Рабочая программа внеурочной деятельности Школа толерантного взаимодействия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая образовательная программа
«Школа толерантного взаимодействия»
курс рассчитан на 4 года обучения
возраст обучающихся – 6,5 – 11 лет
Учитель: Куприна Наталья Алексеевна
Муром
Пояснительная записка
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров.
Перед образованием стоит задача выделения нового типа ценностей гуманизма. Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность» и «античеловечность». Все соответствующие или не противоречащие критерии человечности становятся ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни. Нравственные ценности, а также этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.
Нравственные ценности слагаются из тех реальностей и поступков, которые не просто оцениваются и одобряются, а оцениваются как добрые, благие, хорошие. Сюда входят качества гуманности, которые составляют позицию личности, единственную основу её нравственности, а также моральные принципы и нормы поведения, которые определяются качествами человека. Среди некоторых моральных ценностей гуманизма заметное место принадлежит терпимости, которая в последнее время заменяется термином «толерантность».
Современная проблематика терпимости и толерантности поддерживается интересом к развитию сотрудничества, сотворчества, созидания, ненасильственного взаимодействия на разных уровнях решаемых вопросов.
В основе терпимости и толерантности лежит терпение (психическое состояние, проявляемое в виде способности подавлять импульсивные, мало продуманные эмоциональные реакции). В основе терпения лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание, самоконтроль.
Постепенно терпение как психологическое состояние закрепляется и перерастает в личностное свойство – терпеливость. Терпеливость помогает личности переносить жизненные невзгоды, страдание и постепенно, обогащаясь эмоциональной уступчивостью, перерастает в толерантность.
Цель данного курса – научить младшего школьника уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, следовать моральным нормам и гордиться этим.
Цель курса в первом классе – помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.
Задачи:
● изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
● воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
● активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;
● помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.
Целью курса во втором классе становится формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива.
Задачи:
● обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
● воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с мнением Другого;
● формирование традиций классного коллектива.
Цель воспитательного процесса в третьем классе – формирование толерантных отношений между детьми с какими–либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становится лучше, самосовершенствоваться.
Задачи:
● воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
● формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;
● воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи.
Целью работы по формированию толерантности в четвёртом классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи:
● обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
● обучать детей разделению труда при выполнении заданий;
● воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
● формировать традиции классного коллектива;
● развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Основные направления реализации программы
Курс «Я и мои друзья» рассчитан на 4 года обучения.
Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс.
Возраст учащихся – 6,5 – 11 лет
Состав группы постоянный
Режим работы в группах:
1 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 33 часа в год;
2 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год;
3 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год;
4 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год.
Тематический план.
№ Наименование разделов, блоков, тем Всего, час. Количество часов Характеристика деятельности обучающихсяАудиторные Внеаудиторные I год обучения. 1 Давай узнаем друг друга. 3 1 2 Принятие позиции субъекта школьного коллектива;
принятие и сохранение учебной задачи;
координация разных позиций в сотрудничестве
2 Доброта начинается с детства. 3 3 Становление позиции по формированию важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь;
планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей;
установление аналогии;
сопоставление разных точек зрения и обоснование своей позиции
3 Истоки доброты. 4 2 2 Развитие психологической наблюдательности и умении видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения;
планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей;
установление аналогии;
общение со сверстниками и взрослыми
4 Я и мои друзья. 3 2 1 Развитие умения отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других;
учиться предвосхищать конфликтную ситуацию;
тренировка в употреблении слов, выражающих отказ, просьбу, извинения;
работа в кооперации
5 На кого я хочу быть похожим. 5 2 3 Дифференциация добрых поступков;
мотивировка добрых поступков;
тренировка в употреблении слов, выражающих доброе отношение к людям, природе;
планирование группового сотрудничества
6 Сильные, ловкие, смелые, умелые. 4 1 3 Формирование нравственных качеств личности через выделение морального содержания ситуаций;
восстановление причинно-следственных связей;
ознакомление с понятием «толерантность»;
коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов взаимопонимания
7 Зажги звезду. 3 1 2 Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании через идентификацию поступков;
ориентировка на ценности человеческой личности;
смысловое чтение;
слушание во время группового взаимодействия и диалогическая речь
8 Трудом красивым славен человек. 4 2 2 Выделение морального смысла ситуации;
преодоление непроизвольности, обучение приёмам саморегуляции;
самостоятельное создание алгоритмов действий при усвоении моральных понятий;
согласование усилий при групповой работе
9 Игра-марафон «Весёлый поезд» 4 4 Итого 33 14 19 II год обучения1 Добру откроются сердца. 3 3 Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
принятие и сохранение учебной задачи;
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осознание разных точек зрения и координация разных точек зрения и координация разных позиций в сотрудничестве
2 Учи своё сердце доброте. 4 2 2 Осознание собственных нравственных позиций;
управление произвольностью внимания;
целенаправленное слушание текста;
общение с выполнением этических норм
3 Жизнь дана на добрые дела. 3 2 1 Дифференциация конвенциальных и моральных норм;
рефлексия собственного поведения;
целенаправленное слушание текста;
общение с выполнением этических норм
4 Протяни руку другу. 3 3 Рефлексия нравственных качеств «Я»;
управление произвольностью внимания;
выработка правил работы в группе
5 Дружба – какое чудесное слово. 4 1 3 Эмоционально-личностная децентрация;
рефлексия собственного поведения;
анализ ситуаций с целью выделения основных признаков;
взаимопомощь в общении в контексте игровой деятельности
6 Понятие толерантности. 4 2 2 Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
контроль процесса и анализ своей деятельности;
изучение понятия толерантности;
действия при решении учебных задач с учётом позиции другого участника
7 Милосердие спасает мир. 5 3 2 Рефлексия нравственных поступков;
контроль произвольности познавательных процессов;
формирование понятия о милосердии;
согласование усилий при групповой работе
8 Доброе слово – что ясный день. 4 2 2 Осознание собственных нравственных позиций;
самоконтроль произвольности познавательных процессов;
тренировка употребления в речи слов этикета;
сопоставление собственной точки зрения с мнениями других участников деятельности в сотрудничестве
9 Вместе – здорово! 4 2 2 Осознание себя как субъекта социума;
рефлексия своих поступков, действий
Итого 34 20 14 III год обучения1 Добро –Вежливо. 4 2 2 Соотношение своих поступков с нравственными ориентирами;
самостоятельное выполнение действий в сотрудничестве;
логические рассуждения при поиске причинно-следственных связей;
аргументирование своей точки зрения
2 Поговорим о доброте. 4 2 2 Познание собственного «Я»;
контроль своих действий;
изучение причинно-следственных связей;
контроль своего поведения в сотрудничестве
3 В одном счастливом детстве. 3 2 1 Осознание «Я» в коллективе;
рефлексия своих поступков;
контроль своего поведения и поведения других в сотрудничестве
4 Дорогой доброты и терпения. 4 2 2 Изучение общечеловеческих нравственных норм и ценностей;
оценка правильности выполнения своих действий;
дифференциация понятий «добро», «зло», «терпение»;
контроль своего поведения в сотрудничестве
5 Мы – команда одного корабля. 3 2 1 Осознание себя как субъекта социума;
изучение причинно-следственных связей;
действия при решении учебных задач с учётом позиции другого участника
6 Урок толерантности. 3 2 1 Оценка собственных умений и оперативных навыков для оказания помощи людям;
рефлексия своих поступков;
формировать понятия «толерантность», «милосердие», «сопереживание», «доброта»; контроль своего поведения в сотрудничестве
7 Научи своё сердце добру. 5 3 2 Осознание себя как человека, живущего в обществе;
оценка правильности выполнения своих действий;
логические рассуждения и отстаивание своей точки зрения;
учебное сотрудничество и осознание своей позиции
8 Стремись делать добро. 5 2 3 Осознание собственных нравственных позиций;
самоконтроль производительности познавательных процессов
9 Я, ты, он, она – вместе дружная семья. 3 3 Групповая коммуникация
Итого 34 17 17 IV год обучения1 Твори добро людям. 4 2 2 Осознание своих возможностей для оказания помощи другим;
изучение Конвенции о правах ребёнка и Устава школы;
планирование программы взаимодействия по осуществлению добрых дел;
совместные действия с учётом разных точек зрения
2 Мой лучший друг. 4 2 2 Познание себя в мире сверстников;
рефлексия своих поступков;
практическая помощь в социуме
3 Добрый – красивый. 4 3 1 Контроль эмоций и поведения;
изучение личностных свойств «Я»;
построение логических рассуждений;
принятие решения группы
4 Тайна моего «Я». 3 2 1 Изучение свойств своей личности;
выстраивание коммуникации со сверстниками и взрослыми людьми
5 Умение общаться. 5 2 3 Тренировка общения при решении смоделированных конфликтов;
рефлексия собственных поступков;
построение причинно-следственных связей при разборе появления конфликтов;
практическая помощь в социуме
6 Толерантность спасёт мир. 4 2 2 Изучение моральных норм поведения;
соотношение моральных норм с персональными нормами;
согласование усилий по достижению общих целей при решении задач нравственного содержания
7 Умение общаться. 5 2 3 Познание себя в мире сверстников;
контроль своих действий;
согласование усилий при групповой работе
8 Добро и зло. Совесть. 3 3 Соотношение своих поступков с нравственными ориентирами;
контроль процесса и анализ своей деятельности;
координация разных позиций в сотрудничестве
9 Ребята, давайте жить дружно! 2 1 1 Групповая коммуникация
Итого 34 19 15
Содержание программы.
1 класс «Моя семья и я»
«Давайте узнаем друг друга» предполагает проведение диагностических процедур учащихся (опросник для индивидуального знакомства с первоклассником, методика незавершённых предложений), занятие по данной теме.
«Доброта начинается с детства».
При работе над данной темой планируется подготовка и проведение праздника « День бабушек» в рамках декады пожилых людей. Причём на подготовку подарков своими руками отводится 2 часа. Один час планируется на проведение занятия «Доброта начинается с детства».
«Истоки доброты».
Тема рассчитана на 4 часа, 2 из них - аудиторные: классный час «Моя семья», час общения «Истоки доброты», 2 других часа предполагается отвести на совместный (дети и родители) поход, экскурсию, прогулку и т.п.«Я и мои друзья» обращает внимание на всех, кто находится вокруг младшего школьника: его одноклассники, друзья во дворе, а также «братьев наших меньших» - домашних животных. Уместно в этой теме проведение конкурса рисунков, проектов о животных, исследовательская деятельность, организация выставки «мой четвероногий друг». Занятие «Умей дружить» может начать обсуждение данной темы или быть заключительным.
«На кого я хочу быть похожим».
Предлагает на данную тему отвести 5 часов. Она посвящена родителям первоклассников. Планируется экскурсия на предприятие к родителям. Это требует значительного времени. В рамках этой же темы проводится занятие «Добрые дела – добрые слова».
«Сильные, смелые, ловкие, умелые».
Эта тема планируется в феврале, поэтому она посвящена мужеству и силе наших будущих и настоящих защитников. Участники конкурса: мальчики и папы класса. Аудиторный час отводится на занятие «Иди, мой друг, дорогою добра».
«Зажги звезду».
На подготовку и проведение праздника для мам и девочек «Дорогие и любимые» - 3 часа. Занятие «Зажги звезду».
«Трудом красивым славен человек».
Планируется родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей, экскурсия на предприятие к родителям, занятие «Для чего нужна улыбка?».
Игра – марафон «Весёлый поезд».
Еженедельно отправляемся путешествовать по разным странам: страна «Игры народов мира», страна «Мой друг самый, самый!», страна «Есть на свете чудаки», страна «Добрые песни и сказки». Предполагается, что все занятия данной темы будут проходить в активных, подвижных формах, вне класса.
2 класс «Ты, да я, да мы с тобой»
1. «Добру откроются сердца».
В три часа, отведённых на данную тему, входит время для диагностики учащихся (социометрия, анкета «Классный коллектив глазами ученика»), классный час «Ты, да я, да мы с тобой», составление Декларации прав и обязанностей учеников второго класса, занятие «Добру откроются сердца».
2. «Учи своё сердце доброте».
Тема рассчитана на 5 часов, поскольку включает в себя экскурсию «Добро природы», на которую отводится 3 часа. Остальные 2 часа распределяются между проведением аукциона «Книга рекордов нашего класса», «Копилка добрых дел» и часом общения «Учи своё сердце доброте».
«Жизнь дана на добрые дела».
Для этой темы желательно проведение диспута «Легко ли быть настоящим другом?», занятия «Жизнь дана на добрые дела», работа над проектом «Игры друзей».
«Протяни руку другу».
На занятие по данной теме планируется 1 час, на тренинг «Что мне нравится в тебе» - 1 час, на изготовление подарков друзьям в соответствии с их увлечениями, интересами – 1 час.
«Дружба – какое чудесное слово»
4 часа этой темы планируются на период зимних каникул. Все они посвящены работе над проектом «Игры самые – самые…». Защита проектов проходит в форме игр – 1 час занятий – защита проектов двух групп. 1 час данной темы предполагается отвести на аудиторную работу – на занятие «Дружба – какое чудесное слово».
6. «Понятие о толерантности».
2 час аудиторных отводятся на занятие «Понятие о толерантности», классный час «Мой дедушка, папа, брат» и изготовление подарков для мужчин. Остальные 2 часа – на проведение занятия «Мальчуковые игры».
7. «Милосердие спасает мир».
В данную тему включено: классный час «Мамы разные важны, мамы разные нужны», занятие по изготовлению подарков для женщин, занятие «Милосердие спасает мир», конкурс плакатов о милосердии «Сотвори чудо».
8. «Доброе слово – что ясный день».
Тема является обобщающей за год. В неё входит проведение классного часа «О дружбе», занятие «Мама, папа, я – спортивная семья».
«Вместе – здорово!».
2 часа аудиторной работы включают в себя одноимённое с темой раздела занятие и подготовку к проведению КВН – сбор информации об одноклассниках, подготовку «Домашнего задания» команд и тому подобное. 2 час аудиторной нагрузки предполагают проведение КВН «Наш класс» вне классной комнаты – на стадионе, в актовом зале или в клубе.
3 класс «Вместе лучше!»
1. «Добро – Вежливо» (4 часа).
Аудиторные часы: диагностика учащихся (социометрия, методика незавершённых предложений), занятие «Добро – Вежливо». Внеаудиторные часы: «Дружно и весело» - часы любимых подвижных игр.
«Поговорим о доброте» (4часа).
Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник «Посиделки разных национальностей» (с участием родителей). Занятие «Поговорим о доброте».
«В одном счастливом детстве» (4 часа).
Экскурсия в краеведческий музей «История национального костюма». Работа над проектом «Костюм для моего зарубежного друга», защита проекта. Занятие «В одном счастливом детстве».
«Дорогой доброты и терпения» (4 час).
Проект «Как встречают Новый год в разных странах?»: подготовка, сбор информации. Защита проекта – игра – путешествие. Занятие «Дорогой доброты и терпения».
«Мы – команда одного корабля» (4 часа).
Классный час «Мы – команда одного корабля. Возможно ли никогда не ссориться с другом»игра – тренинг «Потерпевшие кораблекрушение». Конкурс «Дружный экипаж».
«Урок толерантности» (4 часа).
Классный час «Я среди людей». Занятие «Урок толерантности». Подготовка и проведение конкурса «Сильный – значит добрый».
«Научи своё сердце добру» (6 часов).
Подготовка и проведение читательской конференции по сказкам народов мира: сбор информации, выставка книг, поход в библиотеку, интерьюирование взрослых, конкурс рисунков. Занятие «Научи своё сердце добру».
«Стремись делать добро» (5 часов).
Занятие «Стремись делать добро». Работа над проектом «Игры для малышей». Защита проектов в детском саду или у первоклассников.
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» (3 часа).
Подготовка и проведение праздника.
4 класс «Учимся договариваться».
1. «Твори добро людям» (4 часа).
Диагностика (социометрия, методика «Наши отношения»). Занятие «О правах и обязанностях ребёнка» (знакомство с Конвенцией о правах ребёнка и Устава школы). «Твори добро людям». Игры народов мира.
«Мой лучший друг» (5 часов).
Психологическая игра «Необитаемый остров». Занятие «Дружба. Мой лучший друг», проект «Моя помощь нужна…» (выход на соц. Уровень – детский сад, больница и т.п.).
«Добрый – красивый» (4 часа).
Психологический тренинг «Чувства и эмоции в цвете». Занятие «Юмор помогает в дружбе». Занятие «Добрый – красивый». Занятие «Игры народов мира».
«Тайна моего «Я» (4 часа).
Пресс – конференция с участием родителей «Однажды в моём классе…». Занятие «Я и мои товарищи. Какой я для Других?» занятие «Игры народов мира».
«Умение общаться» (6 часов).
Занятие «Шесть шагов разрешения конфликта». Тренинги «Умение общаться», «Разговор взглядов». Работа над проектом, защита проекта «Устроим праздник малышам».
«Толерантность спасёт мир» (4 часа).
Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений. Занятие «Толерантность спасёт мир». Занятие «Моё настроение. Ощущение собственной значимости». Занятие «Игры народов мира».
«Учимся управлять своим поведением» (5 часов).
Занятие «Учимся договариваться». Тренинг «Как я отношусь к людям». Занятие «Учимся управлять своим поведением». Поход в лес (горы, море, парк и т.п.).
«Добро и зло. Совесть» (4 часа).
Классный час «Улыбка и смех понятны для всех». Тренинг «Добро и зло. Совесть». Занятие «Я взрослею» занятие «Игры народов мира».
«Ребята, давайте жить дружно!» (3 часа).
Занятие «Нравится – не нравится». Игровой марафон «Дружат дети всей Земли».
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучающие должны иметь общее представление о принципах толерантности:
- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой – либо идее;
- добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности его убеждений;
- умение принудить себя, не принуждая других;
- подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественным потребностям;
- принятие Другого, который может отличаться по разным признакам: национальным, расовым, культурным, религиозным, и т.п.;
- толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению золотой середины на основе золотого правила нравственности.
Обучающиеся должны уметь:
- уважать себя, сверстников и старших;
- жить в коллективе и считаться с общественным мнением ;- соблюдать традиции классного коллектива;;- терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
- любить Родину, знать её историю, традиции и обычаи;
- разделять труд при выполнении заданий;
- действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Формы и виды контроля
Выставки, концерты, соревнования, конкурсы, конференции, портфолио, защиты проектов.
Методические рекомендации
Толерантное поведение начинается, как любое действие, с потребности вести себя именно так – принимать позицию Другого, жить без конфликтов, в согласии с самим собой и окружающим миром. Поэтому воспитание толерантности должно начинаться с воздействия на мотивационную сферу ребёнка.
Один из основных мотивационных методов – стимулирование толерантности.
Учитель, прежде всего, всячески поддерживает доброжелательное взаимодействие школьников, выражает положительное отношение к толерантным поступкам своих учеников, предостерегает от интолерантного поведения школьников, в чём бы оно ни выражалось.
Для формирования толерантной мотивации используют также метод воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую – либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми.
Осознанность толерантного поведения достигается при воздействии на интеллектуальную сферу младших школьников. Это, прежде всего, метод убеждения.
Такие доказательства легко найти в литературных произведениях, изучаемых на уроках литературного чтения, в текстах о живой природе, даже в некоторых математических задачах. Не должно быть нотаций, скучных назиданий и нудных нравоучений. Слушая предложенные доказательства важности толерантного поведения, учащиеся воспринимают, прежде всего, логичность изложения учителем своей позиции. Оценивая полученную информацию, они или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного учителем, автором литературного или художественного произведения, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.
Методом воспитания толерантности является рефлексия, обозначающая процесс размышления ребёнка о происходящем в его собственном сознании
Одним из методов, оказывающих влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение.
Данный метод является очень сильным, ведь под влиянием внушения могут возникать представления даже не соответствующие действительности, создаваться немотивированное настроение, складываться определённые суждения о людях и событиях.
Ещё одним методом воздействия на эмоциональную сферу младшего школьника при воспитании толерантности является самовнушение (переживание) – попытка ребёнка внушать себе ту или иную эмоциональную оценку своему поведению.
Очень важно при воспитании толерантного отношения к миру опираться на нравственно-волевые качества личности: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
2. Технические средства обучения – мультимедийный проектор.
Список используемой и рекомендованной учебно-методической литературы:
Романычева Н.В., Печёрина Г.М.. Воспитание толерантности. Традиция, 2011
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия
Под редакцией Е.А. Левановой. – СПб. : Питер, 2007г. – 208с.
Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей.
М.: Педагогика – Пресс, 1992г.-224с.
4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности.
М.: Академический проект, 2004г.-176с.
5. Ковинько Л.В. Воспитание младших школьников.
М.: 2000г.
6. Кузнецова В.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома.
Аквариум, ГПГТВ, 1998г.
7. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно- двигательный тренинг.
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.-160с.
8. Маленкова Л. В одном классе – два разных мира.
Народное образование, 2002г., №1
9. Петрусинский В.В. Исскуство общения в играх.
М.: Владос, 2007г. -157 с.
10. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных
навыков.
Ярославль: Академия развития, 2001г.
11. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у
школьников.
Ярославль: Академия развития, 2003г. – 192с.
12. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру.
М., 2001г.
13. Степанов П. Как воспитать толерантность?
Народное образование, 2001г., №9; 2002г., №9
14. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе.
М., 2002г.
15. Учитель и ученик; возможность диалога и понимания.
М.: Бонфи, 2002г
16. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности.
М.: Ось – 89, 2004г. – 80с