Русский язык Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение.


Тема: Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща».
Устное сочинение.
Цель: Создать все условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили сочинение-описание по картине. Задействовать различные умения учеников: определение основной мысли текста, составление плана текста, подбор названия к тексту, умение проверять орфограммы.
Задачи урока:
познавательные: Познакомить с жизнью и творчеством И.И.Шишкина; Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине; Обогатить словарный запас учащихся; Повторить сведения о научном и художественном описаниях;
развивающие: Способность развитию связной устной и письменной речи учащихся; Способность развитию навыков выразительного чтения, умения анализировать.
воспитательные: Привить любовь к русскому языку; приобщить учащихся к искусству, к миру живописи, воспитать чувство восхищения живописью.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
- отличие научного текста от художественного.
Уметь:
- составлять рассказ по картине
Метапредметные и личностные (УУД):
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать.
Коммуникативные: адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента). Вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками.
Учебно - методическое обеспечение: У-2:с.88-89
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности рабочего места.
2. Целепологание.
- У вас на партах карточка с картинами ваша задача вместе с товарищем по парте простым карандашом соотнести картину с названием и автором.
На выполнение задания у вас 1 мин. (Ответы детей)
-Давайте проверим, правильно ли все вправились с заданием, ни кто из вас не забыл картины, с которыми мы уже знакомы.
(1 слайд)
- Одна картина у вас осталась без названия, как вы думаете почему?
(Потому что мы еще не знакомы с этой картиной и незнаем как она называется и кто ее автор)
- Может, кто ни будь, знает, как называется эта картина, ну или может, догадываетесь? (Ответы детей)
- Посмотрите внимательно, какие деревья изображены на картине?
(Ответы детей «Дубы»)
- А как называются дубовые насаждения?
(«Дубовая роща»)
- Это картина Ивана Шишкина, а называется она «Дубовая роща».
(2 слайд)
- О чем мы будем сегодня говорить?
(Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Шишкина, с его картиной «»Дубовая роща)
- Так же мы попробуем составить план для устного сочинения и по этому плану попытаемся составить устное сочинение. Сочинение мы будем составлять устно, поэтому ваша задача - все мысли, услышанные сегодня, запомнить.
- Тема нашего урока Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща».
Устное сочинение.
(3 слайд)
3. Работа по теме урока.
- Откройте 2 часть учебника русского языка на стр. 88
- Нам предлагается в «музейном доме» найти картину Шишкина «Дубовая роща»
-Картина Ивана Ивановича Шишкина «Дубовая роща» была написана в 1887году. На холсте, маслом.
-Многие из знакомых вам авторов сочетают в себе талант писателя и знания ученого. Обратите внимание, как художник изобразил пейзаж.
- Почему я сказала, что в художниках сочетаются талант и писателя, и ученого?
(Мне кажется потому, что художник с точностью изобразил, как старые деревья, так и молодые. На старых деревьях видно, что кора на стволах уже треснувшая. А у молодых деревьев кора гладкая, ровная).- А что происходит с ветвями деревьев? (Чем старше дерево, тем его ветви больше раскинуты в стороны. Дерево становится более крупным, а ветви более толстыми, изогнутыми).- У вас на столах лежат лупы, возьмите их, давайте рассмотрим картину внимательно, заглянем в каждый уголок этой дубовой рощи.
- Рассматривание репродукции картины, беседа по ней с.89 №37- Расскажите о дубах, которые изобразил художник? (Дубы, большие, могущественные, создают впечатление таинственности)
- Как ты думаешь, почему художника заинтересовали именно эти деревья: ведь в лесу много молодняка? (Старые деревья большие, могучие они многое пережили, что у каждого дерева есть своя история. Старые деревья хранят память о прошлом)-Можно ли сказать, что в лесу Ивана Шишкина интересуют только деревья? Что еще привлекло его внимание? ( Художник изобразил у подножия дубов лесные кустарники, травы, цветы. Справа на первом плане картины можно разглядеть небольшой лесной пруд.
-Художник не изобразил солнца. Что же помогает нам его увидеть? (Солнечные блики на стволах деревьев, на траве и земле.)
-Анишит Йокоповна сказала, что в картине дважды использован прием контраста. Ты догадываешься, что она имела в виду?
Учитывай размеры предметов и освещение. (контраст освещенных солнцем и находящихся в тени стволов деревьев и участков земли, а также контраст огромных старых деревьев и мелких лесных цветов на первом плане картины.)
-Понравилась ли вам репродукция? Объясните чем. Словесно иллюстрируя высказываниями описательного типа. (Мне очень понравилась картина Ивана Шишкина «Дубовая роща». В картине художник изобразил могучие дубы, которые хранят свою историю, картина яркая солнечная, но солнца не видно, но мы можем это понять при помощи солнечного блика, который художник изобразил на деревьях, траве и земле.)-Определите основную мысль, которую надо раскрыть в сочинении. (Художник восхищается красотой природы).
-Какие чувства рождает картина у зрителя? (радость, тепло, спокойствие, таинственность).
- Опишите с помощью слов-прилагательных уголок леса, представленный на картине. Придумайте и назовите сравнения
Небо – бездонное, синее, ясное, малооблачное.
Дубы - стройные, величавые, могучие, гордо застыли.
Вершины – пышные, словно замерли под солнцем.
Тишина – глубокая, молчаливая, задумчивая, торжественная.
Цветочки – маленькие, хрупкие, тонкие, нежные
Солнце – летнее, жаркое, ласковое, смеющееся.
Стволы – шершавые, грубые, морщинистые.
Картина – теплая, радостная, ощущение приподнятого настроения.
- О чем это говорит? (Это говорит нам о том, что талант художника сочетается со знаниями о природе.)
-Вы соглашаешься с тем, что Иван Шишкин – настоящий знаток природы? Как вы это подтвердите? (Иван Шишкин очень внимательно и точно передает облик, как больших старых деревьев, так и каждого лесного растения и цветка.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение
Обсуждение содержания сочинения. Лексическая подготовка.
- так о чем мы можем рассказать в сочинении? (самое первое мы должны сказать о художнике, о том, как называется его картина, что на ней изображено.)
- Верно, как мы можем назвать эту первую часть сочинения.

1. Опушка дубовой рощи.
Дальше, о чем мы должны рассказать ? (Мы расскажем о том, какие дубы красивые, большие, могущественные, величественные)
- Как можно назвать эту часть сочинения?
2.Величественные дубы.
- Дальше мы можем рассказать в своем сочинении, о том что есть еще на картине и маленькие, нежные цветочки.
- как можно назвать эту часть сочинения?
3.Нежные цветочки.
-Что еще мы видим на картине помимо дубов, цветов. Что делает нашу картину яркой? (Еще мы видим блики яркого летнего солнца на деревьях, траве.)
- Как можно назвать эту часть сочинения?
4.Теплое летнее солнце.
- И в заключении мы должны сказать о любви художника к картине, ведь он так точно изобразил природу.
- как можно назвать эту часть сочинения?
5.Любовь художника к природе.
- кто попробует рассказать по первому пункту плана.

-На картине Ивана Шишкина "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовой роще. Скорее всего, это опушка леса. Так как солнце очень яркое.
-Мощные, развесистые дубы, вековые свидетели, которые поражают своим могуществом и спокойствием. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет. - Маленькие, нежные цветочки кажутся еще меньше и беззащитнее рядом с огромными деревьями, но все равно от этого на картине не теряют своей красоты
- Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о лете. -Вся красота и точность с которой художник передал нам природу дубовой рощи, говорит о том, что Шишкин любил природу и мог передать эту любовь на картине. 

- Я предлагаю вам посмотреть небольшой видео фрагмент и если вдруг вы, где ни - будь когда, ни -будь, встретите картины Ивана Шишкина, то сможете их отличить, а может быть даже вспомните названия.
(Видео фрагмент о картинах Шишкина)
Итог урока. Рефлексия.
- С картиной какого художника мы сегодня познакомились?
(И. Шишкин «Дубовая роща»)
- Какие картины писал Иван Шишкин? ( Картины о природе.Пейзажи)
Домашнее задание: Найти фамилии художников, которые тоже, как И.И.Шишкин рисовал природу.