Выступление на ГМО учителей информатики
Выступление на ГМО учителей информатики
Вернигоры Марины Николаевны,
учителя математики и информатики
Шахтерской общеобразовательной школы I-III ступеней №19 управления образования администрации города Шахтерска
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Поэтому перед современной школой ставятся задачи:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда;
- научить жить (учение для бытия;
- научить жить вместе (учение для совместной жизни. Как же современному учителю достичь такого результата, при условии, что мы не в коей мере не желаем «надломить, перестроить, изменить РЕБЁНКА», а ставим целью только «научить учиться». В этом приходят на помощь информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Тема, над которой работала в последние 5 лет, - «Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся через использование информационных технологий в учебной деятельности». Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Среди преимуществ компьютерного обучения наиболее значимыми являются:
активная позиция учащегося;
переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;
информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ;
«погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;
интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, справочники, словари) и образовательными сообществами (учителя, консультанты).
На современном этапе использование информационных технологий в учебной деятельности является актуальным.
Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые наиболее широко используются в системе образования.
Обучающие программы (ОП) – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Такие программы носят обучающий характер: они содержат пояснения, правила, образцы выполнения заданий, что способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП являются лишь частью всей системы обучения, следовательно, должны быть увязаны со всем учебным материалом.
В своей педагогической деятельности использовала программный комплекс «Системы линейных уравнений» (алгебра, 7 класс), «Открытая математика» (геометрия, 9 класс)
Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Электронный учебник можно использовать как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и печатный учебник. В связи с вынужденным продлением каникул в январе 2015 года электронные версии учебников помогли обучающимся самостоятельно изучить отдельные темы программы: «Показательные уравнения» (алгебра и начала анализа, 10 класс), «Программирование» (информатика, 11 класс). Электронные учебники были размещены на Google – диске учителя, а доступ открыт всем обучающимся класса. Кроме того, электронные версии рабочих тетрадей по информатике для 6, 7, 8, 9 классов размещены на сайте ОШ№19 (https://shk19.blogspot.com/p/blog-page_4.html ). Школьники используют их для выполнения домашних заданий, а также в процессе работы над темой урока в школе.
Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний - вызывает массу дискуссий. Многие психологи и педагоги пытаются ответить на вопрос: «Может ли бездушная машина оценить знания ученика?» Тем не менее, на практике общепризнанно, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще и снижает фактор субъективности.
Для тестирования обучающихся использую оболочку Test-W, в которой создаю тесты для необходимой темы. Например, мною были созданы и апробированы математическое тесты по темам «Натуральные числа», «Действия с натуральными числами» (5 класс), «Сумма углов треугольника» (геометрия, 7 класс), «Функция» (алгебра, 8 класс), «Стереометрия» (геометрия, 10 класс). На информатике использую тестовый контроль по темам «Как мы познаем окружающий мир» (6 класс), «Логика» (8 класс), «Компьютерные сети», «Операционная система», «Презентации» (9 класс) и др.
Январь, 2017 год