Классный час Хлеб всему голова
Классный час "Хлеб всему голова"
Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.
Задачи:
Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
Расширять знания о процессе создания хлеба;
Продолжать знакомство с народными традициями.
Учить детей работать в группах.
Оборудование:
плакат: “Хлеб – всему голова”;
релаксирующие кассеты звуки земли, воды, солнца, огня;
плакат с изображением профессии комбайнёр;
репродукции картин И.И. Шишкина “Рожь”, А.Н. Герасимова “Весенний дождь”.
Ход занятия
Ведущий: Вот какой был случай Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:
- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом да ещё чаю с молоком.
- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.
- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.
Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:
- Невкусно!
- Что так?
- Понял, не посолено!
Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:
- Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб да соль – ты позабыл.
Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.
Ведущий: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе)
Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить.
Хлеб рождён четырьмя стихиями: солнцем, землёй, водой и огнём. Мы сегодня услышим звуки солнца, земли, огня, воды.
Хлеб в России пекли с куполами,Чтоб хватило, как неба, на всех.За широкими в доме столамиКрошку бросить считали за грех.
С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.
Откуда же хлеб берётся?
Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Посмотрите на иллюстрации – вот так выглядит поле весной, когда оно только засеяно, а так – когда приходит время сбора урожая.
А люди каких профессий заняты при этом, вы должны отгадать. Делимся на три группы.
Конкурс загадок: “Калейдоскоп профессий”
Держит он в руках баранку,Да только не из теста,Он ведёт автомобильВ заданное место. В кузове прочном Зерно везёт.То, что хлебу жизнь даёт. (водитель) Показать колос
Кто на мельницу пришёлИ зерно в муку смолол? (мельник) Показать муку.
Скажите, кто так вкусно, Печёт пирог с капустой?Батоны и калачики?Скажите, девочки, Скажите, мальчики? (пекарь)
Каждая команда получает за правильно отгаданную загадку – зерно.
Войцеховская Наташа выносит каравай
Вот он – хлебушко душистый.С хрусткой корочкой витой!Вот он – тёплый – золотистый,Словно солнцем налитой! В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила, В нём – чудесное тепло.Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрнаХлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно потрудились на земле.
Ведущий: Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.
Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
Второй наш конкурс называется “Ярмарка”.
Соотнесите инструмент и профессию. (дети получают карточки)
Тракторист – прицеп
Продавец – калач
Учитель – тетрадь
Хлебороб – комбайн
Слесарь – ключ
Метеоролог – погода
Врач – лекарство
Пекарь – тесто
Мельник – мука
За правильно выполненную работу команды получают по зерну.
Дополнительное зерно – за объяснение лишней пары.
Ведущий: А действительно ли эти пары лишние? Почему?
Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь одну булку нужно
- А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10.000 зёрен)
- Это много или мало? (очень много).
Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения. Как часто мы говорим о бережном отношении к хлебу, но всегда ли умеем привести такие примеры, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!
Не боюсь я в стихах повториться,Хлеб не знает предела похвал, Если рожь на Руси колосится, Значит, кто-то всерьёз недоспал.
Утрами хлебный запах льётся.Бегут буханки по лоткам.Я знаю,Как тот хлеб даётся Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,Чтоб он в духу румяно креп.Нет хлеба лёгкого на свете, Во все векаБыл трудным хлеб.
Он труден летом и зимою,То сев, то жатва, то помол.Тот хлеб особою ценою Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,Так и ныне,Всегда была цена одна.Она не та, что в магазине,А та,Что во поле, цена.
Ежедневно в каждой школе выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в столовой, сколько можете съесть.
Ведущий: Старинная народная пословица гласит: “Если хлеб на столе, то и стол – престол!
А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!”
Вот сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы, ведь пословица это кладезь мудрости. Наш конкурс так и называется “Кладезь мудрости”
Команды получают листы со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить её смысл.
- Посеешь в погоду – больше приплоду.
- Как в мае дождь – так и будет рожь.
- Будет хлеб – будет и обед.
Команды получают по зерну.
Я хочу сказать о цене хлеба. Он – всему голова.
Это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство.
Привыкли говорить: нефть – хлеб транспорта, металл – хлеб промышленности, теперь уже в цену хлеба возведены газ, ядерная энергия Одним словом, хлеб – основа.
Хлеб – мощь нашего государства.
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! В одном из рассказов, посвящённых селу, я прочитала: “Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!”
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
В дыму ленинградское небо,Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба,Блокадного хлебаСто двадцать пять грамм! (показать кусок чёрного хлеба в 125 граммов)
В годы тягот и лишенийНовый мир мужал и креп,Шёл народ в огне сраженийЗа свободу и за хлеб. Значит, правильны слова:Хлеб – всей жизни голова!
Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной.Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колосНаших радостных полей,Словно песен тихий голосГромкой родины своей!
Не хотим мы видеть чёрныхЗёрен, выжженных войной,Пусть сияет нам узорныйЗолотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде,К нам полей живая речь:“Берегите хлеб, вы, люди,Научитесь хлеб беречь!”
Итог.
Посмотрите, что у нас получилось (3 колоса).
Это ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – всему голова? Вы с этим согласны?
Какое решение приняли? Почему? А кто захотел получить профессию хлебороба? Что для этого мы должны сделать сегодня?
Мы с вами продолжим знакомство с профессиями, связанными с производством хлеба в библиотеке . Кто заинтересовался, тот может почитать книги, которые вы видите.
(беречь хлеб, хорошо учиться, уважать труд других людей).
Учитель тоже сеет зерно знаний, зерно доброты. Труд учителя даёт всходы. И когда вы вырастаете, наши зёрна дают плоды.
Учитель:
Сейчас везде науке слово,Её сегодня звёздный час.В наш век она всему основа, Ведёт она к высотам нас.К ученью должен ты стремиться.Не отвергай совет простой – Листай же книжные страницы,Как борозды за бороздой.Ведь в книгах опыт поколенийИ знаний чистое зерно.В твоих делах и устремленьяхПусть колос выбросит оно.Так черпай мудрость полной мерой,Упорно знанья умножай.И можешь быть вполне уверен – Богатый снимешь урожай!
Выходит девочка (Войцеховская Наташа) в русском народном сарафане выносит каравай.
Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом,Встретить щедро, от души,С уважением большим, То гостей таких встречаемКруглым пышным караваем.Он на блюде расписном, С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,Поклоняясь, отведать просим:Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук
Рефлексия.
Кто узнал много нового и было интересно - солнышко
Кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.
Кому было скучно – дождик.
- Возьмите карточки и прикрепите к доске.
Хлебопечение – это тоже одна из народных традиций. А сейчас мы тихонько собираемся и едем в школу. Нас ждёт сюрприз. Мама Даниила испекла нам каравай, и мама Марины – блины. Ведь скоро Масленица! Будем веселиться!
Как солнечно у нас сегодня! Значит, всем было интересно и вы узнали много нового. Спасибо за работу! Молодцы!
Заголовок 115