Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 Б классе Согласные звуки [ в], [ в‘], . Буква В, в.


Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное  чтение) в 1 Б классе
Согласные  звуки [ в],  [ в‘],  . Буква В, в.
1. ФИО Сацук Ольга Николаевна, учитель начальных классов МКОУ « СОШ им.П, П Грицая ст. Солдатской»,
2. Предмет обучение грамоте (литературное чтение)
3. Класс 1б
4. Тема и номер урока в теме  «Согласные звуки[ в],  [ в‘]. Буква В, в, основной период,
Цель урока:
- познакомить учащихся с новыми звуками [ в],  [ в‘] и буквой «В»;
 Задачи:
 -обучающие: 
-научить читать слоги, слова и предложения с этой буквой;
-учить выполнять звукобуквенный анализ слова;
-формировать навык  сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.
-развивающие: 
-развивать фонематический слух детей,
-развивать речь детей с опорой на имеющиеся у них опыт и знания,
-развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
-развивать умение на основе на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила
-воспитательные: 
-формировать культуру общения,
-воспитывать интерес и желание читать,
-прививать навыки работы в коллективе
-воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга
Личностные  УУД:
-понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний ;  желание и стремление хорошо учиться.
Познавательные УУД:
-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;
- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Регулятивные УУД:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Тип урока
-урок изучения нового материала
Методы обучения
-словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый
Формы работы учащихся
 -фронтальная работа
-работа в парах
-групповая работа
-самостоятельная работа
- индивидуальная работа
  Необходимое техническое оборудование
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, касса букв и слогов, образцы печатных букв «В» и «в».Структура и ход  урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока
3. Актуализация знаний
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
5.  Итоги урока. Рефлексия.
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя                 Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Организацион-ный   момент Психологическая установка на урок
-Сегодня на уроке мы принимаем гостей – воспитателей детских садов, в которые вы ходили до школы, а так же учителя, работающие в нашей школе. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой. Наши гости посмотрят как вы живёте в школе, чему научились за два с половиной месяца.
Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы:
-Ребята, а теперь повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу». Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение Личностные: 
-понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний;  желание и стремление хорошо учиться.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы проживают в этом удивительном городе.
Игра «Живые буквы»
Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.
Назовите лишнюю букву. Почему?
Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки
- Ребята, как вы думаете, почему ученик, у которого на карточке написана буква «В», не смог определиться , к каким буквам ему определиться?
- эту букву мы ещё не изучали
Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы.
А, У, О, И, Э, ЫИ – обозначает мягкость предшествующего согласного
Н, Л, Р, М, Й
ППознавательные:
- ставить и формулировать проблему; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; понятие целого и его части
- группировать, классифицировать предметы на основе существенных признаков
2. Регулятивные:
- формулировать и удерживать учебную задачу
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
3. Коммуникативные
- проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач
3 Постановка 
учебной задачи и её поэтапное решение
- Ребята, какие затруднения возникли во время игры?
-Я надеюсь, что сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения.
-Мы с вами вспомнили всех известных « жителей» города «Буквоград», а узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся, а также определить тему урока, нам поможет игра «Доскажи словечко»
Слайд 1. На экране появляются картинки по мере называния слов.
На опушке леса стоят небольшие…ворота
На воротах стоит …вратарь, волк
У вратаря номер…восемь
Возле ворот растёт красивый…василёк
Гол в ворота забивает…Винни – Пух
- Повторите все слова, которые вы сейчас добавляли.
- Назовите первые звуки слов-отгадок.
- Что вы заметили?
- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, записанное на доске.
 «Буква … В и звуки, которые она обозначает … [ в ], [ в’]»
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:
Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’]
Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;
Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
Отгадывают загадки.
Ворота
Вратарь
Волк
Восемь
Василёк
Винни- Пух
Называют первый звук слов – отгадок ( звуки «в» и «в»
Формулируют тему урока – Звуки «в,в». Буква «В»
Формулируют цели урока
Познакомиться со звуками [ в ], [ в’]
Учиться отличать  звуки [ в ], [ в’] от других звуков;
Учиться читать  слоги и слова с новой буквой.
Регулятивные УУД:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия
- вносить необходимые изменения, исправления в свою работу
- организовывать своё рабочее место под руководством учителя
Познавательные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели
- понимать информацию, представленную в виде текста и рисунков
- создавать алгоритм деятельности
- выполнять работу по аналогии
Коммуникативные:
- умение работать в группе
- проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач
- вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе
-учитывать разные мнения
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными заданиями
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4 Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Дети делают зарядку, проговаривая стихотворение Здоровьесберегающий метод:
- предупредить утомляемость на уроке
-развивать желание следить за своим здоровьем физическим и эмоциональным
5 Создание проблемной ситуации
- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся – особенный. Вам предстоит выяснить, в чём его особенность.
6 Построение проекта выхода из затруднения
( открытие нового знания)
- В каком районе ( гласных или согласных) будет проживать этот звук?
-Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?
-Тогда давайте будем решать эту проблему.
 
- Сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.
Дети хором читают правила работы в группе на слайде.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Демонстрируется слайд.
Ворота
Вратарь
Волк
Восемь
Василёк
Винни-Пух– На экране снова появились появились слова: ворота, вратарь, волк, восемь, василёк, Винни-Пух . Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
Задание 1-ой исследовательской группе
Проанализируете слова и
сделайте вывод: звук [в] гласный или согласный?
Задание 2-ой исследовательской группе
Проанализируете слова и
сделайте вывод: звук [в] звонкий или глухой?
Задание 3-ой исследовательской группе
Проанализируете слова и
сделайте вывод: звук [в] в словах бывает твёрдый или мягкий?Далее дети по одному человеку от группы выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы)
– Итак, мы выяснили, что звук [в] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.
-А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
– Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)
– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова?(Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)
-Вспомните и назовите ещё имена людей, начинающихся на новый звук.
( Вера, Виктор, Валя, Валера, Вика, Влад, Вова, Василиса)
Класс делится на три исследовательские группы ( по рядам), знакомятся с правилами работы в группе ( читают их хором).
Затем каждая группа получает своё задание от учителя. Ребята анализируют слова, отвечают на поставленный вопрос, делают вывод о новом звуке.
Далее дети по одному человеку от группы выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы)
1 группа – Звук «в» - согласный, т.к. при произношении выдыхаемый воздух встречает преграду, его нельзя пропеть и протянуть
2 группа – Звук «в» - звонкий, т.к. мы его хорошо слышим, когда закрываем ушки3 группа – Звук «в» - бывает твёрдым и мягким
Затем ребята произносят про себя свои имена и фамилии и определяют, есть ли новый звук. Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают и определяют. Где он находится ( в начале, в середине или в конце слова)
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- формулирование темы.
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
7 Физкультминутка -Если услышите в словах мягкий звук «в» - мягко хлопаем, если твёрдый звук «в» - топаем. Если в слове вообще нет этих звуков, то стоим на месте, ничего не делаем
Слова: дверь, рама, факел, витрина, вареник, фрукт, ловить, фара, веник, ветер, воздух, трава, вишня. Дети выполняют физкультминутку по заданию учителя. Здоровьесберегающий метод:
- предупредить утомляемость на уроке
-развивать желание следить за своим здоровьем физическим и эмоциональным
8 Знакомство с новой буквой
- Кто из вас знает, какой буквой обозначается звук «в»?
Чтобы научиться читать, давайте познакомимся с печатными буквами «В,в»
- На что похожа буква «В»?
- Поэты заметили сходство буквы «В» с кренделем и сочинили такое стихотворение.
Буква "В" видна в дали-
Красивая, витая
Как будто крендель испекли
Приезжих поджидая (рисунок )- А сейчас мы эту букву вылепим из пластилина. Сделайте жгутик и сложите букву В. Это поможет её узнавать и не путать с другими буквами.
Дети отвечают, что буква «В» похожа на очки, на снеговика, телефонную трубку и крендель.
Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.
Конструируют букву из пластилина
Познавательные УУД:
-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель.
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
9 Чтение слогов и слов с буквой «в»
- Чтобы букве «в» не было скучно в нашем городе «Буквограде», познакомим её с гласными буквами
Чтение слогов:
во овва авву уввы ывви ив
ве ев
- А теперь попробуем прочитать слова с новой буквой. Откройте букварь на стр.52.
1 столбик – почитайте слоги
вэ – название буквы;
ва – слог. Дополните этот слог до слова (ваза, вата, вагон)
ви – слог. Может ли этот слог быть началом слов «Вика», «Виталик»?
(Нет! Имена пишутся с большой буквы)Сравнение слов 2-го и 3-его столбиков.
Буква большая
Совсем не пустяк,
В букве большой -
Уважения знак!
По правилам речевого этикета при написании писем, поздравительных открыток в знак уважения к человеку, особенно старшего по возрасту необходимо использовать обращения Вы, Вас, Вам и т.д. Эти обращения пишутся с большой буквы.
- Придумайте предложения с этими словами.
Открывают букварь.
Читают слоги и слова. Дополнят слог до слова.
Вспоминают, какие слова пишутся с заглавной буквы.
Сравнивают слова второго и третьего столбиков. Находят сходство и различие написания этих слов. Придумывают предложения с этими словами.
Например:
Наталия Владимировна! Поздравляем Вас с Днём учителя! Желаем Вам крепкого здоровья! Вы – самый добрый учитель!
10 Наблюдение за словообразованием и изменением оттенка значения слов (последний столбик слов)
Работа в рабочей тетради
- Прочитайте слова последнего столбика. (слайд)
-Как вы понимаете значение этих слов? Приведите примеры.
Ловили,
Наловили, Выловили
- Откройте рабочую тетрадь стр. 26 и выполните задание №1 ( слайд)
-Соедини рисунок с соответствующим словом (ловили, выловили, наловили0Ловили -  процесс ловли;
Наловили – итог ловли (ведро с рыбой);
- Выловили – поймали какую-то рыбу или предмет.
Выполняют задание в тетради

11 Физкультминутка
Видео ( на экране) Дети выполняют движения Здоровьесберегающий метод:
- предупредить утомляемость на уроке
-развивать желание следить за своим здоровьем физическим и эмоциональным
12 Чтение текста «Рыболовы»
(дифференцированная работа)
- В нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них автор приготовил текст на с.52.
- Обратите внимание на оформление этого текста.
-Что за слово написано в середине строки?
-Это  - заголовок (название текста).
- Можно ли по названию текста узнать, о ком или о чём  в нём пойдёт речь?
- Чтение текста читающими детьми
Работа по содержанию прочитанного.
Кого можно назвать рыболовами?
Можно ли узнать, поймали ли дети рыбу?
Понравились ли вам ребята? Почему?
Фронтальная работа.
-Найдите  в тексте слова с буквой В и прочитайте их.
- Какое слово в тексте самое короткое? 
-  Это слово, как и слова на, у, о, с, служат для связи слов в предложении: на пруду, с ними,  в воду.)
Дети читают заголовок текста.
Определяют по названию текста, о чём в нём пойдёт речь.
Текст читают хорошо читающие ученики вслух.
Весь класс отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
-Рыболовами можно назвать мальчиков – Вову и Ивана.
-Дети поймали рыбу, т.к. они угостили кота, когда тот упал в воду.
-Нам понравились ребята, т.к. они вытащили кота из воды и угостили его рыбой.
- Слова с буквой «в» в тексте:
рыболовы, Вова, Иван, в, ловили, ловил, в воду, вынул, - Самое короткое слово в тексте – слово «в»
13 Понятие многозначности слова.
- Прочитайте на слайде предложения и рассмотрите к ним рисунки.
- Сравните одинаковые слова в предложениях. Объясните их значение
1.Воробей клевал крошки. (Воробей ел крошки)
2. Рыба хорошо клевала. (Рыба хорошо ловилась)
3. Витя клевал носом. ( Витя дремал, т.е. то засыпал, то просыпался)
Воробей ел крошки.
Рыба хорошо ловилась
Витя дремал, т.е. то засыпал, то просыпался
14 Итоги урока. Рефлексия
Психологическая разгрузка и снятие напряжения -Мы сегодня сделали ещё   один маленький шаг к большому успеху.
- Закройте глазки и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.
-Какой была тема урока?
- какие цели вы ставили?
- Удалось ли вам достичь этих целей?
-Возникли ли у вас затруднения?
-Вы смогли их преодолеть?
-Поиграем в игру «Верю - не верю»
- Я буду называть утверждение о нашей новой букве. Если вы согласны, то показываете фишку зелёного цвета, если не согласны – красного.
1. Буква «В» обозначает гласный звук. А какой? Почему?
2. Звук «в» - звонкий
3. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий
4. В слове « весна» буква «в» обозначает твёрдый звук.
-Оцените свою работу на уроке.
«Дерево творчества»
Перед вами «Дерево творчества» прикрепите к нему
Плоды ( яблоки) - дело прошло полезно, плодотворно;
цветок — получилось почти все, дело прошло довольно неплохо;
зеленый листик – не все получилось, но я старался.
-Те, у кого сегодня были   трудности вы не волнуйтесь, в ближайшее время их устраним.
-Я думаю, что сегодня   на уроке вам всем было комфортно и мне приятно было с вами работать. Спасибо вам   за урок!
- Вы сегодня   «МОЛОДЦЫ» Отвечают на вопросы, работают с сигнальными карточками. Подводят итог урока.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке ( прикрепляют солнышки, цветочки и листочки на «Дерево успеха»). Познавательные УУД:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД:
- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
                                         
      
№ Этап урока Деятельность учителя                 Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Организацион-ный   момент Психологическая установка на урок
-Сегодня на уроке мы принимаем гостей – воспитателей детских садов, в которые вы ходили до школы, а так же учителя, работающие в нашей школе. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой. Наши гости посмотрят как вы живёте в школе, чему научились за два с половиной месяца.
Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы:
-Ребята, а теперь повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу». Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение Личностные: 
-понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний;  желание и стремление хорошо учиться.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.
3.
4.
5.
6.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Постановка 
Учебной задачи и её поэтапное решение
Физкультминутка
Создание проблемной ситуации
Построение проекта выхода из затруднения
( открытие нового знания)
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы проживают в этом удивительном городе.
Игра «Живые буквы»
Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.
Назовите лишнюю букву. Почему?
Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки
- Ребята, как вы думаете, почему ученик, у которого на карточке написана буква «В», не смог определиться , к каким буквам ему определиться?
- эту букву мы ещё не изучали
- Ребята, какие затруднения возникли во время игры?
-Я надеюсь, что сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения.
-Мы с вами вспомнили всех известных « жителей» города «Буквоград», а узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся, а также определить тему урока, нам поможет игра «Доскажи словечко»
Слайд 1. На экране появляются картинки по мере называния слов.
На опушке леса стоят небольшие…ворота
На воротах стоит …вратарь, волк
У вратаря номер…восемь
Возле ворот растёт красивый…василёк
Гол в ворота забивает…Винни – Пух
- Повторите все слова, которые вы сейчас добавляли.
- Назовите первые звуки слов-отгадок.
- Что вы заметили?
- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, записанное на доске.
 «Буква … В и звуки, которые она обозначает … [ в ], [ в’]»
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:
Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’]
Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;
Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся – особенный. Вам предстоит выяснить, в чём его особенность.
- В каком районе ( гласных или согласных) будет проживать этот звук?
-Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?
-Тогда давайте будем решать эту проблему.
 
- Сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.
Дети хором читают правила работы в группе на слайде.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Демонстрируется слайд.
Ворота
Вратарь
Волк
Восемь
Василёк
Винни-Пух– На экране снова появились появились слова: ворота, вратарь, волк, восемь, василёк, Винни-Пух . Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
Задание 1-ой исследовательской группе
Проанализируете слова и
сделайте вывод: звук [в] гласный или согласный?
Задание 2-ой исследовательской группе
Проанализируете слова и
сделайте вывод: звук [в] звонкий или глухой?
Задание 3-ой исследовательской группе
Проанализируете слова и
сделайте вывод: звук [в] в словах бывает твёрдый или мягкий?Далее дети по одному человеку от группы выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы)
– Итак, мы выяснили, что звук [в] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.
-А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
– Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)
– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова?(Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)
-Вспомните и назовите ещё имена людей, начинающихся на новый звук.
( Вера, Виктор, Валя, Валера, Вика, Влад, Вова, Василиса)




Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы.
А, У, О, И, Э, ЫИ – обозначает мягкость предшествующего согласного
Н, Л, Р, М, Й
ПОтгадывают загадки.
Ворота
Вратарь
Волк
Восемь
Василёк
Винни- Пух
Называют первый звук слов – отгадок ( звуки «в» и «в»
Формулируют тему урока – Звуки «в,в». Буква «В»
Формулируют цели урока
Познакомиться со звуками [ в ], [ в’]
Учиться отличать  звуки [ в ], [ в’] от других звуков;
Учиться читать  слоги и слова с новой буквой.


Дети делают зарядку, проговаривая стихотворение.
Класс делится на три исследовательские группы ( по рядам), знакомятся с правилами работы в группе ( читают их хором).
Затем каждая группа получает своё задание от учителя. Ребята анализируют слова, отвечают на поставленный вопрос, делают вывод о новом звуке.
Далее дети по одному человеку от группы выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы)
1 группа – Звук «в» - согласный, т.к. при произношении выдыхаемый воздух встречает преграду, его нельзя пропеть и протянуть
2 группа – Звук «в» - звонкий, т.к. мы его хорошо слышим, когда закрываем ушки3 группа – Звук «в» - бывает твёрдым и мягким
Затем ребята произносят про себя свои имена и фамилии и определяют, есть ли новый звук. Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают и определяют. Где он находится ( в начале, в середине или в конце слова)

Познавательные:
- ставить и формулировать проблему; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; понятие целого и его части
- группировать, классифицировать предметы на основе существенных признаков
2. Регулятивные:
- формулировать и удерживать учебную задачу
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
3. Коммуникативные
- проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач
Регулятивные УУД:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия
- вносить необходимые изменения, исправления в свою работу
- организовывать своё рабочее место под руководством учителя
Познавательные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели
- понимать информацию, представленную в виде текста и рисунков
- создавать алгоритм деятельности
- выполнять работу по аналогии
Коммуникативные:
- умение работать в группе
- проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач
- вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе
-учитывать разные мнения
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными заданиями
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Здоровьесберегающий метод:
- предупредить утомляемость на уроке
-развивать желание следить за своим здоровьем физическим и эмоциональным
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- формулирование темы.
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
7. Физкультминутка -Если услышите в словах мягкий звук «в» - мягко хлопаем, если твёрдый звук «в» - топаем. Если в слове вообще нет этих звуков, то стоим на месте, ничего не делаем
Слова: дверь, рама, факел, витрина, вареник, фрукт, ловить, фара, веник, ветер, воздух, трава, вишня. Дети выполняют физкультминутку по заданию учителя. Здоровьесберегающий метод:
- предупредить утомляемость на уроке
-развивать желание следить за своим здоровьем физическим и эмоциональным
8.
9.
10.
11.
12.
Знакомство с новой буквой
Чтение слогов и слов с буквой «в»
Работа в рабочей тетради
Физкультминутка
Чтение текста «Рыболовы»
(дифференцированная работа)
Понятие многозначности слова.
- Кто из вас знает, какой буквой обозначается звук «в»?
Чтобы научиться читать, давайте познакомимся с печатными буквами «В,в»
- На что похожа буква «В»?
- Поэты заметили сходство буквы «В» с кренделем и сочинили такое стихотворение.
Буква "В" видна в дали-
Красивая, витая
Как будто крендель испекли
Приезжих поджидая (рисунок )- А сейчас мы эту букву вылепим из пластилина. Сделайте жгутик и сложите букву В. Это поможет её узнавать и не путать с другими буквами.
- Чтобы букве «в» не было скучно в нашем городе «Буквограде», познакомим её с гласными буквами
Чтение слогов:
во овва авву уввы ывви ив
ве ев
- А теперь попробуем прочитать слова с новой буквой. Откройте букварь на стр.52.
1 столбик – почитайте слоги
вэ – название буквы;
ва – слог. Дополните этот слог до слова (ваза, вата, вагон)
ви – слог. Может ли этот слог быть началом слов «Вика», «Виталик»?
(Нет! Имена пишутся с большой буквы)Сравнение слов 2-го и 3-его столбиков.
Буква большая
Совсем не пустяк,
В букве большой -
Уважения знак!
По правилам речевого этикета при написании писем, поздравительных открыток в знак уважения к человеку, особенно старшего по возрасту необходимо использовать обращения Вы, Вас, Вам и т.д. Эти обращения пишутся с большой буквы.
- Придумайте предложения с этими словами.
Наблюдение за словообразованием и изменением оттенка значения слов (последний столбик слов)
Ловили -  процесс ловли;
Наловили – итог ловли (ведро с рыбой);
- Выловили – поймали какую-то рыбу или предмет.
- Откройте рабочую тетрадь стр. 26 и выполните задание №1 ( слайд)
-Соедини рисунок с соответствующим словом (ловили, выловили, наловили0- В нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них автор приготовил текст на с.52.
- Обратите внимание на оформление этого текста.
-Что за слово написано в середине строки?
-Это  - заголовок (название текста).
- Можно ли по названию текста узнать, о ком или о чём  в нём пойдёт речь?
- Чтение текста читающими детьми
Работа по содержанию прочитанного.
Кого можно назвать рыболовами?
Можно ли узнать, поймали ли дети рыбу?
Понравились ли вам ребята? Почему?
Фронтальная работа.
-Найдите  в тексте слова с буквой В и прочитайте их.
- Какое слово в тексте самое короткое? 
-  Это слово, как и слова на, у, о, с, служат для связи слов в предложении: на пруду, с ними,  в воду.)
- Сравните одинаковые слова в предложениях. Объясните их значение ( показ слайда)
1.Воробей клевал крошки. (Воробей ел крошки)
2. Рыба хорошо клевала. (Рыба хорошо ловилась)
3. Витя клевал носом. ( Витя дремал, т.е. то засыпал, то просыпался)


  Дети отвечают, что буква «В» похожа на очки, на снеговика, телефонную трубку и крендель.
Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.
Конструируют букву из пластилина
Открывают букварь.
Читают слоги и слова. Дополнят слог до слова.
Вспоминают, какие слова пишутся с заглавной буквы.
Сравнивают слова второго и третьего столбиков. Находят сходство и различие написания этих слов. Придумывают предложения с этими словами.
Например:
Наталия Владимировна! Поздравляем Вас с Днём учителя! Желаем Вам крепкого здоровья! Вы – самый добрый учитель!


Выполняют задание в тетради


Дети читают заголовок текста.
Определяют по названию текста, о чём в нём пойдёт речь.
Текст читают хорошо читающие ученики вслух.
Весь класс отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
-Рыболовами можно назвать мальчиков – Вову и Ивана.
-Дети поймали рыбу, т.к. они угостили кота, когда тот упал в воду.
-Нам понравились ребята, т.к. они вытащили кота из воды и угостили его рыбой.
- Слова с буквой «в» в тексте:
рыболовы, Вова, Иван, в, ловили, ловил, в воду, вынул, - Самое короткое слово в тексте – слово «в»
Воробей ел крошки.
Рыба хорошо ловилась
Витя дремал, т.е. то засыпал, то просыпался
Познавательные УУД:
-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель.
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
13. Итоги урока. Рефлексия
Психологическая разгрузка и снятие напряжения -Мы сегодня сделали ещё   один маленький шаг к большому успеху.
- Закройте глазки и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.
-Какой была тема урока?
- какие цели вы ставили?
- Удалось ли вам достичь этих целей?
-Возникли ли у вас затруднения?
-Вы смогли их преодолеть?
-Поиграем в игру «Верю - не верю»
- Я буду называть утверждение о нашей новой букве. Если вы согласны, то показываете фишку зелёного цвета, если не согласны – красного.
1. Буква «В» обозначает гласный звук. А какой? Почему?
2. Звук «в» - звонкий
3. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий
4. В слове « весна» буква «в» обозначает твёрдый звук.
-Оцените свою работу на уроке.
«Дерево творчества»
Перед вами «Дерево творчества» прикрепите к нему
Плоды ( яблоки) - дело прошло полезно, плодотворно;
цветок — получилось почти все, дело прошло довольно неплохо;
зеленый листик – не все получилось, но я старался.
-Те, у кого сегодня были   трудности вы не волнуйтесь, в ближайшее время их устраним.
-Я думаю, что сегодня   на уроке вам всем было комфортно и мне приятно было с вами работать. Спасибо вам   за урок!
- Вы сегодня   «МОЛОДЦЫ» Отвечают на вопросы, работают с сигнальными карточками. Подводят итог урока.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке ( прикрепляют солнышки, цветочки и листочки на «Дерево успеха»). Познавательные УУД:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД:
- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
Литература:
Т.М. Андрианова «Букварь», рабочая тетрадь к «Букварю»
Обучение грамоте в 1 классе по «Букварю» Т.М. Андриановой и «Прописям» В.А. Илюхиной