Доклад Проектный метод на уроках русского языка: содержательный аспект
Насонова Надежда Николаевна
МБОУ Новоселковская СОШ
Проектный метод на уроках русского языка: содержательный аспект
Специфика современного общества ставит перед школой задачи по формированию личности, способной к самопознанию, самоорганизации и самоопределению, ориентируя процесс обучения «не только на знаниевый, но в первую очередь на системно-деятельностный компонент», позволяющий «в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка». Это предполагает поиск инноваций – таких способов обучения, которые активизируют, оптимизируют, интенсифицируют процесс познания. Без инноваций невозможно современное обучение русскому языку. Инновации дают возможность перейти от изучения языка как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень. Одной из разновидностей инновационного обучения русскому языку является проектный метод.
При ближайшем рассмотрении данный вид деятельности не является новыми, он скорее обновлен и наполнен новым содержанием. Проектный метод в большей степени многофункционален, чем другие. В настоящее время его всё чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий.
Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В процессе создания проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Здесь развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др. Так при использовании проектного метода реализуются личностно-ориентированный, творческий и деятельностный подходы в обучении.
Существует множество подходов к классификации проектов. Они разнообразны
- по длительности (краткосрочные и длительные);
- по количеству участников (индивидуальные, коллективные, групповые);
- по характеру предметно-содержательной стороны (моно- и межпредметные);
- по типу ведущей деятельности (исследовательские, творческие проекты, ролевые и игровые, информационные, практико-ориентированные).
Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиа презентация, творческий отчет, статистическая таблица, схема, кластер, алгоритм, диаграмма и т.д. В сочетании с информационно-компьютерными технологиями проектный метод позволяет получать самые интересные и разнообразные продукты деятельности учащихся.
В настоящее время существует немало информации о поэтапной разработке, организации и реализации проектной работы учащихся, о роли педагога в подготовке и демонстрации работ. В данной статье проектный метод будет рассмотрен с другой стороны - с точки зрения оптимальности его включения в учебный процесс для реализации целей и задач обучения на уроках русского языка на современном этапе, причем особое внимание будет уделено содержательной стороне.
Содержание любых проектов в первую очередь зависит от возраста учащихся, зависит от возраста учащихся, характеризующегося определенным уровнем стремлений, интересов, предпочтения, степенью развития. По мнению психологов, подростковому возрасту наиболее адекватна групповая проектная работа, старшеклассники больше тяготеют к индивидуальной.
Интересны с точки зрения содержания информационные проекты. Их темы самые разнообразные: об истории слов, фразеологических оборотов и крылатых выражений; о функционировании и значении частей слова; о появлении письменности, о реформе русского алфавита, о выдающихся лингвистах и т.д. Выполненная учащимися работа может сопровождать объяснение и закрепление нового материала или представлять дополнительную информацию по теме урока. При изучении словообразования - это «Значение суффиксов существительных», «Морфемы-близнецы», при изучении графики и алфавита – «Кто придумал букву Ё», «История русской азбуки», при изучении фразеологии – «Когда мы бьем баклуши и работаем спустя рукава».
Информационные проекты могут быть реализованы в течение одного или нескольких уроков. Так, с групповым проектом «В мире словарей» целесообразно ознакомиться в течение одного урока, а презентацию «Из истории числительных» лучше распределить на несколько занятий по мере изучения всего раздела. На одном из уроков рассказать о происхождении числительных от одиннадцати до девятнадцати, на другом – о словах «сорок», «тысяча», «полтора» и т.д.
Большим подспорьем в работе учителя являются разнообразные по содержанию творческие проекты.
Творческий проект очень уместен при изучении орфографических правил. Он может быть реализован в работе по созданию сборника сочинений на лингвистические темы. В него включаются небольшие сказочные истории, рассказывающие о появлении правил написания различных частей речи. Отдельные из них требуют при подготовке не только собственной фантазии, но и обращения к историческим источникам. Например, «Как не поссорилась с глаголом», «Почему предлоги подарили букву «н» местоимениям 3 лица». Таким образом проект будет носить творческо-информационный характер.
С другой стороны, проектный метод используется непосредственно при изучении орфограмм. Проектом может стать набор дидактических карточек на изучаемые правила. На уроке или в качестве домашней работы учащимся предлагается написать небольшой текст (5 – 8 предложений) с применением той или иной орфограммы. Текст пишется на собственный или заданный сюжет. Например, знакомясь с разделом «Местоимение» (6 класс), дети с удовольствием сочиняют миниатюры с использованием отрицательных и неопределенных местоимений. В седьмом классе эта линия может быть продолжена при изучении наречия. Сюда относятся такие работы, как «Кто и никто», «Почему некто не выучил урок», «Как что-то где-то произошло», «Никому ничего не скажу» и др.
Примером создания творческого проекта может служить создание текста на заданный сюжет на мотив какой-либо известной сказки. Так, при изучении правописания производных предлогов (7 класс) предлагается написать миниатюру о Колобке, Курочке Рябе. и т.д. Оговариваются условия, разрабатывается план эпизодов (например, каждому пункту соответствует определенный производный предлог: ввиду, в течение, в продолжение, благодаря, наперекор, по окончании и др.). На его основе создается текст. Производные предлоги придают речи деловую окраску, поэтому придуманные истории могут быть прекрасным подспорьем при изучении официально-делового стиля (особенно в сравнении с исходным текстом).
Дидактические карточки, созданные учащимися, оформляются соответствующим образом, подписываются и презентуются на уроках систематизации и обобщения пройденного материала, а затем используются в рамках индивидуальной и групповой работы на уроке. Так проект получает прикладной характер.
Метод проектов способствует более интересному изучению синтаксиса и пунктуации. Навыки оформления предложений с прямой речью, построение диалогов плюс стилизация, решение этических вопросов могут стать задачами издания пятиклассниками сборника «Веселые диалоги сказочных героев». Идея его в том, что герои любимых сказок собираются вместе и беседуют на разные темы («Как Баба-Яга поделилась с Кощеем», «Царевна-несмеяна в театре», «На пиру» и др.)
Изучение «Лексики и фразеологии» дает большой простор для издания разного типа словарей. В пятом-шестом классах это «Словарь моих любимых слов», «Словарь доброты», «Словарь имен», «Словарь профессиональных слов», «Словарь трудных слов в рассказе И.Т. Тургенева «Муму» и т.д. В седьмом-восьмом классах проекты постепенно усложняются, и, наряду с творческим, к ним добавляется исследовательский аспект. Теперь они направлены не только на умение работать со словарем, правильно создавать и располагать словарные статьи, оформлять их в соответствие с необходимыми требованиями, но и на лингвистический анализ текста (как, например, «Словарь эпитетов» (по стихотворениям А.А. Фета)). В старших классах этот материал может стать основой для серьезной проектной исследовательской работы.
Безусловно, большой простор для применения проектного метода предполагают уроки, направленные на развитие связной речи учащихся. Работе над проектом может быть отведен как весь урок в целом, так и его часть. Занятия по обучению описанию любимой игрушки, животного, изделий народного творчества и пр.(5 – 6 классы) – ценное время для подготовки тематических проектов, которые будут дополнены фотографиями и рисунками детей. Сочинения в публицистическом стиле об истории родного края (8 класс), соединенные в альбом, дадут возможность расширить кругозор, изучить прошлое малой родины.
В рамках обычного урока параллельно с текущими тренировочными заданиями школьникам можно предложить создание небольших текстов на различные типы и стили речи (за 8-10 минут до окончания урока). Главное – придать им нестандартную форму, оригинальность или придумать необычную тему. Объединяя данные миниатюры в единое целое, учащиеся издают индивидуальную или коллективную книгу-сборник. Причем проекты данного типа являются и краткосрочными, и рассчитанными на длительный период (год или даже несколько лет). В качестве примера можно привести «Зимние этюды», «Книгу настроений», «Письма самому себе» (от лица снежинки, одинокого фонаря, осеннего листа, кошки, гуляющей по улице), «Правдивые небылицы» (фантазии на строго определенные темы, когда заданную ситуацию нужно развить и довести до завершения или соединить в текст набор слов, несовместимых на первый взгляд (ворона, шарик, машина, сугроб)).
Несколько проектов, объединенных вместе, составят Собрание сочинений класса.
Особого внимания, безусловно, заслуживают детские сборники стихотворений. Авторские - «Чувства» (Марина С.), «Хрустальная звезда» (Юлия Р.) - и коллективные - «Нашей школе 20 лет» (стихи, посвященные юбилею Новоселковской школы). Отдельным изданием оформляются стихи в жанре верлибра, юмористические подборки, стилизации (пародии на сказки в духе какого-нибудь поэта). Создание поэтических произведений требует большего времени, творческих усилий и само по себе выходит за рамки урока. Но такая работа еще более ценна.
Ученические работы находят свое выражение и в другом, более крупном и не менее серьезном проекте – издании школьной газеты «РИЛ» («Редакция интересных людей») в постоянно действующих рубриках «Творчество», «Литературная страничка».
Содержание исследовательских проектов, близких по своим целям к исследовательским работам, предполагает темы, направленные, например, на исследование поэтических, прозаических, публицистических текстов либо на анализ современной лексики. («Весенние» слова в стихотворениях поэтов 19 века», «Способы приветствия в школе»). В рамках уроков русского языка исследовательские проекты, как правило, носят краткосрочный характер. Серьезная исследовательская деятельность предполагает длительную подготовку, большую индивидуальную работу, поэтому выводится за пределы урока. (А это уже тема отдельной статьи).
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Проектный метод дает большой простор для педагогического и детского творчества. Задача учителя – проявить продумать и спланировать способы введения данного метода в структуру уроков.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9 – 11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. С. 5
Е.П. Потапкина. О пользе прошлогоднего снега// Русский язык/ Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». № 1. Январь 1998. С 3, 4, 13.