выполненной работы.
Упражнение 4 «Заполни пропуски». (Фронтальная работа.)

· Рассмотрите первую строку. Что записано в каждом столбике? (В первом столбике – звуковая модель слова, во втором столбике – слогоударная схема, в третьем дана транскрипция этого же слова, в четвёртом слово записано буквами.)

· Что запишете на первой строчке? (В третьем столбике запишем транскрипцию слова брат.)
Аналогичная работа на остальных строчках.

· Одинаковую ли работу выполняет ь в словах братья и семь? Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Семь.) Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые. (Брат.)
Упражнение 5 «Прочитай». (Работа в парах.)

· Прочитайте стихотворение. Найдите и запишите слова, отвечающие на заданный вопрос.
Проверка выполненной работы.
(что?) картинка (какая?) зимняя
(кто?) ёжик (что делает?) спит
(кто?) собачка (что делает?) живёт, сторожит
(кто?) кот (что делает?) ходит
(что?) дым (что делает?) улетает
(что?) дым (какой?) печной

· Спишите стихотворение в тетрадь.
Упражнение 6 «Спиши текст». (Самостоятельная работа.)

· Спишите текст. Подчеркните знак в конце каждого предложения и заглавную букву в начале следующего.
Проверка выполненной работы.

· Объясните, какие изменения нужно было внести в последнее предложение, а какие – нет. (Надо поставить точку в конце, не надо исправлять в начале предложения букву на заглавную.)
– Назовите родственные слова к слову котёнок. Запишите в тетрадь, подчеркните корень.

Р
П
К


5.
Подведение итога урока.
- Что узнали?
- Что повторили? - Достигли ли цели урока?
- Что было трудно (легко)?

Р

6.
Рефлексия в конце урока.
- Показать свое настроение с помощью жеста руки.
- Рассказать о работе одноклассников

Л












15