Разработка урока физики по технологии «Биоинформатика и синергетика» — карта «Устный урок -1» в 9 классе по теме «Акустический резонанс. Отражение звука. Эхо».
Разработка урока физики по технологии «Биоинформатика и синергетика»
- карта «Устный урок -1» в 9 классе по теме «Акустический резонанс. Отражение звука. Эхо».
Цель: усвоение учебного материала по требованиям норматива – 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.
Задача: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат: достижение поставленной цели. Схема карты «Устный урок – 1».
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Цели урока – сформировать у учащихся понятия «Резонанс», «Эхо», изучить акустический резонанс, отражение звука, показать практическую значимость. Шире раскрыть понятие звука, эхо на примере.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать понятия резонанс, эхо;
Воспитательные:
формирование системы взглядов на мир, воспитывать трудолюбие, умение работать в дефиците времени, реагировать на физическую ситуацию;
Развивающие:
развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы.I – Организационный момент. Мотивация. – объясняется порядок работы по карте. Для активизации класса даётся слово лидеру.
I I – Актуализация субъектного опыта учащихся – перекрёстный опрос по теме предыдущего урока. «Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей». Первая отметка – всем учащимся ставится плюс или минус по результатам.
1.Колебания, распространяющиеся от частицы к частице в упругой среде, называются ...(волнами)
2. Волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны, называются ….(продольные)
3. Расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду, называется …(длиной волны)
4. Волны, которые возникают только в твёрдых телах, называются…(поперечными)
5. Звук с частотой от 20000Гц и выше называется….(ультразвуком)
6. Чем определяется громкость звука …(амплитудой)
7. Качество звука, которое придаёт индивидуальную окраску голосу человека или звучанию инструмента, называется…(тембр)
8.Что передаётся при распространении волны? (энергия)
9. Волны, которые возникают в любой среде: газообразной, жидкой, твёрдой, называются… (продольными)10.Волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения, называются ...(поперечные)
11.Звук с частотой от 16 Гц до 20 Гц называется…(инфразвук)
12.Механическая волна с частотой от 20 до 20 000 Гц называется …(звуком)
13.Чем определяется высота тона в звуке? (частотой колебаний).
14.Сочетание беспорядочных звуков различной частоты называется…(шум)
15. В вакууме звук….(не распространяется)
16. Длина волны обозначается..(λ)17. Как найти длину волны через период и скорость? (λ=Тυ)
18.Как найти длину волны через частоту и скорость? (λ=υ/ν)19. Расстояние между двумя ближайшими гребнями или впадинами в поперечной волне называется? (длиной волны)
20. Какие звуки не слышит человек? (инфразвуки и ультразвуки)
III этап – Организация восприятия. Понятие из 2 слов считается как два слова. Допуск по памяти: минус одно слово. Перед началом урока на доску заносятся опорные слова по изученной теме. Опорные слова закрываются. Учащиеся должны запомнить все слова. После окончания времени (1мин 15 сек) слова закрываются. Время на запись слов по памяти равно времени на его запоминание. Вторая отметка плюс или минус.
Тембр
Частота
Шум
Амплитуда
Инфразвук
Длина волны
Ультразвук
Период
Громкость
Высота тона
Камертон
Колебания
IV– Организация осмысления. Учащиеся должны прочитать § 33-34 из расчёта 3 минуты на лист учебника.
V – Первичная проверка понимания - перекрёстный опрос. Третья отметка плюс или минус ставится всем по результатам.
Совпадение собственных частот звуковых колебаний называется? (акустическим резонансом)
Для чего используется явление резонанса? (для усиления звука колеблющихся тел)
Что значит «звучание в унисон»? (звучание с одинаковой частотой)
Что используют в музыкальных инструментах в качестве резонаторов? (корпус инструмента или отверстия в нём)
Что усиливает звук домбры? (корпус и воздух внутри инструмента)
Что является резонаторами в звуковом аппарате человека и животных? (гортань и полость рта)
В каких направлениях распространяются звуковые волны? (во всех)
Что происходит со звуковыми волнами, если они встречают на своём пути преграду? (отражаются от неё)
Что можно сказать об углах падения и углах отражения звуковой волны? (они равны)
Как называется звуковая волна, отражённая какой-либо преградой и возвратившаяся в то же место, откуда она начала распространятся? (эхо)
В результате чего образуется эхо? (в результате отражения звуковой волны от преграды)
Почему внутри помещения звуки бывают более громкими, чем снаружи? (отразившийся звук соединяется с реальным звуком и усиливает его)
Может ли эхо возникнуть в степи? (нет)
На любом ли расстоянии от преграды человек может слышать эхо? (нет, расстояние должно быть достаточно большое)
Как называется увеличение длительности звука, вызванное его отражением от различных препятствий? (реверберацией)
В помещениях с мягкой мебелью реверберация большая? (нет, незначительная)
По какой формуле находится расстояние от источника до звука до преграды? (s=vt/2)
Почему в просторном зале слова людей становятся непонятными, речь звучит гулко? (отражённые звуки приходят неодновременно)
Почему нельзя сильно уменьшать реверберацию? (звук быстро затухает, громкость и чёткость его недостаточны)
Почему в горах эхо слышно несколько раз подряд? (многократное отражение)
VI. Организация первичного закрепления - критический опрос. Четвёртая отметка ставится всем плюс или минус по результатам.
Совпадение собственных частот звуковых колебаний называется акустическим резонансом? (да)
Явление резонанса используется для ослабевания звука колеблющихся тел? (нет, для усиления)
«Звучание в унисон» - это звучание с разной частотой? (нет, с одинаковой)В музыкальных инструментах в качестве резонаторов используют корпус инструмента или отверстия в нём? (да)
Звук домбры усиливает корпус и воздух внутри инструмента? (да)
Гортань и полость рта являются резонаторами в звуковом аппарате человека и животных? (да)
Звуковые волны распространяются только в определённых направлениях?? (нет, во всех)
Если звуковые волны встречают на своём пути преграду, они поглощаются ею? (нет, отражаются от неё)
Угол падения звуковой волны равен углу её отражения? (да)
Звуковая волна, отражённая какой-либо преградой и возвратившаяся в то же место, откуда она начала распространятся, называется эхо? (да)
Эхо образуется в результате отражения звуковой волны от преграды? (да)
Внутри помещения звуки бывают более громкими, чем снаружи потому, что отразившийся звук соединяется с реальным звуком и усиливает его? (да)
Эхо не может возникнуть в степи? (да)
Человек может слышать эхо только тогда, когда расстояние до преграды достаточно большое? (да)
Реверберация - это увеличение длительности звука, вызванное его отражением от различных препятствий? (да)
В помещениях с мягкой мебелью реверберация незначительная? (да)
По формуле s=vt/2 находится расстояние от источника до звука до преграды? (да)
В просторном зале слова людей становятся более понятными, речь разборчивая? (нет)
Нельзя сильно уменьшать реверберацию, потому что звук быстро затухает, громкость и чёткость его недостаточны? (да)
В горах эхо слышно несколько раз подряд из-за многократного отражения звука? (да)
VII. – Анализ – проводится тематический словарный запас. Слова пишутся разборчиво, не сокращая. Разрешается писать в форме сочинения. Пятая отметка ставится всем учащимся плюс или минус по результатам.
VIII. – Рефлексия – определяется уровень усвоения материала классом.
IX. – Оценки – норматив выставления оценок в журнал: 4-5 отметок – 5 баллов, 3 отметки – 4 балла, 2 отметки – 3 балла, 1 отметка – 2 балла. Норматив качества: 63% учащихся должны получить 5 баллов.
X. – Домашнее задание – задаётся всем учащимся, которые получили менее 4 отметок, §33-34, стр.147, упр.27 (1-4)