Интегрированный урок по изобразительному искусству в 1 классе по теме «Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты.
Интегрированный урок по изобразительному искусству в 1 классе.
Тема. Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Иметь представление о геометрическом орнаменте. Называть элементы таких орнаментов. Уметь создавать из геометрических фигур орнамент. Моделировать различные геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях.
2ЛР: Выполнять геометрический орнамент из бумаги (аппликация), украшая элементы русской народной одежды.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения декоративного искусства на примере произведений русских мастеров.
Обязательный минимум содержания:
Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Выполнять практическую работу на закрепление знаний (Н).
Понимать, как из геометрических фигур получают разные орнаменты (Н), и уметь их создавать (П).
Оборудование.
Геометрические фигуры разного цвета, размера, формы выстроены в узор.
Проектор. Слайд – шоу «Какие бывают орнаменты».
Заготовки элементов русской народной одежды из бумаги.
Русские народные костюмы, рушники для оформления кабинета.
Ножницы, клей, цветная бумага у учеников.
Музыкальный ряд.
«Утушка луговая» Л.Зыкина, «Течёт река Волга» Л. Зыкина.
Этапы урока. Содержание Формирование УУД, технология оценивания.
действия учителя действия учеников Познавательные действия.
1.Анализировать и обобщать, делать выводы.
3. Группировать и сравнивать факты, явления, понятия.
4. Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.
Регулятивные действия.
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия.
1. Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.
3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные действия.
1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.
2. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
3. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
I. Создание проблемной ситуации.
Организация класса. Проверка готовности к уроку.
– В детском саду, в жизни, вы уже слышали слово «орнамент», учились его рисовать . Давайте вместе попробуем вспомним, что же означает это слово?
На доске 4 бумажные полосы с узорами.
-Ребята, можно ли первое изображение назвать орнаментом?
-Можно ли второй узор отнести к орнаменту?
-Третий узор орнамент?
- Кто хочет сам составить орнамент из предложенных фигур?
-Ребята, можно ли считать этот узор орнаментом?
Обобщение.
-Ребята, из чего мы составляли орнаменты?
-Как бы вы назвали такой орнамент?
-Как вы думаете, где можно найти применение такому орнаменту?
- Да, в народных костюмах очень часто встречаются орнаменты из геометрических фигур. А что означают все эти фигуры и знаки?
Дети отвечают.
-Нет, так как чередование фигур есть, а ритма нет.
-Нет, так как все фигуры разного размера.
-Нет, так как все круги зелёные, но разного оттенка.
У доски работает ученик.
-Да, этот узор можно считать орнаментом, так как в нём есть чередование фигур, есть ритм, все фигуры правильно подобраны по цвету и размеру.
(Учитель помогает ребятам формулировать ответ).
-Из геометрических фигур.
-Геометрический.
Разные варианты ответов. II.
Формулирование проблемы. – Так на какой вопрос мы должны сегодня ответить?
Учитель записывает на доске формулировку проблемы. -О чём нам рассказывают геометрические фигуры и знаки в русском костюме.
III. Выдвижение гипотез. -Может у кого – то есть вариант ответа на этот проблемный вопрос? Выдвигают свои версии. IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
-Решить эту проблему погрузится в атмосферу глубокой старины нам помогут наши гости. Встречаем!
-Русский народ очень весёлый, гостеприимный, дружный. Все праздники раньше будь то свадьба, Масленица, праздник Урожая отмечали всем селом с песнями, плясками, хороводами, состязаниями, играми,
потешками.
-Вот так же весело, задорно я предлагаю вам немного поиграть.
Встаём в хоровод.
-Поём песню, выполняем задание, со второго куплета «допеваем» задание сами.
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не читать, не писать,
А в ладоши хлопать
И вот эдак и вот так} 2-3 раза
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не читать, не писать,
А ногами топотать,
И вот эдак и вот так} 2-3 раза
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не читать, не писать,
(Продолжают дети)
И вот эдак и вот так} 2-3 раза
-Ребята, какая форма у нашего хоровода?
-Как вы думаете, почему именно круглая форма? С чем её можно сравнить в природе?
-Что даёт солнце человеку?
-Ещё солнце раньше изображали в форме ромба.
Встаньте так, чтобы получился ромб.
-Как бы вы показали землю с помощью знаков?
-Что даёт земля людям?
-Как бы вы показали воду с помощью знаков?
-Для чего вода человеку и природе?
-Сегодня на уроке вы не встречали такие фигуры и знаки? Где?
Показ слайд –шоу «Геометрический орнамент в народной одежде».
2 мальчика и 2 девочки танцуют под песню Л. Зыкиной «Утушка луговая».
Дети в костюмах рассказывают потешки.
Встают в хоровод.
Выполняют.
-Круг.
-С солнцем (и другие варианты ответов).
Варианты ответов.
Выполняют.
-Прямая линия.
Варианты ответов.
-Волнистая линия.
Варианты ответов.
-В народных костюмах, в рушниках.
V. Выражение решения проблемы. - Ребята, на какой вопрос мы искали ответ?
-Кто может сейчас на него ответить?
-О чём нам рассказывают геометрические фигуры и знаки в русском костюме?.Варианты ответов.
VI. Применение знаний (продуктивные задания).
VII. Итог урока. Рефлексия.
Все дети поделены на 4 группы.
Задание. Украсить одежду (бумажных кукол) геометрическим орнаментом.
Работа индивидуально- групповая.
Работа по плану.
Пока ребята работают звучит негромкая народная музыка.
Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Занятие окончено, до новых встреч!
(План работы на столе у каждой группы)
План работы.
1. Выбрать главного художника.
2.Распределить обязанности в группе.
3. Украсить одежду геометрическим орнаментом.
4.Сравнить свою работу с образцом.
Отвечают.
Литература.
Рисование. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.Рисование – 2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
Справочник администрации по организации учебно – воспитательного процесса.
Уотт. Ф. Я умею рисовать/Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО “РОСМЭН – ИЗДАТ”, 2004. – 96 с.