Технологическая карта урока математики на тему Основное свойство дроби (5 класс)
Технологическая карта урока
Тема урока: «Основное свойство дроби»
УМК: Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М. Мнемозина, 2013 Материалы и оборудование:
Задания для групп (приложение 1), задания для работы в парах (приложение 2), листы формата А4 для записи вывода, компьютерная презентация «Основное свойство дроби», компьютер, проектор, экран, цветные бумажные полоски (желтая, синяя, белая), ножницы.
дата класс предмет тип урока учитель
26.11.15 5 «В» математика Урок «открытия» новых знаний Фейзуллаева Юлия Николаевна
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об основном свойстве дроби.
Задачи урока Планируемые результаты
Общеобразовательные: Предметные:
научить в процессе практической работы определять равные дроби, сформировать умение применять данное свойство на практике учащиеся научатся: понимать и использовать на практике основное свойство дроби;
учащиеся получат возможность:
научиться применять основное свойство дроби при сравнении обыкновенных дробей с разными числителями и знаменателями.
Воспитательные: Личностные:
воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, ответственность и аккуратность учащиеся научатся:
уважительно относиться к своим одноклассникам и их точкам зрения при работе в группе в данной учебной ситуации;
учащиеся получат возможность:
научиться эмоционально воспринимать математические объекты, рассуждения.
Развивающие: Метапредметные:
развивать у учащихся память, речь, любознательность, познавательный интерес;
умение применять знания учащихся по теории на практике учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебной задачи;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
учащиеся получат возможность:
формулировать гипотезы и осуществлять их проверку;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
делать индуктивное умозаключение и вывод на основе фактов.
Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Универсальные учебные действия
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2 мин. Настрой на работу. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
5 мин. Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)- самостоятельно работают с места, отвечая на вопросы;
-делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;
- демонстрируют знания, умения по теме «Обыкновенные дроби»;
Сравнивают первые 2 пары, проговаривают правила.
Сравнение 3 пары вызывает затруднение.
(разные варианты ответов)
.
Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Учитель задает вопросы:
1. Из каких составных частей состоит дробь?
2. Что записывается под чертой дроби?
3. Что он показывает?
4. Что записывается над чертой дроби?
5. Что он показывает?
6. Прочитайте дроби: 1/2, 3/4, 5/7, 2/9, 7/10 как называются такие числа?
Слайд №1, 2, 3
95885017716500Создает проблемную ситуацию:
Слайд № 4, 5 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Логические: – формулирование проблемы.
3.Этап выявления места и причины затруднения. 2 мин. Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достаетдля решения исходной задачи (причина затруднения)
- с одинаковыми числителями или знаменателями
Нам не хватает знаний
- Об обыкновенных дробях
- Узнать как можно больше об обыкновенных дробях Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает
- какие обыкновенные дроби вы умеете сравнивать?
Почему мы не можем сейчас сравнить последнюю пару дробей?
- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
- Какую цель мы наметим? Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
4.Построение проекта выхода из затруднения
8 мин.Работа в группах (6 групп по 4 человека):
1 группа: Работа с квадратом.
Закрасить 3/4 и 12/16 квадрата (2 одинаковых квадрата).
Сравните закрашенные части квадратов.
Как получить вторую дробь из первой?
Как получить первую дробь из второй?
Сделайте вывод, попробуйте сформулировать правило (оформите вывод на листе А4).
2-я группа: Работа с кругом.
Закрасить 1/3 и 2/6 круга (2 одинаковых круга)
Сравните закрашенные части кругов.
Как получить вторую дробь из первой?
Как получить первую дробь из второй?
Сделайте вывод, попробуйте сформулировать правило (оформите вывод на листе А4).
3-я группа: У вас на партах лежат полоски: желтая, синяя и белая.
Возьмите желтую полоску.
Перегибанием разделите ее на две равные части ,разрежьте, какую часть полоски отрезали ? Подпишите ½. Отложите на край стола.
Теперь возьмите синюю полоску.
Перегибанием разделите ее на 4части и отрежьте 2/4. Подпишите 2/4. Отложите на край стола.
А теперь возьмите белую полоску.
Перегибанием разделите ее на 8 равных частей и отрежьте на 4 части. Подпишите 4/8.
4) Сравните подписанные вами части 1/2, 2/4, 4/8.
5) Как получить вторую дробь из первой? Третью дробь из первой? Вторую из первой?
6) Сделайте вывод, попробуйте сформулировать правило (оформите вывод на листе А4). -для того чтобы определить и понять тему сегодняшнего урока, проведем практическую работу.
Комментирует, направляет работу учащихся
Познавательные:
- выдвигать предположения;
- структурировать знания;
- выдвигать гипотезы (предположения);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
-выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
Регулятивные:
- планировать свою учебную деятельность;
-определять способы выхода из затруднения;
- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль;
- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения цели;
- составлять план (проект) решения учебной проблемы
Коммуникативные:
- высказывать свое мнение;
- контролировать действия партнёра;
-строить монологическое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
5. Физкультминутка
3 мин. Учащиеся сменили вид деятельности (разминка, движения, отдохнули) и готовы продолжать работу. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Слайд №6 6. Реализация построенного проекта.
5 мин. Учащиеся вывешивают рабочие листы на доску и представляют результаты работы классу.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же отличное от 0 число, то получится дробь, равная данной.
Основное свойство дроби
Запись в тетрадь (Слайд №10) Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта.
Обобщим результаты нашей работы, сформулируем свойство дробей по следующей схеме:
Если ..., то получится дробь равная данной. (слайд №7)
- Мы сейчас сформулировали с вами основное свойство дроби. Сравним нашу формулировку с записью свойства в учебнике на стр. 99.
- Запишите буквенную формулировку основного свойства дроби в тетрадь
(слайд №8, 9)
- Как бы вы назвали тему урока? Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению;
Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач.
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7 мин. Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
2∙57∙5=1035 и 5∙211∙2=1022 или
2∙117∙11=2277 и 5∙711∙7=3577Вернемся к задаче: Сравните 2/7 и 5/11
Теперь, вооруженные новым знанием, вы без труда решите эту задачу.
Как сравнить данные дроби? Какие дроби мы можем сравнить (с одинаковым числителем или одинаковым знаменателем)
Применим новые знания Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8 мин. Работа в парах (выполнять типовые задания на новый способ действия, выполнять самопроверку, выявить причины ошибок и их исправление).Самопроверка по эталону.
Слайд №11
Докажите верность равенств:
а); в);
б); г). Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданийна новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению;
Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, умение применять изученный материал.
9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока
5 мин. Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты
Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке
Намечают перспективу последующей работы
Запись домашнего задания Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
Слайд 12
Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)
Слайд 13
Комментирует домашнее задание:
№ 349 - обязательное задание
№ 358, 360, 365 – на выбор
придумать вариант теста по теме «Основное свойство дроби» - творческое задание.
. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению;Познавательные: умение структурировать знания;
Личностные: смыслообразование.