Урок по математике в 4 классе (ФГОС) Тема: Нахождение нескольких долей целого Тип: изучение нового материала


Урок по математике в 4 классе (ФГОС) от 3.12.2015гУчитель: Чумакова О.В.
Тема: Нахождение нескольких долей целого
Тип: изучение нового материала
Задачи: учить искать часть числа, выраженную дробью, решать текстовые задачи на нахождение нескольких долей целого;
учить логически мыслить, рассуждать
Планируемые результаты
Предметные:
Знакомиться с вычислением нескольких долей целого;
Решать задачи изученных видов, на нахождение нескольких долей целого, целого по его доле Метапредметные:
Выполнять логичекиеоперации: сравнение, выявление закономерностей, классификация по самостоятельно найденным основанием;
Находить способ решения учебной задачи
Личностные:
Находить общие цели и пути их достижения, распределять роли в совместной деятельности;
Знакомиться с общественно важными профессиями
Межпредметные связи: технология:составлять план изготовления изделия, использавать текст учебника и иллюстративный материал; окружающий мир: тема «Страницы истории России»
Ресурсы урока: рабочая программа; учебник.
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяАктуализация необходимых знаний
Учитель предлагает сравнить величины в задании 304 на с.65 учебника;
предлагает прочитать запись на доске, определить сходство и различия задач.
Учитель спрашивает, у какой задачи более короткое (длинное) решение, есть ли связь между задачами. Просит соотнести задачу с моделью, записать решение самой сложной задачи:
1.Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц. В первый день он прочитал её седьмую часть. Сколько страниц он прочитал?
2. Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал пять седьмых долей всей книги. Сколько страниц он прочитал?
3. Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал пять седьмых долей всей книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?
Учитель организует устное выполнение задания 302 на с. 65
На доске слова: половина, четверть, километр.
Учитель предлагает найти лишнее слово.


- Что такое доля числа?
Выполняют задание устно, выражают величины одной единицей измерения.
Устно комментируют задачи. Записывают решение, объясняют:
140:7=20 (стр.) – одна седьмая доля книги

20*5=100 (стр.) – прочитал Саша

140-100=40 (стр.) –осталось прочитать









Устно выполняют проверку деления с остатком


Называют ответ: километр, т.к. это единица длины, а половина и четверть это доли числа.
Называют ответ: доля- это часть от целого числа. Доли в числе равны.
Мотивация познавательной деятельности
Просит решить задачу в стихах:
Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад.
Восемь десятых было носатых.
Сколько там было носатых солдат?
Предлагает сформулировать задачу урока

На доске высвечивает задание: вычисли:
1/2км 1/2см
1/5м 1/5дм
1/10а 1/10дм2
1/10м2 1/10см2
Предлагает сделать вывод: Как вычислить одну долю числа?

Выставляет таблички:1/4, 1/10 и 4/10.
Какая табличка указывает на несколько долей числа?

Предлагает найти несколько долей от числа.
На доске задание:
Длина отрезка 10см. Он разделён на 5 равных частей. Сколько см в четырёх пятых долях отрезка?
Предлагает найти, что известно в задаче, составить план решения задачи

Просит сделать вывод: как вычислить несколько долей числа?
Спрашивает: каким действием найдём 1 долю числа?
Спрашивает: каким действием найдём несколько таких долей?
Спрашивает: сколько действий нужно выполнить для нахождения нескольких долей числа?
Спрашивает: что показывает число под чертой? Что показывает число над чертой?
Называют ответ задачи: 8 солдат.


Формулируют задачу урока: учиться находить часть числа, выраженную несколькими долями целого




Называют ответ: чтобы найти долю числа, нужно число разделить на количество долей числа.

Называют ответ: 4/10, т.к. она показывает 4 доли, а остальные только одну.




Называют ответ: сначала нахожу, сколько см в 1доле отрезка. Затем нахожу, сколько см в 4 таких долях.
Называют ответ: сначала найдём 1долю числа, а затем несколько таких долей.
Отвечают: делением.

Отвечают: умножением.

Отвечают: два: деление и умножение


Отвечают: число под чертой показывает, на сколько долей число поделили, а число под чертой, сколько таких частей взяли.
Организация познавательной деятельности
Организует решение задачи 296 на с.65. Обращает внимание на обязательное условие: каждый из отрезков разделили на равные части.
Организует выполнение задания 297. Спрашивает: можно ли до выполнения задания сравнить длину искомого отрезка с 8мм?
Предлагает выполнить в парах задание 298. Дополнительно спрашивает, можно ли сравнить площади закрашенной и незакрашенной частей прямоугольника до решения задачи?
Организует решение задачи 300 на стр. 65. Уточняет значения понятия производительность труда. Предлагает заменить величину десять часов на 9 часов. Спрашивает, можно ли решить задачу другим способом, на что можно заменить 3 часа, чтобы задача решалась следующим образом:
10:5=2 – во столько раз дольше работал бульдзер2. 234*2=468 (кв.м.) –разровнял бульдозер за 10 часов
Предлагает самостоятельно решить задачу 299 Работают с учебником под руководством учителя, читают задачу, рассматривают чертёж.


Под руководством учителя составляют план решения задачи; задача решается умножением


Анализируют чертёж к задаче. Читают вопросы, отвечают на них. Демонстрируют результат работы классу.


Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче, и искомыми, при необходимости отражают её на моделях, выбирают и обясняют арифметические действия для решения задачи.



4. Подведение итогов
Предлагает оценить работу на уроке.
Организует обсуждение выполнения домашней работы –заданий 301, 303 на стр.65 Делают обобщение по теме урока.
Обсуждают выполнение домашнего задания