Рабочая программа 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета МУЗЫКА
для 4 класса
Антиповой Марины Владимировны
I категория
МОУ СОШ с.Репное
Балашовского района Саратовской области
2016 – 2017 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса. Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241,от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060,от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507,31.12.2015 N 1576.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Примерной программой начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке. «Музыка». 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. – 2 – е изд., дораб. - М., Просвещение, 2011.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально – ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров; - воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно- ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- укрепление культурной, этнической и гражданской индентичноти в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка, беседа, лекции
Содержание учебного предмета
«Россия-Родина моя» - 4 ч
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей».
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? Жанры народной песни.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Урок 5. Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Урок 6. Кирилл и Мефодий.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Урок 7. Праздников праздник, торжество из торжеств.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 8. Родной обычай старины. Светлый праздник. Обобщающий урок по теме «О России петь – что стремиться в храм»
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник). Обобщение музыкальных впечатлений четверти. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
«День, полный событий» - 5ч.
Урок 9.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 10. Зимнее утро, зимний вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).Урок 11. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 12. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 13. «Приют, сияньем муз одетый…».
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.
Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Урок 16. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок по теме «День, полный событий».
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа. Обобщение музыкальных впечатлений четверти. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Урок 17. Народные праздники. Троица.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«В концертном зале» - 6ч.
Урок 18. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 19. Старый замок.
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Урок 20. Счастье в сирени живет…
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
Урок 21. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 22. Патетическая соната. Годы странствий.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 23. Царит гармония оркестра.
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре» - 6 ч.
Урок 24 – 25. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. . Обобщающий урок по теме «В концертном зале»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Обобщение музыкальных впечатлений четверти. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 26. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. Исходила младёшенькаНародная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Урок 27. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Урок 28. Балет «Петрушка»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Урок 29. Театр музыкальной комедии.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.
Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).Урок 32. В каждой интонации спрятан человек.
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 33. Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 34 - 35. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.Информационно – методическое обеспечение
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
1.Критская Е.Д. Музыка. 4 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2013.
2.Критская Е.Д. Музыка.4 класс [ Текст]: рабочая тетрадь / Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2013
3.Музыка. Фонохрестоматия. 4 класс [Электронный ресурс] /сост. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: просвещение, 2010. – 1 электронно оптический диск (СD – Rom).
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1.Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. – сост. Л.В. Золина. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010
2.В помощь учителю. Начальная школа. Музыка 1 – 4 классы (компакт – диск) / электронное пособие предназначено учителям музыки, педагогам дополнительного образования, руководителям методических объединений, организаторам внеклассной работы. - издательство «Учитель», 2012.
3. Леонид Сметанников. День Победы., компакт – диск,2002.
4. Леонид Сметанников. Песни Игоря Дороднова., компакт – диск,2005.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
1.Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. – сост. Л.В. Золина. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. – 176 с.
2. В. Конон. История зарубежной литературы. Выпуск
3. Пятое издание. Редактор С. Катомина. Техн. редактор С. Буданова. Издательство «Музыка» Москва 1981.
3. Давыдова М. А. Уроки музыки: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).
4. Давыдова М. А. Поурочные разработки по музыке: 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 320 с. – (В помощь школьному учителю)
5. Нотное издание. Песни Родины моей. Песенник. Мелодии и тексты песен. Издание 2 – е, Издательство «Музыка», Ленинград, 1988.
6. Сборники детских песен.
7.Сергеева Г.П. Музыка.1 – 4 классы Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителя/[Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. – 2 – е изд., доработанный – М.: Просвещение, 2011 – 64 с.
8.Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина – М.: Просвещение, 2012. – 256 с.
9 .Музыка. Технология. 1 класс: рабочие программы по системам учебников «Перспектива» и «Школа России» / авт. – сост. Э.Н.Золотухина, Ж.В.Жукова, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 48 с.
10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с. – (Стандарты второго поколения).
11.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа./ [ сост. Е.С Савинов]. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2011 с. – (стандарты второго поколения).
12. Планируемые результаты начального общего образования /[ Л.Л. Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3 –е изд. – М.Просвещение, 2011. – 120 с.
13.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч.1./[ М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А.Карабанова и др.] ; под ред. Г.С. .Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
14. .Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч.2./[ /[ Л.Л. Алексеева,, М.З.Биболетова, А.А.Вахрушев и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.Просвещение, 2011. – 240 с.
Календарно-тематическое планирование рабочей программы
по музыке
предмет
Класс 4
Количество часов: в неделю _____1__ч.
Плановых контрольных работ (год) ____-____ ч.
№ урока п/п№ урока по теме Тема урока Кол-во
часов Календарные сроки
Дата по плану Дата проведения
«Россия-Родина моя» - 4ч.
1 1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». 1 2 2 Как сложили песню. Звучащие картины. 1 3 3 «Ты откуда русская, зародилась, музыка? Жанры народной песни. 1 4 4 «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралась Русь!» 1 «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
5 1 Святые земли Русской. Илья Муромец 1 6 2 Кирилл и Мефодий. 1 7 3 Праздников праздник, торжество из торжеств. 1 8 4 Родной обычай старины. Светлый праздник. Обобщающий урок по теме «О России петь – что стремиться в храм» 1 «День, полный событий» – 5 ч.
9 1 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 1 10 2 Зимнее утро, зимний вечер. 1 11 3 «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. 1 12 4 Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. 1 13 5 «Приют, сияньем муз одетый…». 1 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.
14 1 Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. 1 15 2 Оркестр русских народных инструментов. 1 16 3 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок по теме «День, полный событий». 1 17 4 Народные праздники. Троица. 1 «В концертном зале» - 6ч.
18 1 Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. 1 19 2 Старый замок. 1 20 3 Счастье в сирени живет… 1 21 4 «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… 1 22 5 Патетическая соната. Годы странствий. 1 23 6 Царит гармония оркестра. 1 «В музыкальном театре» - 6 ч.
24-25 1-2 Опера «Иван Сусанин»
1 26 3 Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. Исходила младёшенька. 1 27 4 Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. 1 28 5 Балет «Петрушка» 1 29 6 Театр музыкальной комедии. 1 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.
30 1 Прелюдия. Исповедь души.
Революционный этюд. 31 2 Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). 32 3 В каждой интонации спрятан человек. 33 4 Музыкальный сказочник. 34-35 5-6 Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».