Проект Воспитание толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями


«Воспитание толерантного отношения младших школьников к детям
с особыми образовательными потребностями»
ВВЕДЕНИЕ
Несколько лет назад мои второклассники прибежали в класс и возбуждённо стали рассказывать мне о том, что в школьной раздевалке увидели большую девочку, которой её одноклассницы помогали застёгивать курточку. «Надо же!- удивлялись они, - такая большая, а сама не умеет одеваться!»
Я сразу поняла, что речь идёт о девочке-инвалиде, которая учится в нашей школе. Я объяснила малышам, что у этой девочки повреждена рука, поэтому она не может застегнуть курточку сама, а одноклассницы помогали ей.
Второклассники задумались. Многие из них никогда не видели инвалидов, а уж тем более детей-инвалидов, в реальной жизни, а некоторые дети даже не слышали о них.
Я поставила перед собой цель – провести работу и создать условия для формирования у своих учеников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.
При этом под толерантным отношением я подразумеваю не жалость и терпимость к таким детям, а уважительное отношение к человеку не зависимо от состояния его здоровья, готовность сотрудничать, взаимодействовать с ним, не акцентируя внимание на внешних особенностях.
Цель проекта: создание условий для формирования у младших школьников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.
Задачи проекта:
1.Провести опрос среди учащихся МБОУ «Гимназия».
2. Проанализировать научную и художественную литературу по теме проекта.
3. Спланировать и провести работу по воспитанию толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями.
4. Спланировать и провести работу с родителями по воспитанию толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями.
5. Провести повторный опрос и сравнить результаты.
6. Сделать выводы по результатам работы.
Научная новизна и теоретическая значимость работы: в результате проведённых исследований впервые:
1.Проведено углублённое изучение отношения к детям – инвалидам различных социальных групп (детей, педагогов и родителей).
2. В мою программу по воспитательной работе «Открытый мир детства» было включено новое направление «Толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями».
Практическая значимость работы:
1. Дети стали по-другому смотреть на мир. Они начали сами находить добрые дела и стараться осуществлять их.
2.По результатам работы разработаны рекомендации для педагогов и родителей по формированию толерантного отношения к детям – инвалидам.
3.В план воспитательной работы МБОУ «Гимназия» и в планы воспитательной работы классных руководителей внесено новое направление «Толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями».
Риски:
К рискам, которые могли бы помешать успешной реализации проекта, можно отнести два момента.
1.Чрезмерно «особое» отношение педагога к детям с особыми образовательными потребностями (слишком лояльное или всячески подчёркивающее особенности такого ребёнка).
2.Нежелание ребёнка с особыми образовательными потребностями соблюдать правила поведения в обществе. Дети могут отвернуться от такого ребёнка не по причине особенностей его здоровья, а по причине плохого поведения.
Внедрение: материалы проекта были представлены на заседаниях школьного и городского методических объединений учителей начальных классов, общешкольном родительском собрании.
Публикации: материалы проекта опубликованы на сайте infourok.ruБАЗА, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Идеи милосердия, взаимопонимания, внимательного отношения к другим людям волнуют умы людей очень давно. Проблема взаимодействия детей в классном коллективе, воспитания толерантности тоже являлась предметом исследования. В современном мире эти вопросы по-прежнему актуальны.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» говорит нам об инклюзивном образовании как обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт среди личностных результатов освоения основной образовательной программы называет развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Государственная программа «Доступная среда» направлена на создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Предмет исследования: отношение младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Гимназия».
Методы работы: анализ научной и художественной литературы, опрос, методика «Дерево», сравнение, обработка полученных данных.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Работа проводилась 2 года (2 и 3 класс) и состояла из четырёх этапов.
На первом этапе в ходе опроса было выявлено, как дети представляют себе инвалида.
В нашей школе учатся 9 человек, имеющих особые образовательные потребности. Четверо из них обучаются на дому, но вместе с родителями часто приходят в школу на праздники или классные часы. Остальные 5 человек учатся в школе.
Было проведено анкетирование как среди учащихся классов, в которых учатся дети – инвалиды, так и среди учеников, среди одноклассников которых инвалидов нет.
Детям было задан вопрос: Кто такой инвалид? Ответы были обработаны отдельно для учащихся тех классов, в которых учатся дети – инвалиды, и отдельно для учеников, среди одноклассников которых инвалидов нет.
Среди детей, в чьих классах не учатся дети – инвалиды, большинство (63%) ответили, что инвалид – несчастный человек, которому требуется помощь; 24% опрошенных ответили, что инвалиды – это люди с ограниченными возможностями; 13% опрошенных ответили, что инвалиды – обычные люди, такие же, как они сами.Среди детей, в чьих классах учатся дети – инвалиды, ответы распределились следующим образом: инвалид - несчастный человек, которому требуется помощь (18%); инвалиды – это люди с ограниченными возможностями (10%); инвалиды – обычные люди, такие же, как они сами (72%).При сравнении данных друг с другом мы наблюдаем разницу по всем позициям: «несчастный человек, которому требуется помощь» (45%),«люди с ограниченными возможностями» (14%),«обычные люди, такие же, как они сами» (59%)
Результаты методики «Дерево».
Проведённая методика «Дерево» (Дж. И Д. Лампен) подтвердила результаты опроса. Детям предлагалось выбрать человечков, которых они ассоциируют с собой и с ребёнком – инвалидом.
В классах, в которых не учатся дети-инвалиды, большинство детей для инвалида выбирали позицию «утомляемость, общая слабость, нехватка сил» (58%), «отстранённость, замкнутость, тревожность» (30%) , и «преодоление препятствий» (12%).Лишь небольшое количество детей в этих классах выбирали позицию «Я» рядом с позицией «Инвалид» (9%)
В классах, в которых учатся дети – инвалиды, наблюдалась другая ситуация. Были выбраны позиции «общительность и дружеская поддержка» (43%), «желание подставить плечо» (25%), «комфортное состояние» (32%).
Достаточно большое количество детей выбирало позицию «Я» рядом с позицией «Инвалид» (36%). Следует отметить, что в тех классах, в которых учатся дети-инвалиды, демонстрирующие высокие результаты в обучении, дети указали позицию «Инвалид» выше и устойчивее, чем позицию «Я».
Вывод по первому этапу: И в классах, где обучаются дети – инвалиды, и в тех классах, где таких детей нет, не проявилось отрицательного отношения к инвалидам. Но в классах, где не учатся дети с особенностями здоровья, у одноклассников преобладает чувство жалости к ним. У большинства этих детей нет личного опыта общения с детьми-инвалидами. Они воспринимают детей с особенностями здоровья на эмоциональном уровне.
В тех классах, в которых учатся дети-инвалиды, преобладает желание общаться, оказывать дружескую поддержку, а в некоторых случаях и брать пример.
Результаты опроса и проведённого исследования укрепили меня во мнении, что нельзя научить детей толерантному отношению к детям – инвалидам без опыта общения с ними. Значит, задача учителя – организовать это общение.
На втором этапе была спланирована и проведена работа в следующих направлениях:
- чтение и обсуждение произведений (на уроках и внеурочных занятиях), побуждающих младших школьников задуматься над трудными вопросами «Что такое красота?», «Всегда ли внешняя и внутренняя красота совпадают?»;
- проведение цикла классных часов, посвящённых людям – инвалидам, достигших высот в профессии, спорте или творчестве;
- проведение бесед о Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце», о людях - инвалидах с активной жизненной позицией;
- знакомство с социальными роликами «Люди так не делятся» и с мультфильмами «Уроки доброты» из серии «Уроки Тётушки Совы»;
- взаимодействие с родителями.
Для чтения были выбраны произведения: В. Катаев «Цветик - семицветик», П. Ершов «Конёк-горбунок», Аксаков «Аленький цветочек», Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Чайник», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.Гаршин «Сказка о Жабе и Розе», А.Куприн «Барбос и Жулька», В. Берестов «Честное гусеничное», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка», А.Волков «Волшебник Изумрудного города», В.Гауф «Карлик Нос», Н. Бромлей «Трудная дорога», стихи Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» , А.Барто «Любочка», С. Острового « Лесная быль» и др.
Знакомство детей с этими произведениями способствовало развитию этических чувств, доброжелательности, эмоциональной и нравственной отзывчивости моих учеников. Они учились понимать чувства других людей и сопереживать им.
Готовясь к классным часам, дети узнали о людях-инвалидах, которые известны во всём мире. Например, Л.В.Бетховене, А.Маресьеве, В. Дикуле, Д. Гурцкой, М.Кутузове, О. Владыкиной и др. Отдельный блок классных часов был посвящён спортсменам – паралимпийцам и молодым людям, награждённым нагрудным знаком «Горячее сердце».
На примерах жизни этих людей ученики узнавали, что, даже имея особенности здоровья, человек может достичь огромных высот и помогать другим. Нужно только быть сильным духом, целеустремлённым, верить в себя и много трудиться.
Параллельно велась работа с родителями.
Воспитание личностных качеств младших школьников, в том числе толерантности, начинается в семье. Задача педагога - организовать сотрудничество с семьями учеников по этому вопросу.
На одном из родительских собраний родителям было предложено поделиться друг с другом своим опытом, рассказать, как они растят, развивают в своих детях «внутреннюю красоту», т. е. умение сопереживать, сострадать, откликаться на чужую боль, приходить на выручку, как учат уважительно к окружающим людям, не зависимо от состояния их здоровья.
Среди ответов родителей преобладали следующие: стараемся чаще бывать вместе, беседуем, читаем книги, обсуждаем фильмы и телепередачи, воспитываем на своём примере и на примерах известных людей….
Обсуждая вопрос, достаточно ли всего этого для внутреннего роста ребёнка, пришли к выводу, что нам и нашим детям не хватает возможности применить на практике свои знания, полученные из книг и фильмов.
После этого собрания родители стали более активно участвовать в делах класса, на практике показывали своим детям образцы толерантного поведения, закрепляли образец такого поведения в сознании детей.
Вывод по второму этапу: Инклюзивное образование нужно не только детям-инвалидам. Оно открывает новые возможности для нравственного воспитания наших детей.
На третьем этапе были организованы практические дела.
-Мы познакомились с детьми-инвалидами, которые учатся в нашей школе. Теперь ученики были готовы к этой встрече. Их не удивило, что из пяти детей, которые учатся в школе, две девочки (Усачёва Мария и Буслаева Варвара ) не просто учатся отлично, но и активно участвуют в жизни школы и города.
Третьеклассница Варя учится в музыкальной школе, активно участвует в концертной деятельности, в музыкальных фестивалях. Она поёт, танцует, принимает участие в научно – практических конференциях, побеждает в творческих и интеллектуальных конкурсах.
Маша-девятиклассница. Она неоднократно побеждала и была призёром различных конкурсов не только муниципального, но и регионального, и федерального уровней. Она участница 1 Большого международного поэтического конкурса «Серебро слов» и международного проекта «Одаренные дети». Маша пишет стихи, учится играть на гитаре.
И Варя, и Маша – лауреаты именной стипендии Губернатора Московской области. Варя получила эту стипендию в 2015 г., а Мария удостаивалась такой чести трижды (в 2013, 2014 и 2015 г.г.)
Две эти девочки стали примером для учеников.
- Мы подружились с детьми из реабилитационного центра, который есть в нашем городе. После нескольких встреч с воспитанниками центра мы решили устроить для них концерт, что и было сделано.
- Некоторые воспитанники реабилитационного центра приходили к нам в гости. Дети показали им класс, в котором мы занимаемся, пообщались как добрые знакомые.
- Мы ставим спектакли. Сами делаем декорации к ним. Иногда ребята из реабилитационного центра нам помогают.
- Один из своих спектаклей «Мама для Мамонтёнка» мы подарили малышам из детского сада.
-Мы совместно с родителями организовали спортивный праздник, на который пригласили С. Вольховского, основателя городского спортивного клуба для инвалидов «Надежда» и его воспитанников. Эту встречу потом долго вспоминали и дети, и родители.
Вывод по третьему этапу: Невозможно дать ребёнку готовый образец толерантного поведения. Он формируется в ходе ежедневных тренировок и работы над собой. Нужно создать условия для формирования у младших школьников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.
На четвёртом этапе был проведён повторный опрос и методика «Дерево», но уже только в своём классе.
На вопрос «Кто такой инвалид?» дети ответили следующее: инвалид – несчастный человек, которому требуется помощь (15 %); 10 % опрошенных ответили, что инвалиды – это люди с ограниченными возможностями; 75 % опрошенных ответили, что инвалиды – обычные люди, такие же, как они сами. Мы приблизились к результатам опроса в тех классах, в которых учатся дети с особыми образовательными потребностями и в которых отношения детей между собой строятся на основе уважения друг к другу.
Выполняя задания методики «Дерево», дети выбрали позиции «общительность и дружеская поддержка» (53 %), «желание подставить плечо» (28 %), «комфортное состояние» (19 %).
Достаточно большое количество детей выбирало позицию «Я» рядом с позицией «Инвалид» (32 %).
Сравним данные по классу, полученные в начале и в конце работы над проектом.
начало работы окончание работы
Инвалид - несчастный человек, которому требуется помощь. 63 % 15 %
Инвалиды - люди с ограниченными возможностями 24 % 10 %
Инвалиды - обычные люди, такие же, как они сами. 13 % 75 %

При сравнении данных по классу, полученных в начале и в конце работы мы наблюдаем разницу по всем позициям: «несчастный человек, которому требуется помощь» (уменьшилось на 48 %),«люди с ограниченными возможностями» (уменьшилось на 14%),«обычные люди, такие же, как они сами» ( увеличилось на 62 %). Такие изменения говорят о положительной динамике проводимой работы.
Выводы по четвёртому этапу: Результаты повторного опроса и проведённой методики говорят о том, что отношение учеников класса к детям с особыми образовательными потребностями стало более толерантным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным и самым весомым результатом реализации этого проекта явилось то, что дети стали по-другому смотреть на мир. Они начали сами находить добрые дела и стараться осуществлять их.
Так, найдя в газете статью «Коробка храбрости» о детях из Морозовской больницы Москвы, мои ребята принесли эту статью в класс. Вместе с родителями мы организовали сбор книг и игрушек для маленьких пациентов онкологического и гематологического отделения этой больницы. Большие сумки с подарками были отвезены в Москву.
Когда мальчик из нашего класса получил травму и был вынужден перейти на домашнее обучение, дети сами предложили навещать его дома, ведь мальчик не имел возможности выходить на улицу. Несколько раз мы ходили к нему всем классом, вечерами дети навещали его, прибегая группками.
После сильного снегопада ребята решили расчистить от снега участок в детском саду, слепить для малышей снеговика и построить для них горку. А весной мы разбили клумбу на одном из участков и посадили цветы.
А это ли не личностный рост воспитанника, к которому так стремится любой педагог!
Когда мы заканчивали 4 класс, то над выпускным спектаклем долго не думали. На всех ребят большое впечатление произвела пьеса М.Метерлинка «Синяя птица», с которой мы познакомились на внеурочных занятиях. Герои «Синей птицы» ещё раз напомнили нам о том, что внешность не главное. Нужно уметь видеть и понимать суть вещей и поступков. А для этого смотреть нужно очень внимательно.
Продуктом моего проекта стало создание программы воспитательной работы «Открытый мир детства» с новым направлением «Толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями».По этой программе я работаю четвёртый год.
Построить около входа в школу пандус и нанести разметку на двери и ступеньки лестницы ещё не значит сделать образовательную среду доступной для детей – инвалидов. Нужно создать в классах и в школе такую атмосферу, чтобы дети с особенностями в развитии не чувствовали себя здесь «чужими». В такой школе дети без особенностей здоровья и дети с особыми потребностями будут положительно влиять друг на друга.