Конспект выступления на общешкольном родительском собрании по теме Семья и школа: равные возможности разным детям
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Хор
Хабаровского края района имени Лазо
Конспект
общешкольного родительского собрания.
Тема: «Семья и школа: равные возможности разным детям»
Составила: Днепровская Л.Н.,
учитель начальных классов.
р.п. Хор
2016 г.
Форма проведения: дискуссия.
Характеристика аудитории: педагоги, администрация ОУ, родители.
Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.
Задача:
1. Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»
Оборудование: аудиоаппаратура, мультимедийный проектор, демонстрационная доска.
Ход родительского собрания:
Слайд1 – тема собрания
-Все мы знаем, что степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями. Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей-инвалидов.
Слайд 2
-В «Конвенции о правах ребёнка» записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
-Так кого можно считать детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Вы узнаете чуть позже из интервью, взятого у наших учеников.
Слайд 3
-Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Следует отметить, что термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно.
Слайд 4
-Еще один федеральный документ, требующий внимания, – это Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
-Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Слайд 5
- Наша школа тоже выполнила эти требования. ( фото Пандус и крыльцо)
-Одним из основных положений Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», касающихся детей с ОВЗ, является и инклюзивное образование.
Слайд 6
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
.
-Возможность получения полноценного образования ребёнком с инвалидностью- одно из основных условий его успешной социализации, полноценного участия в жизни общества и самореализации.
-Существует восемь принципов инклюзивного образования:
Слайд 7-14 Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать;3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;4. Все люди нуждаются друг в друге;5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
- Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.
Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
-Возможность получения полноценного образования ребёнком с инвалидностью- одно из основных условий его успешной социализации, полноценного участия в жизни общества и самореализации.
Дети-инвалиды оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети.
Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.
Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, НО все дети могут развиваться и учиться.
При этом система адаптируется к потребностям ребенка.
Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет можно сказать, что сами дети часто НЕ выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.
Слайды 15-17
Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что « обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.
Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию.
Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого -содействует развитию толерантности.
Все эти качества в своих детях Вы можете воспитать только своим добрым примером. Дети – это зеркало отношений и характеров родителей.
Если мы хотим воспитать толерантного ребёнка, то Вы, родители, сами должны толерантно относиться к нему. И тогда ребёнок с инвалидностью, обучающийся в обычном классе, никогда не почувствует себя ненужным. Ведь никто не застрахован от того, что в любой момент может оказаться на месте той семьи, в которой есть человек с ограниченными возможностями, столкнуться с их проблемами.
Слайд 18
3. Заключение
- Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования, качество которого зависит от нас. Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
- И в наших детях мы с Вами должны воспитывать только добро!
Слайд 19
Спасибо за внимание и понимание!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15