Разработка многоуровневой системы задач по теме «Механические явления»
Разработка многоуровневой системы задач по теме
«Механические явления»
Выполнила:
Окладова Лариса Витальевна,
учитель физики
ГБОУ ООШ с. Каменка
м.р.Шенталинский
Самарской обл.
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ФИО
Окладова Лариса Витальевна
Место работы
ГБОУ ООШ с. Каменка
Должность
учитель
Предмет
физика
Класс
7- 9
Цель: формирование умений и навыков решать комбинированные задачи по физике через отработку различных способов действий.
Задачи:
- обучающие: анализ и осмысливание текста задачи, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективного способа решения задач и критическое оценивание полученного ответа;
-развивающие:
а) целеполагание, планирование своей деятельности в зависимости от конкретных условий;
б) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, саморегуляция, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, развитие интеллектуальных качеств, самостоятельности, гибкости мышления;
-воспитательные: смыслообразование, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитание ответственности и аккуратности.
В основе методики обучения на базе многоуровневой системы задач лежит поэтапное освоение блоков. Основная особенность этой методики заключается в том, что на каждом уровне учащийся всякий раз сталкивается со всеми видами учебных ситуаций, возникающих при решении задач.
Решение задач - это системно - деятельностный подход в обучении, при котором учебная деятельность учащихся проектируется и реализуется через целенаправленный подбор задач. Важнейшими дидактическими средствами этого подхода являются целенаправленное создание учебной проблемной ситуации, и ее разрешение, путем постановки и последующего решения соответствующей задачи.
Физической задачей называют определенную проблему, которая в общем случае развязывается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов физики. В методической литературе под задачами обычно понимают целесообразно подобранные упражнения, основное назначение которых заключается в изучении физических явлений, формировании понятий, развитии логического мышления учеников и прививании им умений применять свои знания на практике.
Решение задач является неотъемлемой составной частью учебного процесса и формирует трудолюбие, любознательность ума, самостоятельность в суждениях, воспитывает интерес к учебе. Решение задач является способом проверки и систематизации знаний, дает возможность расширять и углублять знания, способствует формированию мировоззрения, знакомит с достижениями науки, техники.
Физические задачи используются для:
создания проблемных ситуаций;
сообщения новых знаний;
формирования практических умений и навыков;
проверки глубины и прочности усвоения знаний;
повторения и закрепления материала;
развития творческих способностей учеников и др.
Значит, любая задача является предметной задачей, и в то же время с помощью нее в обучении достигаются определенные метапредметные (дидактические) цели.
Многоуровневая система задач для каждой темы курса формируется путем выделения ранжированного перечня базовых элементов содержания образования и соответствующих им базовых задач, – с одной стороны, и уровней обученности, отражающих умения решать знакомые, модифицированные и незнакомые задачи, – с другой.
Система задач содержит 4 уровня заданий.
Учебная деятельность при решении задач, входящих в первый уровень системы задач, носит репродуктивный характер (используются такие общеучебные действия, как классификация, подведение под понятие, определения, законы).
При решении задач второго уровня (базовый уровень основных формул) используются задачи со связями между данными и искомыми (известными и неизвестными) элементами.
При решении задач третьего уровня (повышенный базовый) репродуктивная учебная деятельность сочетается с реконструктивной, в которой образцы деятельности не просто воспроизводятся по памяти, а реконструируются в несколько видоизмененных условиях. Здесь проявляются такие общеучебные действия, как выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, знаково-символические действия, (включая моделирование, структурирование знания). Ученик распознает знакомые задачи в ряду подобных, воспроизводит изученные способы или алгоритмы действий, применяет усвоенные знания в практическом плане для некоторого известного класса задач и получает новую информацию на основе применения усвоенного образца деятельности.
При решении задач четвертого уровня (углубленный) учебная деятельность носит исследовательский творческий характер. Ученик должен уметь ориентироваться в новых ситуациях и вырабатывать принципиально новые программы действий. Решение задач соответствующего уровня требует от учащегося:
а) обладания обширным фондом отработанных и быстро развертываемых алгоритмов;
б) умения оперативно перекодировать информацию из знаково-символической формы в графическую и, наоборот, из графической в знаково-символическую;
в) системного видения курса;
г) творчества.
Вместе с тем, оно не просто предполагает использование старых алгоритмов в новых условиях и возрастание технической сложности, а отличается неочевидностью применения и комбинирования изученных алгоритмов и учит находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного результата. Задачи четвертого уровня имеют усложненную логическую структуру и характеризуются наличием латентных связей между данными и искомыми элементами. Такие задачи обычно предлагаются во второй части на ОГЭ и ЕГЭ.
Система многоуровневых задач по теме «Механические явления»
1. Понятийный уровень
1
Материальная точка – это
А) тело пренебрежительно малой массы;
Б) геометрическая точка, указывающая положение тела в пространстве;
В) тело очень малых размеров;
Г) тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи
Ответ: г
2
Перемещение материальной точки есть:
А) вектор, соединяющий начало координат и конечную точку пути;
Б) длина траектории движения точки;
В) вектор, соединяющий начальную и конечную точки траектории;
Г) вектор, соединяющий с направлением скорости движения.
Ответ: в
3
Какая из перечисленных величин является векторной?
А) Координата
Б) скорость
В) время
Г) путь
Ответ: б
4
Как направлен вектор ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью?
А) Против направления вектора скорости
Б) от центра окружности
В) к центру окружности
Ответ: в
5
Что принимается за единицу скорости в СИ?
А) 1 м/с
Б) 1 км/ч
В) 1 км/с
Ответ: а
6
Путь как физическая скалярная величина характеризуется...
А) проекцией на координатные оси
Б) направлением
В) модулем
Г) направлением и модулем
Ответ: а
7
Какое из уравнений описывает равномерное движение?
А) x = voxt + axt2/2
Б) x = xo +
· vxt
В) vx = vox + axt
Г) x = xo + voxt + axt2/2
Ответ: б
8
Центростремительное ускорение материальной точки при движениях по окружности с постоянной по модулю скоростью выражается формулой
А) a =
·r/
·t
Б) a = (v2
· vo2)/2S
В) a = v2/R
Ответ: в
2. Базовый уровень
1
В течение 30 с поезд двигался со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?
А) 300 м Б) 600 м В) 900 м
Ответ: б
2
Вагонетка движется из состояния покоя с ускорением 0,25 м/с2.На каком расстоянии окажется вагонетка через 20 с.
А) 5 м, Б) 10м, В) 50 м, Г) 100 м
Ответ: в
3
Плотность бамбука равна 400 кг/м3. Какой наибольший груз может перевозить бамбуковый плот площадью 10 м2 и толщиной 0,5 м?
А) 5000 кг Б) 3000 кг В) 2000 кг Г) 80 кг
Ответ: в
4
Тело массой 2 кг, движется со скоростью 3 м/с с ускорением 2 м/с2 . Каков модуль равнодействующей сил, действующих на тело?
А) 4Н, Б) 6Н, В) 10Н, Г) 2
Ответ: а
5
График зависимости проекции скорости vx материальной точки, движущейся вдоль оси Ox, на эту ось от времени t изображен на рисунке. Проекция на ось Ox равнодействующей всех сил Fpx, приложенных к этой точке, отрицательна в течение промежутка времени.
·t = (0; 1) c;
·t = (1; 2) c;
·t = (2; 3) c;
·t = (3; 4) c.
Ответ: 4
6
Космический корабль массой 8т приближается к орбитальной станции массой 20т на расстояние 100м. Найдите силу их взаимного притяжения. Гравитационная постоянная G=6,67
·10-11Н
·м2/кг2
10-6 Н
10-8 Н
106 Н
108 Н
Ответ: 2
7
При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения
Увеличивается в 3 раза
Уменьшается в 3 раза
Увеличивается в 9 раз
Уменьшается в 9 раз
Ответ: 4
8
Два тела движутся по взаимно перпендикулярным пересекающимся прямым, как показано на рисунке. Модуль первого тела p1 = 4 кг·м/с, а второго тела p2 = 3 кг·м/с. Чему равен модуль импульса системы этих двух тел после их абсолютно неупругого удара?
1кг·м/с
4кг·м/с
5кг·м/с
7кг·м/с
Ответ: 3
3. Повышенный уровень
1
Моторы электропоезда при движении со скоростью 54км/потребляют мощность 900кВт. Коэффициент полезного действия моторов и передающих механизмов равен 0,8. Определить силу тяги моторов?
Решение:
Полезную работу находим из формулы работы: А= F*S (1)
С другой стороны полезная работа находится через мощность Aп=Nt
· (2)
Приравнивая (1) и (2), находим силу тяги моторов, учитывая, что скорость, равная 15м/с –это, когда тело проходит за 1с путь, равный 15м:
F=Aп/S = Nt
·/S = 48 kH
Ответ: F =48кН
2
Самолёт, летевший прямолинейно с постоянной скоростью 360км/ч, стал двигаться с постоянным ускорением 9м/с2 в течение 10с в том же направлении. Какой скорости достиг самолёт и какое расстояние он пролетел за это время? Чему равна средняя скорость за время 10с при ускоренном движении?
Решение:
Скорость тела при равноускоренном движении начальной скоростью определяется уравнением: Vx=V0x + axt = 190 м/с
Путь, пройденный самолётом за время 10с, найдем по формуле:
Sx = V0xt + axt2/2 =1450 м.
Среднюю скорость за время, равное 10с, найдём по формуле:
Vx = Sx / t = 145 м/с
Ответ: 190 м/с, 1450м, 145 м/с
3
Какая работа совершается при подъёме гранитной плиты объёмом 2м3 на высоту 12 м.? Чему будет равна работа, если эту плиту поднимать на ту же высоту в воде.
Решение:
Работа по подъёму гранитной плиты в воздухе равна А:
A= Fh, где F = mg =
·грVгрg, A=
·грVгрgh = 624 kДж.
Работа по подъёму гранитной плиты в воде равна Ав:
Ab= (Fтяж – Fa) h = (
·грVгрg –
·bgVгр)h = 384 kДж
Ответ: 624 кДж, 384 кДж
4
При буксировке автомобиля массой 1 т результирующая сил сопротивления и трения в 50 раз меньше веса автомобиля. Чему равна жесткость буксировочного троса, если при равномерном движении автомобиля трос удлинился на 2 см?
Решение:
Сила трения, равная силе натяжения троса, составляет
1/50 mg = 200 H, k = F/ x = 104 H/м.
Ответ: 104 H/м.
5
Тело обладает кинетической энергией 100 Дж и импульсом 40 кг*м/с. Чему равна масса тела (в кг)?
Решение:
р = mv, Ek = mv2/ 2,
V= p/m, Ek = mp2/2m2 = p2/2m
m = p2/2Ek = 8 кг.
Ответ: 8 кг.
4. Углубленный уровень
1
Гладкий клин массой 900 г и высотой 18 см покоится на гладкой горизонтальной поверхности (см. рисунок). С вершины клина начинает соскальзывать шайба массой 100 г и переходит на горизонтальную поверхность. Определите скорость клина в момент перехода шайбы на горизонтальную поверхность.
Решение:
Закон сохранения горизонтальной проекции: m V=Mu , где V - скорость шайбы, u - скорость клина относительно горизонтальной поверхности.
V= Mu/m
Закон сохранения механической энергии:
mgh = mV/2 + Mu/2
Подставив в эту формулу выражение для скорости шайбы найдем:
u = m13 EMBED Equation.3 1415 = 0, 2м/с 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответ 0, 2 м/с.
2
На груз, скользящий с трением по горизонтальной поверхности, действует сила 200 Н, направленная под углом 60 к горизонту. Чему равна работа силы при перемещении тела, равном 5 м, если движение тела прямолинейное и равномерное? Каков коэффициент трения груза о плоскость? Масса тела 31 кг.
Силы, действующие на груз, изображены на рисунке.
Работа силы равна:
A= Fs cosa= 500Дж.
Fcosa – Fтр=0
N+ Fsina – mg =0 Fтр= µN
µ=Fcosa/mg – Fsina = 0,77
Ответ: 500Дж, 0,77.
5. Качественные задачи
1
Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на один и тот же деревянный брусок, плавающий сначала в воде, а потом в керосине?
Ответ:Выталкивающая, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу вытесненной им жидкости. Брусок в обеих жидкостях плавает. Тело плавает, если вес тела равен весу вытесненной им жидкости. Так как в обеих жидкостях один и тот же брусок плавает, то он вытеснит одинаковые по весу количества жидкостей, следовательно, выталкивающие силы в них будут одинаковыми.
2
Каким образом человек, стоящий обеими ногами на полу, может быстро удвоить давление, производимое на опору?
Решение:
Давление, производимое стоящим человеком, прямо пропорционально его весу и обратно пропорционально площади обеих ступней ног, соприкасающихся с полом. Человек стоит на двух ногах. Быстро удвоить давление на пол человек может, либо увеличив свой вес вдвое (например, подняв штангу), либо уменьшив площадь опоры вдвое (например, приподняв одну из ног и оставшись стоять на второй ноге). Так как в условии задачи никакой груз не дан, то в качестве ответа принимаем второй способ решения задачи.
Список использованной литературы
Богатин А.С. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по физике. Изд. 2 - е. – Ростов и /Д:Феникс, 2003г
Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика-9. Москва: Просвещение, 1989
Марон А.Е. Физика. 10 класс: Дидактические материалы/ Марон А.Е. Марон Е.А. М.: Дрофа, 2006
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Root Entry